Что такое кривая забывания и как помочь студентам запомнить информацию надолго

Содержание:

Образный метод

Если рассказывать о том, как быстрее запоминать информацию, то данный способ стоит отметить вниманием в первую очередь. Поскольку он наиболее действенный

Запоминание – это процесс поиска связей. Или же их создание в массиве образов. Если хочется что-то отложить в памяти, нужно найти или создать новую визуальную связь. Информацию, в особенности абстрактную (идеи, мысли), нельзя зазубривать.

Вот простой пример. Слово sleeve, которое с английского переводится как «рукав», можно пытаться вбить себе в голову целый час, повторяя его до тошноты. Но зачем, если это реально запомнить за 5 секунд? Всё просто! Достаточно представить рукав кофты, доверху забитый сливами. Странно? Может быть. Но зато теперь даже вспоминать не придётся, что означает слово sleeve. А всё благодаря созданию связи между ним и образом.

Даже в преподавании этот метод используется. Вспомнить хотя бы уроки математики в школе. Да любой человек, закончивший её 10, 20 и 30 лет назад, на вопрос о том, что такое биссектриса, ответит – это луч, делящий один угол на два. А всё почему? Потому что биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Этот простой стишок все преподаватели использовали, чтобы облегчить ученикам жизнь.

Группировать и разделять чанкинг-методом

Если вы записываете номера телефонов или банковских карт через черточку, значит уже используете чанкинг-подход.

Быстрый эксперимент: в каком формате проще запомнить номер?

89265660000 8-926-566-0000

Пример справа выглядит проще за счет того, что цифры написаны по общепринятому шаблону. В итоге мы запоминаем не все одиннадцать чисел подряд, а четыре небольшие группы.

С предметами это тоже работает — просто находим в них что-то общее и группируем. Например, составить список продуктов по алфавиту или по видам: молочка, овощи, фрукты.

Самое главное — формировать те группы, которые вам самим понятны. Если ребенок не до конца разобрался, что такое форма государственного правления, вряд ли он запомнит страны из каждой группы.

Каша в голове: за что критикуют интерливинг

Было бы странно, если бы у этого подхода не появились и противники. Конечно, они есть.

«Интерливинг в лабораторных условиях показывает значительный эффект в том, что касается эффективного запоминания, и у меня, безусловно, нет никаких замечаний к этому конкретному исследованию, — упомянутый „Тампский эксперимент“ психолог из Виргинского университета Дэниел Уиллингем. — Я гораздо больше обеспокоен тем, как эти лабораторные техники будут сочетаться со всеми другими составляющими работы в классе: разной динамикой, разными детьми, разными учебными стилями. Например, какой-то процент учителей скажет: „Это не сочетается с тем, как я преподаю математику“. Точка».

Кроме того, когда темы подаются блоками, преподавателю проще планировать учебную программу. Поэтому блокинг остаётся доминирующим не только в школах, но и на курсах дополнительного образования, и при других формах обучения, в Scientific American.

Примечание

Это же издание и на один важный недостаток интерливинга с точки зрения учеников. Поскольку темы в интерливинге чередуются, учебный процесс ощущается как более растянутый, постепенный: быстро покончить с одним блоком информации и поставить галочку в чек-листе не получится. К тому же такое обучение, как уже упоминалось, требует от учеников постоянной концентрации, а значит, и больших усилий.

Ещё одна проблема интерливинга — его неправильное применение. Британский преподаватель Марк Энсер, возглавляющий факультет географии в Хитфилдском общественном колледже, поделился такой историей. Один из его знакомых учителей услышал на курсах совет о внедрении интерливинга в учебный план. Вместо того чтобы рассказать ученикам о тектонике в рамках одного блока, а затем перейти к другой теме, предлагалось провести урок по тектонике, на котором советовали также рассказать о реках и урбанизации.

Игра в ассоциации: чем объясняют пользу интерливинга

Преимущества интерливинга со ссылками на научные работы научно-популярный журнал Scientific American. Авторы одной из упоминаемых работ предполагают, что интерливинг оказывает благоприятный эффект на обучение из-за того, что он требует постоянной концентрации и повышает способность к различению сходных концепций. При блочном обучении такие различия стираются: например, ученики могут путать слово «иллюзия» с «аллюзией» или выбирать из двух похожих стратегий для решения математической задачи неправильную. Интерливинг же лишён этого недостатка, поскольку в нём более заметны различия между идущими друг за другом идеями и задачами.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Интерференция

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

Тренинг – лучший способ за короткое время развить память

Вы уже знаете, что для успешного запоминания требуется постоянная тренировка. Я понимаю вашу ситуацию, знаю, что хочется всего добиться за короткое время. И раз вы читаете эту статью, у меня есть для вас эффективное решение.

Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны.

В любом случае, друзья, у вас есть несколько вариантов, каким путем пойти: вы можете совершенствоваться самостоятельно или купить за небольшие деньги курс “100 имен за 30 минут” и максимально быстро добиться результатов.

А также можете найти другие варианты обучения на сайте Викиум. Попробуйте, это бесплатно. В любом случае есть гарантия, что вы прокачаете себя и станете гораздо лучше запоминать. На нашем блоге есть статья-обзор, прочитайте:

Тренажеры для мозга и курсы Викиум – самый подробный и честный обзор обучающей онлайн-платформы + отзывы

Ну что, учимся?

Результаты эксперимента

Оказалось, что в процессе письма активность мозга увеличивается, за счёт чего улучшается способность к запоминанию. Вопреки распространённому мнению о том, что гаджеты повышают эффективность, те, кто записывал информацию на бумаге, выполняли задание примерно на 25% быстрее, чем те, кто пользовался планшетами или смартфонами.

По мнению исследователей, всё дело в пространственных и тактильных отличиях бумаги от планшета и смартфона. Проще говоря, бумага — это более осязаемое постоянство. Кроме того, мы нередко делаем разные пометки при письме. А ещё при прокрутке страницы на планшете текст быстро исчезает из поля зрения.

Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

Метод Цицерона

Марк Туллий Цицерон — известный древнеримский политик и философ. Наверняка вы не единожды использовали цитаты этого мудреца для статуса в социальной сети. Наша любимая: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души».

Прославился Цицерон не только философскими трактатами и политической карьерой, но и ораторским мастерством. Перед выступлением он никогда не делал записи, рассуждал о самых сложных предметах долго и обстоятельно, опираясь исключительно на собственную память. Так в чем же секрет?

Метод довольно прост. Чтобы запомнить информацию, мысленно расположите данные в знакомой вам комнате в строгом порядке. Затем, чтобы воспроизвести изученный материал, вам нужно будет просто представить свою комнату и «посмотреть», какой факт где лежит.

Как использовать этот метод максимально эффективно:

  1. Определите четкую последовательность мест в комнате, где будете располагать информацию. Начните прямо с двери и двигайтесь по часовой стрелке. Приведем пример с философией: «Вот здесь стоит диван — на него помещаем принцип трансцендентальной апперцепции Канта, дальше — письменный стол, где хранятся «вещи в себе», на торшере висят категории пространства и времени, а на телевизоре — ступени чувственного познания». При этом вы должны не просто «бросить» факт на предмет мебели, а ясно его представлять со всеми содержательными тонкостями.
  2. Не передвигайте мебель в вашей воображаемой комнате. Если торшер стоит слева от дивана и справа от телевизора, так должно быть всегда.
  3. Если нужно запомнить сложный материал, где присутствует множество причинно-следственных связей, используйте не одну комнату, а, например, всю квартиру. Можете задействовать и квартиры ваших друзей.
  4. Чтобы быстрее овладеть методом Цицерона, попробуйте пару раз зарисовать план комнаты и на бумаге расположить факты, которые необходимо запомнить. После 2-3 тренировок сможете выполнять это упражнение в уме.

Данный метод отлично работает, когда важно запоминать данные в строгой последовательности. Например, исторические периоды, этапы творчества, даты сражений, американских президентов

Техника запоминания № 4. Метод Цицерона

Данная техника имеет много названий «Метод Цицерона», «Метод мест», «Дорога Цицерона», «Метод локации» и т. д. Этот метод имеет давнюю историю и является одной из самых древних техник запоминания информации.

Суть данной техники сводится к следующему. Вы выбираете хорошо знакомое помещение. Выделяете предметы, которые находятся в помещении. Причем в определенной последовательности по часовой или против часовой стрелки. Например, в помещении по часовой стрелке находится стол, книжный шкаф, кровать, телевизор, тумбочка.

В последствии, при запоминании списка, мы мысленно накладываем образы запоминаемых вещей на выделенные предметы интерьера.

Молоко мы размещаем на столе. На полке книжного шкафа у нас будет лежать сыр. На кровати укрытый одеялом:) лежит батон. Из экрана телевизора свисает ветвь с яблоком, а на тумбочке лежит кусок мыла.

Соединяя образ с предметом интерьера, мы мысленно фиксируем связь на 5 секунд. После этого переходим к следующему образу.

В последствии, для того чтобы вспомнить список продуктов, мы мысленно перемещаемся по комнате по заранее определенному маршруту от одного предмета к другому.

В отличии от предыдущих техник, данный метод имеет много достоинств и эффективно используется во многих современных системах запоминания информации.

Во-первых, это высокая скорость запоминания информации. При условии, что вы заранее сформировали систему вспомогательных образов на которые в последствии будет фиксироваться новая информация.

Во-вторых, объем запоминаемой информации ограничен только количеством предметов интерьера — вспомогательных образов. А их количество безгранично, т. к. вы можете постоянно расширять объем вашей пространственной памяти.

Итак, в данной статье представлены некоторые из техник запоминания информации. Каждая из них имеет положительные и отрицательные стороны. Как показывает практика, эффективная система запоминания информации включает в себя лучшее из каждой техники.

Онлайн-школа EnglishDom.com — вдохновляем выучить английский через технологии и человеческую заботу

Только для читателей Хабра первый урок с преподавателем по Skype бесплатно

! А при покупке занятий получите до 3 уроков в подарок!

Получи целый месяц премиум-подписки на приложение ED Words в подарок

. Введи промокодebbinghaus на этой странице или прямо в приложении ED Words. Промокод действителен до 14.04.2021.

Наши продукты:

  • Учи английские слова в мобильном приложении ED Words
  • Учи английский от А до Z в мобильном приложении ED Courses
  • Установи расширение для Google Chrome, переводи английские слова в интернете и добавляй их на изучение в приложении Ed Words
  • Учи английский в игровой форме в онлайн тренажере
  • Закрепляй разговорные навыки и находи друзей в разговорных клубах
  • Смотри видео лайфхаки про английский на YouTube-канале EnglishDom

Метод локусов

Название этого метода происходит от латинского слова locus — «место». Он также имеет ряд других названий: пространственная мнемоника, дворец памяти, чертоги разума, умственная прогулка.

Принято считать, что метод локусов зародился еще в Древнем Риме благодаря ораторам, которым всю информацию для многочасовых выступлений приходилось держать в памяти. Суть метода заключается в визуализации, в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным локациям. К фактам может относиться что угодно: иностранные слова, список покупок, имена людей и др.

Как работает метод локусов? Представьте, что вы стоите в своем доме (дворце памяти). Мысленно пройдитесь по этому дому, запоминая его отличительные особенности — их можно использовать для хранения информации, которую вы хотите запомнить. Каждая остановка на вашем пути будет тем самым «локусом», к которому вы можете привязать идею или объект. Например, входная дверь может быть одним локусом, тумбочка в коридоре — вторым локусом, лампа в гостиной — третьим. Если вам нужно запомнить какое-то слово, создайте ассоциацию между этим словом и одним из объектов в доме. Зафиксируйте это в голове. Когда вы будете думать о своем дворце памяти, вы вспомните не только маршрут, но и объекты, привязанные к локациям.

Полезные книги

Топ-3 полезные книги, которые подскажут, как научиться запоминать информацию:

  1. «Как читать, запоминать и никогда не забывать», М. Тигелаар (Скачать). Книга научит вас быстро и надолго запоминать новую информацию и сохранять в памяти больше, чем 70% данных, полученных за день (среднестатистическое значение). Вы познакомитесь с приемами запоминания и получите много практических советов.
  2. «Minne, или Память по-шведски. Методика знаменитого тренера по развитию памяти», И. Зогай (Скачать). Специалист по мнемонике познакомит вас с лучшими, интересными, веселыми и простыми упражнениями для развития памяти и запоминания. Вы научитесь быстро заучивать материал и добывать нужную информацию из глубин памяти. Повествование начинается с задач на запоминание лиц, дат, цифр и других элементов с целью проверки актуального уровня развития памяти. Затем идет немного теории, а потом снова появляются упражнения.
  3. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Р. Сайп (Скачать). С ее помощью вы не только научитесь быстро и качественно запоминать информацию, но и обучитесь скорочтению, раскроете интеллектуальный потенциал и научитесь грамотно распределять свою энергию, то есть повысите личную эффективность. В книге представлена теория, практические советы и упражнения.

В библиотеке на Litres можно найти немало других интересных и полезных книг по развитию и укреплению памяти. Например: «Как запоминать (почти) всё и всегда. Хитрости и лайфхаки для прокачки вашей памяти» (Р. Иставей), «Тренируй свою память. Японская система сохранения здоровья мозга» (Р. Кавашима), «Вопросы памяти» (М. Пон), «Супер-память за 7 шагов» (А. Сафронов), «Феноменальная память. Методы запоминания информации» (С. Матвеев) и другие.

Подключение аудиальной, слуховой памяти

По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная. Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки. Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.

Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон. Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание. Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.

Как можно научиться запомнить большие объемы информации

Добрый день, дорогие наши читатели! Сегодняшняя тема нашей статьи — феноменальная память. Попробуем сообща продолжить наш цикл о глубинах психологии человека. Многие у нас учатся и им постоянно приходится переваривать огромный поток информации. Не все могут запоминать огромные тексты, длинные стихотворения, цитаты и афоризмы великих людей. На помощь приходят шпаргалки и подсказки.

Мало кто в курсе, но нашу память можно тренировать и развивать. А со временем большие объемы данных, будут легко усваиваться и оставаться на долгое время. Попробуем сегодня сообща с Вами разобраться какие есть для этого секреты и приемы.

Практичные курсы по повышению своих способностей:

Как наш мозг всё запоминает?

Исследователи выяснили весьма интересный факт. Когда мы пытаемся вызубрить материал, то он задерживается в нашей памяти на относительно короткий промежуток времени. А вот глубоко осмысленный и понятный остаётся на многие годы. Когда мы начинаем применять логику, то количество и качество запоминания усвоенного, возрастает в разы.

Учёные считают, что в процессе запоминания наш организм требует потреблять большое количество энергии. Простыми словами происходит метаболизм мозга. Наши нервные клетки (нейроны и глий) периодически создают новые цепочки связи. Наша нервная система сохраняет активность возбужденных нейронов на биологической основе. Звучит немного запутано.

Нейроны начинают возбуждаться при каком-либо ярком событии или при сохранении информации. Связи становятся активней с каждым новым разом. Происходит своего рода тренировка и увеличение свойств мозга. Что в свою очередь позволяет подольше сохранить усваиваемый материал. Именно поэтому повторение так эффективно для желания что-то запомнить и воспроизвести через некоторое время.

Принцип повторения лежит в основе улучшения работы мозга и способностей нашей памяти. На практике существует несколько специальных методов, которые помогут за относительно короткий промежуток времени усвоить побольше сведений. И хоть мы не агенты спецслужб, но попробуем рассмотреть их.

Полезные советы

Люди все разные. Как по физическим, так и по психологическим параметрам. Из-за этого подходы должны быть индивидуальными. Одни лучше запоминают схемы и диаграммы. Другим более по душе ассоциативные методы. Перечислим несколько полезных советов, которые помогут усовершенствовать возможности памяти и запоминать побольше всего необходимого.

Цицерон или «римская комната. Этот великий оратор и выдающийся спорщик обладал своим секретом. Подготавливаясь к выступлению, он репетировал дома предстоящую речь. Особо нужные факты привязывал к домашней утвари и мебели. Выступая перед аудиторией, вспоминал свои тезисы, представляя комнату.

Попробуйте на его опыте применить к себе подобные навыки. Посмотрите на стол и «привяжите» к нему любой тезис. Подойдёт любой предмет домашнего интерьера: стул, диван, часы и прочее. Лучше всего чтобы они были расположены по кругу. Так лучше будет запоминаться текст.

Вводите основные мысли в текст. Это поможет выделять основные мысли в нём. Запомните, что в любом тексте 20-30% воды, которую не обязательно запоминать для выступления. А вот основные мысли занимают не более 20 процентов. Именно их и необходимо заучить. А воду можно будет добавлять по ходу пьесы.

3. Нет нужды много раз читать текст. Особенно опасно перед самим экзаменом. Нервы и так на пределе. В голове может твориться кутерьма и путаться мысли.

ВНИМАНИЕ! Прочтите главный текст только ОДИН раз. Но сделайте это вдумчиво и с расстановкой

Подобные действия помогут нам не зацикливаться на мелочи, а заострять внимание на главном.

4. Перестаньте часто повторять про себя текст. Повторы будут только балластом. При тренировках нам будет достаточно одного раза, для того чтобы усвоить нужную информацию. Попробуйте «скользить» по нему просто глазами. С первого раза может ничего не получится, но затем увидим, что всё работает.

Распределяйте нагрузки

Удобней всего не пытаться сразу запомнить весь текст целиком. Попробуйте разбить его на части. Наши способности не такие, как у компьютера. Но потихоньку можно развивать любые навыки. Развивайтесь понемногу, но старайтесь уделять этому каждый день.

Никоим образом нельзя забывать о собственном отдыхе. Без него можно эмоционально сгореть. Да и наш организм не является супер машиной. Даже ему требуется полноценный отдых.

Меняйте почаще обстановку. Многие опытные зубрилки советуют запоминать по частям и в разных местах. Можно где угодно. Хоть на лавочке в парке или на балконе. Лишь бы был толк.

Плюсы и минусы мнемотехники

Константин Дудин — профессиональный мнемотехник, рекордсмен по запоминанию, основатель «Школы развития памяти»:

«Мнемотехника — это алгоритмы, поняв которые, можно сильно упростить себе жизнь. Иметь хорошую память — выгодно, ведь это позволяет быть значительно эффективней. Благодаря мнемотехнике я очень хорошо сдал ЕГЭ и отучился в институте без единой четверки, получив красный диплом. Я сторонник того, что нужно научить этому как можно больше других людей».

Среди минусов мнемотехники Дудин упоминает лишь необходимость поддерживать дисциплину в обучении. Плюсов эксперты и исследователи методологии находят значительно больше.

Эффективность. Эксперимент Ричарда Аткинсона показал, что студенты с помощью ассоциаций запоминают на 40% больше иностранных слов, чем при механическом заучивании.

Скорость влияния. Практика мнемотехник физически реорганизует структуру мозга, повышая продуктивность памяти. Первый результат приходит уже через шесть недель тренировок, а значительные изменения наступают на четвертый месяц.

Доступность. Эксперты по раннему развитию уверяют, что мнемонике можно учить даже трехлетних детей. В то же время девятикратный победитель чемпионата мира по памяти Доминик О’Брайен познакомился с методологией только в 30 лет.

Воздействие на ментальное здоровье. Мнемонические техники полезны для профилактики и борьбы с когнитивными нарушениями в работе мозга вроде рассеянного склероза и болезни Альцгеймера.

Индустрия 4.0

Редактирование генов и протезы в мозг: как победить болезнь Альцгеймера

Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем «пробелы» в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа «белые пятна», которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

Как запомнить большой объем информации за короткое время

Рассказывая о техниках запоминания невозможно не рассказать о такой замечательной технике для быстрого запоминания как мнемоника или мнемотехника.

Как запомнить большой объем информации за короткое время

Большинству из нас ещё с детства знакома такая считалочка, которая позволяет очень быстро запомнить названия цветов радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Или, к примеру, раньше было актуально запоминать куда мы переводим часы осенью и весной. Многие путали, а меня всегда выручала такая формула «Весной-Вперёд, Осенью — Обратно». Эти простые примеры запоминания наглядно показывают как легко и быстро можно запоминать нужную информацию.

Как запоминать слова, не связанные между собой по смыслу

То есть мнемоника — это искусство сознательного запоминания или припоминания информации. Её основой является создание связей между запоминаемым материалом и теми идеями, которые не забываются никогда. То есть между словом и идеей создаётся образ, который легко вспомнить. К примеру, вам требуется запомнить 10 не связанных между собой слов: мёд, лес, свеча, дом, сон, кот, игла, кран, план, шум. Запомнить эти слова можно легко, если зрительно представить себе, например, такие картинки: вы с баночкой мёда идёте по лесу и видите пламя свечи в доме, заходите в дом и видите спящего крепким сном человека, рядом с ним кота, на столе лежит игольница с иглой, затем подходите к окну, из окна видите кран, который строит новый дом по плану и создаёт шум.

Как можно запомнить иностранные слова

Запоминать иностранные слова рекомендуется по созвучию с русскими словами. Хотя этот способ лично для меня немного трудноват, но некоторым людям подходит отлично. К примеру, thank you very much – сенька, бери мяч. Или между словом по созвучию можно определить связь со словом, например, Mal (зло) — моль приносит вред, а значит творит зло. Практически все супер курсы по ускоренному изучению языков, продающиеся и предлагаемые в интернете на данный момент основываются именно на такой технике запоминания.

А если цифры?

Есть ещё один оригинальный способ запоминания цифр. Предлагается запоминать цифры в связи с какими-то скабрезными шутками и пошлыми фразами. Например, надо запомнить цифру 224237, запоминаем её через считалочку: мой сосед обычно идёт на улицу в 22 часа, чтобы охмурить 42 девицы и 37 из них точно согласятся на его предложение. Выражения можно употреблять и покрепче, в рамках этой статьи я в силу этических соображений, их здесь не привожу. Цифры можно запоминать, и присваивая каждой цифре какую-либо ключевую букву. Затем к ключевой букве подбираем слова и легко воспроизводим цифры.

Текстовая информация

Если вы заучиваете какой-либо текст, предлагается его прочитать и выделить логически связанные между собой слова. К примеру, надо запомнить текст: « Когда-то, очень-очень давно, с незапамятных времён, жил Высоко в непроходимых горах мирный пастушеский народ, отделённый от остального мира высокими скалами, глубокими пропастями и дремучими лесами. История не помнит и не знает, сколько веков назад забрались на горы и проникли в эту страну закованные в железо чужие, сильные и высокие люди, пришедшие с юга».

Находим логические звенья: с незапамятных времён — пастушеский народ – густыми лесами. Веков назад – забрались – чужие – с юга. То есть, задавая вопросы, можно составить текст: Когда? – Кто жил? – Как давно? – Кто пришёл? — Откуда пришёл?

Стихотворения предлагается запоминать тем же способом. Разница лишь в том, что рифмы легче заучивать.

Итак, как вы видите, уважаемые, читатели, существует множество способов как запомнить большой объем необходимой информации за короткое время. Применяйте и используйте для себя любой из них, тот, который подходит именно вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector