Все о словарном запасе

Акция

ВСЕМ, КТО ОСТАВИЛ ЗАЯВКУ ДО 25 ноября

(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)

1. В акции принимают участие все заполнившие заявку
2. Первый пробный урок (30 минут) проводится бесплатно.
3. При первой оплате 5 занятий студент получает 2 урока по 45 минут с выбранным преподавателем и по выбранному курсу бесплатно (1 урок с преподавателем — носителем языка).**
4. Акция не суммируется с другими действующими предложениями и скидками.*
* Например, студент оплативший первые три занятия по льготной цене, не принимает участия в данной акции.
** При оплате 30 минутных уроков студенту предоставляется 2 урока по 30 минут (1 урок 30 минут с носителем языка).

Полезные материалы по теме

Если вы учитесь в школе, я могу вам предложить четыре бесплатных электронных пособия по русскому языку. Это справочники для подготовки к разным видам контроля – ОГЭ, ЕГЭ, ВПР. Их составляли обычные учителя. Там есть системное объяснение грамматики и рекомендации о том, как сформировать хороший словарный запас для сочинений.

Чтобы получить пособия – укажите свой электронный адрес на этой странице, архив с пособиями отправится вам автоматически.

Еще я вам рекомендую зарегистрироваться на проекте Викиум. Он посвящен саморазвитию и там почти все материалы полностью бесплатные. Вот несколько тренажеров, которые помогут вам быстрее расширить словарный запас:

Мастер слов. Тренажер будет генерировать игровые задачи, для решения которых нужны будут разнообразные слова. Он поможет вам быстрее подбирать нужное слово, эффективнее «схватывать» текстовую информацию

Плюс, здесь развивается абстрактное мышление и внимание.
Журналист. Программа направлена на развитие разных навыков работы с текстом

Вы будете учиться подбирать синонимы и антонимы к предлагаемым словам, понимать их семантические связи (то есть сходства и различия в значении). Тренажер также направлен на формирование умения правильно строить предложения, логично выражать свои мысли.
Анаграммы. Вы будете разгадывать анаграммы из русских букв. Задания бывают как простые, так и сложные. Чтобы справиться с каждым заданием, надо будет перебрать в голове несколько возможных слов. Эта работа заставит вас серьезно напрячься и сосредоточиться.
Писатель. Вы потренируетесь создавать грамматические конструкции, сортировать разнородные понятия. Есть задания на правила словоупотреблений – чтобы с ними справиться, вам придется вникнуть в особенности стилистической окраски и оттенки значений слов.
Редактор. Вы будете учиться ясно и четко формулировать свои мысли, переключаться с одних вербальных категорий на другие. Тренажер также развивает внимание и коммуникативные навыки.
Картина слов. Тренажер помогает подбирать ассоциации к словам и «закреплять» каждое новое слово в памяти. Развивает как навыки работы с текстом, так и общий навык запоминания.
Проверка чтения. Тоже рекомендую вам эту программу. В ней вы потренируетесь читать на скорость и анализировать, всё ли из прочитанного вам было понятно.

Регистрируйтесь и занимайтесь в свое удовольствие.

Посмотрите видеоролик Николая Ягодкина о том, в чем разница между активным и пассивным словарным запасом. Николай является создателем учебного центра Advance-club, где очень много развивающих материалов – в целом по учебе, по изучению английского языка, математики и других дисциплин.

Словарный запас среднестатистического человека

Русский язык

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов. Наиболее употребительными слова, согласно «Частотному словарю русского языка» под редакцией Л. Н. Засориной — являются около 40 тысяч слов, а наибольшую частоту имеют чуть более 9 тысяч слов, покрывающих более 90% обработанных при составлении словаря текстов. По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет около 5000 слов. Высокообразованный человек знает порядка 8000 слов. Интересно, что «Словарь языка Пушкина», содержащий используемые классиком слова, содержит непревзойденный пока показатель — приблизительно 24 тысячи слов. Не изданный «Словарь языка В. И. Ленина» по некоторым данным должен был содержать около 30 тысяч слов.

Английский язык

По официальным данным Оксфордского словаря, в английском языке насчитывается 250 тысяч слов и около 615 тысяч словообразований. Но некоторые исследователи утверждают, что при подсчёте английских слов необходимо учитывать все неологизмы, включая слова из интернет-блогов и других неофициальных ресурсов, а также слова, употребляемые только в разновидностях английского языка, к примеру, в Китае и Японии. Так, компания Global Language Monitor насчитала в английском 986 тысяч слов.

Японский язык

Японский язык содержит около 50 тысяч иероглифов. Активный словарный запас японцев формирует Министерство просвещения, именно оно рекомендует своим соотечественникам 1850 иероглифов для повседневного использования, из которых 881 изучается в начальной и средней школе. В среднем японец обходится 400 иероглифами в повседневной жизни, а газеты и журналы используют 3000 иероглифов.

Пишите от руки

Фото: pixabay.com

Если возникает проблема с употреблением новых слов в разговорной речи, заведите дневник, в котором будете рассказывать о событиях, высказывать свои мысли, писать на интересующие вас темы, используя новые слова. Делая записи от руки, вы будете более сосредоточены и сконцентрированы, поэтому сможете лучше запомнить написанное в тетради и развить письменную, а затем и устную речь.

Дневниковые записи не для вас? Вспомните детство, когда в первом классе вы аккуратно выводили в прописях одно и то же слово. Попробуйте так же с новыми словами, а чтобы не было скучно — возьмите ручку в левую руку (или в правую, если вы левша). На крайний случай — заведите блог (можно даже закрытый, если стесняетесь аудитории) и пишите развёрнуто в «Телеграме», «Инстаграме»… где — не так принципиально.

Окружить себя людьми с другим словарным запасом

Общайтесь с новыми людьми

Наш привычный круг друзей «варится» на одном лексиконе.

У нас одинаковые темы разговора, одинаковые способы изложения новостей.

Хороший способ развития речи и словарного запаса — пойти в новый клуб, присоединиться к новой компании друзей, пойти в поход и так далее.

К примеру, попав в альп-турклуб я тут же приобрел сотню новых слов:

Альпеншток, каремат, булинь, вибрамы, мембрана, траверс, дюльфер…

А еще мне понравились разговоры бывалых путешественников и их красочные рассказы о горах, пещерах, водопадах. Захотелось и самому так научиться рассказывать!

Заглянув на фото-курсы приобрел новые слова:

  • Фокус, выдержка, диафрагма, контражур, рефлекс…
  • Этими словами пришлось пользоваться, к примеру, для того чтобы объяснить, почему одна фотография лучше другой.

Вот уж не думал, что словарный запас обогатится в спортзале. Но… появились новые слова:

Названия аминокислот, витаминов, микроэлементов… 

Вот и развился словарный запас.

Так что, уважаемый читатель, если вы читаете эту статью не для себя, а для другого человека — подтолкните его  к смене интересов и круга своего общения. Это тоже полезно для развития словарного запаса.

Что еще полезно для развития словарного запаса?

Как бы вам ни хотелось поскорее начать рассказывать всё подряд, полезно научиться говорить без мусорных звуков и слов.

Лучше сразу следить за этим, чем потом переучиваться.

Привычка пользоваться мусорными словами вместо полезных слов может превратиться в проблему.

Мусорные слова препятствуют развитию словарного запаса

Слова: «реально», «круто», «короче», «клёво» и другие. Этими словами можно заменить половину словарного запаса.

Т.е. кое-какая польза от таких слов есть.

Но использование таких «универсальных слов» не дает стимула пополнять наш разговорный словарный запас.

— Фильм — класс! Бомба! Я тебе говорю. Короче, реальный фильм. Вобщем, как его, ну, ты понял… 

Если вы перестанете использовать такие слова — у вас появится стимул искать более точные слова.

Т.е. накапливать новые слова и развивать словарный запас.

К примеру, выражение: «крутая футболка» может обозначать всё, что угодно:

  • Красивый рисунок
  • Необычный цвет
  • Качественная ткань
  • Известный бренд
  • Подходит по стилю
  • И так далее.

И, если не использовать слово «крутая» — придется искать подходящее слово, т.е. развивать словарный запас.

9 Слушай больше хорошей музыки

Музыкальные тексты разных жанров богаты интересными средствами художественной выразительности. Порой в треке какого-нибудь рэпера метафор столько, сколько не найдешь в стихотворении заслуженного классика.

Музыка — это важный культурный пласт, который не стоит игнорировать. Естественно, некоторые поп-треки настолько часто играют отовсюду, что делают любой позитивный посыл деструктивным. Именно поэтому тебе надо копнуть глубже и заняться поиском хорошей музыки самостоятельно.

В этом тебе помогут профильные издания и всевозможные музыкальные паблики. Кто ищет — тот всегда найдет.

11 Применяй новые слова на практике

Когда твой словарный запас будет постепенно пополняться, находи способы применять полученные знания на практике. Как мы уже говорили выше, можешь начать вести небольшой блог, записывая там свои мысли и планы.

Кроме того, старайся регулярно общаться с людьми, оперируя новыми фразочками и создавая новые контексты. Возможно, кто-то из твоих старых друзей скажет: «Эй, где ты всему этому понабрался?», а ты возьми и скажи: «Братишка, у нас такой богатый язык, вот я и решил покопаться в его недрах».

Стоит отметить, что сейчас освоить любой язык, дисциплину или навык можно прямо из дома. Иногда для этого даже не нужны репетиторы и прочие коучи. Достаточно собраться с мыслями и приучить себя к регулярной практике, пользуясь общедоступными сервисами. 

Поверь, у тебя все получится.

Тест на запас слов русско–говорящих людей

Для определения объема слов у носителей русского языка недавно было проведено интересное исследование. Оно проводилось в форме тестирования, где желающие отмечали в предоставленном списке понятные и используемые ими слова. Слова отмечались только в случае полного понимания определения.

Для повышения качества тестирования и отсортировки недостоверной информации в списках присутствовали несуществующие обозначения. Присутствие в анкете испытуемого хотя бы одного слова из несуществующих и отмеченного как знакомого ему, считалось недостоверной информацией и не учитывалось.

В ходе проводимой работы были получены следующие данные:

  • Пассивный словарь человека увеличивается с каждым годом вплоть до 20 летнего возраста. Далее темп развития снижается, постепенно исчезая после 40 лет. В этом возрасте и до конца жизни запас слов у человека остается неизменным.
  • Учеба в школе добавляет детям в пассивный словарь до 10 слов каждый день. Активный и пассивный словарный запас школьника постоянно растет.
  • К концу учебы подростки владеют в среднем 50 тысячами слов.
  • Школьное время увеличивает рост объема слов почти в 3 раза.
  • После окончания школы пассивный словарь человека приостанавливается в росте и составляет в среднем 3–4 слова ежедневно.
  • В 55 лет запас слов продолжает свое снижение, за счет необратимого ухудшения памяти и применения некоторых слов на практике.

Проведенное исследование оценило уровень образования испытуемых, получив интересные выводы. Оказывается, что обладание наибольшим объемом слов у людей происходит в неодинаковый момент жизни. Средне специальное образование подразумевает окончание роста слов в 40 летнем возрасте, а высшее немного позже – после 50 лет. Такой разрыв в 10 лет объясняется в расхождении выполняемой работы и занимаемой должности у людей с разным образованием. Некоторые люди в 50 лет читают научные книги и получают новые знания из-за специфики работы или по собственному желанию для самообразования.

Также был выявлен интересный факт, который показал, что испытуемые, доучившиеся в учебном заведении и не закончившие его по личным причинам, имеют одинаковый по объему пассивный словарь.

Запас слов взрослых людей с разным уровнем образования:

  • Пассивный запас слов имеет одинаковые показатели у людей со средним образованием и средне специальным. Он варьируется в пределах 70–75 тысячи слов.
  • Люди, получившие высшее образование, или не окончившие институт имеют в своем багаже запас из 80 тысяч слов.
  • Образованные люди, кандидаты наук имеют богатый словарный запас в 86 тысяч слов, что на 6 тысяч больше, чем у получивших высшее образование.

Полученное образование, конечно, влияет на запас слов человека, но не на все 100%. Огромный вклад в развитие лексикона вносит сам человек, постоянно самосовершенствуясь и занимаясь самообразованием. Поэтому легко повстречать человека, заканчивавшего только школу со словарным запасом больше в несколько раз, чем у получившего высшее образование. Главную роль в этом вопросе играет общительность, род занятий и образ жизни человека.

Проведенное исследование не дает полное представление о словарном запасе среднестатистического русского человека, так как содержит небольшие погрешности. Но несмотря на это помогает определить связь запаса слов с возрастом и уровнем образования.

Словарный запас и его значение в развитии личности

Богатство словарного запаса напрямую свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Человек с богатым словарным запасом воспринимается обществом, как яркая, умная, возможно, одарённая и незаурядная личность, способная грамотно сформулировать свои идеи, мысли и донести их до собеседника.

Обладающие богатым лексиконом люди более успешны в бизнесе, быстрее продвигаются по карьерной лестнице, к ним охотнее прислушиваются как коллеги, так и руководство. У таких людей, с высокой степенью вероятности, работа будет интересной, захватывающей и творческой, а достижения значительными.

Чем выше уровень развития вербального интеллекта, тем более вероятно, что человек преуспеет как в деловой сфере, так и в личной жизни.

Как расширить словарный запас

Если после всего вышесказанного у вас еще есть желание расширить словарный запас, двигаемся дальше. Как вы уже поняли, метод простого машинального заучивания новых слов малоэффективен. Необходим другой подход.

Прежде всего, следует познавать этот мир, то есть много читать, смотреть образовательные фильмы, интересоваться тем, что происходит вокруг. Благодаря такой любознательности в вашей жизни сами по себе начнут появляться новые слова, о которых вы раньше не знали. А интерес к теме поможет зафиксировать их в голове надолго.

Услышав или прочитав новое слово, постарайтесь узнать о нем побольше: поинтересуйтесь, что оно означает, узнайте о том, когда его уместно использовать в речи. Не поленитесь для этого открыть какую-нибудь бумажную или электронную энциклопедию. Познакомившись с новым словом, постарайтесь употреблять его в своей речи какое-то время, например, несколько дней. Благодаря этому оно закрепится в памяти и прочно войдет в ваш лексикон.

Работая над своим словарным запасом, настройтесь на продолжительную учебу. Лучше учить одно-два слова в день и постепенно вводить их в свою повседневную речь. Этот подход более надежен, нежели выучить десять слов за день, а через неделю забыть об их существовании. Для того, чтобы обогатить свой словарный запас, необходима дисциплина и целеустремленность. Приучите себя каждый день, или каждую неделю, вводить несколько новых слов в свою речь и неизменно придерживайтесь этого правила.

Когда общаетесь с людьми, старайтесь использовать слова, которые расширяют ваш и их кругозор. Например, для описания чувств можно всегда использовать одно и то же слово – «радость». А можно подобрать и другие слова, которые более точно и ярко передадут ваши ощущения. Например, слова «восторг» или «веселье». Однако не стоит злоупотреблять красноречием. Порой то или иное слово может быть неуместным в данном контексте. Поэтому при общении всегда старайтесь подобрать нужное и подходящее слово. А еще лучше, если это будет слово, которое вы выучили недавно.

О законе Парето и важности лингвистической догадки

Изучающим английский язык необходимо понимать 90—95% наиболее часто употребляемых в повседневной жизни слов. Откуда именно такие цифры? Примерно столько слов нужно знать, чтобы хорошо понимать написанное и сказанное. К тому же, выучив именно столько слов, вы сможете угадать значение оставшихся 5—10% просто из контекста! Не совсем 80/20, но принцип тот же: лишь малая часть ваших усилий принесёт значимый результат.

Это крайне важный момент! Если вы уже достигли высокого уровня понимания языка, это значит, что пора закрыть словарь и разрешить себе учиться «индуктивно», из контекста и путём догадок. Вы и так ежедневно этим занимаетесь — никто ведь не знает все слова в родном языке. Так почему не проделать то же самое с английским?

Польза большого словарного запаса

Что вы получаете вместе с богатым лексиконом? Преимуществ несколько. Человек, владеющий большим количеством лексических единиц и умеющий их грамотно и к месту употреблять:

  • производит приятное впечатление уверенности, силы;
  • умеет убедительнее отстаивать точку зрения;
  • лучше доносит до собеседника импульс, чувства, эмоции;
  • завоевывает славу образованного, высококультурного человека;
  • повышает свою конкурентоспособность;
  • способен переманить на свою сторону.

Такой человек сумеет найти подход к любой аудитории

А это важно. Представьте, что большинство ваших слушателей успешные предприниматели / молодые мамы / пожилые люди / старшеклассники / сотрудники научного сообщества

Немыслимо, обращаясь к каждой из этих категорий, изъясняться одинаковыми словами и выражениями. Грамотный оратор учтет, с кем взаимодействует, сумеет встать на одну ступень со слушателями.

Также богатый словарный запас пригодится в личном общении, споре, отстаивании мнения. Шансы получить желанное место работы, продвинуться по карьерной лестнице и даже занять руководящую должность всегда выше у человека, который прекрасно умеет говорить и убеждать.

Словарный запас

Словарный запас (словарь, лексикон) – это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек.

Какими же должны быть объёмы активного и пассивного словарного запаса? Неожиданно оказалось, что ответить на этот вопрос довольно сложно. Объём словаря В.И. Даля насчитывает двести тысяч слов, академического словаря современного русского литературного языка – около ста тридцати тысяч, последнее издание толкового словаря Ожегова – семьдесят тысяч слов. Очевидно, подобные значения превышают словарный запас даже самого эрудированного человека. К сожалению, точных научных данных о том, каким в среднем является активный и пассивный словарный запас взрослого образованного человека, нет. Оценки активного словарного запаса разнятся от пяти тысяч до тридцати пяти тысяч слов. Что касается, пассивного словарного запаса, то разброс составляет от двадцати тысяч до ста тысяч слов. Скорее всего, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Разумно предположить, что активный словарный запас взрослого человека достигает примерно пятнадцати тысяч слов (как известно, активный словарный запас такого мастера слова как Пушкин был порядка двадцати тысяч слов), а пассивный словарный запас – сорока-пятидесяти тысяч слов (сложно представить себе обычного человека, который знал бы все значения слов из словаря Ожегова).

Существует простой способ, помогающий примерно оценить объём пассивного словарного запаса. Возьмите толковый словарь, например, тот же словарь Ожегова, откройте его на произвольной странице, посчитайте, сколько из определяемых слов вам известно. Будьте честны с собой: если слово кажется вам знакомым, но его значение вы точно не знаете, то это слово считать не нужно. Далее умножьте эту цифру на количество страниц. Конечно, нужно учитывать, что такой результат приблизителен: вы должны допустить, что все страницы содержат одинаковое количество статей, из которых вы знаете одинаковое количество слов. Для чистоты эксперимента можно повторить эти действия несколько раз. Однако точного результата вы всё равно не получите.

Если вам лень возиться со словарём и подсчётами самостоятельно, вы можете воспользоваться нашим тестом.

Определение и использование

Словарь обычно определяется как «все слова, известные и используемые конкретным человеком».

Продуктивное и восприимчивое знание

Первое важное различие, которое необходимо сделать при оценке словесного знания, заключается в том, является ли знание продуктивным (также называемым достижением) или принимающим (также называемым получением); даже внутри этих противоположных категорий часто нет четкого различия. Слова, которые обычно понимаются, когда их слышат, читают или видят, составляют восприимчивый словарный запас человека

Эти слова могут варьироваться от хорошо известных до малоизвестных (см. ниже). Восприимчивый словарный запас человека обычно больше из двух. Например, хотя маленький ребенок еще не может говорить, писать или подписывать, он или она может быть в состоянии выполнять простые команды и, кажется, понимает значительную часть языка, которому они привыкли. В этом случае восприимчивый словарный запас ребенка, вероятно, составляет десятки, если не сотни слов, но его или ее активный словарный запас равен нулю. Однако когда этот ребенок учится говорить или жестикулировать, его активный словарный запас начинает увеличиваться. Также возможно, что продуктивный словарный запас будет больше, чем рецептивный словарный запас, например, у изучающего второй язык, который выучил слова посредством изучения, а не воздействия, и может производить их, но испытывает трудности с распознаванием их в разговоре.

Следовательно, продуктивный словарь обычно относится к словам, которые могут быть произведены в соответствующем контексте и соответствуют предполагаемому значению говорящего или подписавшего. Однако, как и в случае с восприимчивой лексикой, существует множество степеней, при которых конкретное слово может считаться частью активного словарного запаса. Знание того, как произносить, подписывать или писать слово, не обязательно означает, что слово, которое было использовано правильно или точно отражает предполагаемое сообщение; но он отражает минимальное количество продуктивных знаний.

Степень знания

В рамках различия между восприимчивым и продуктивным лежит диапазон способностей, которые часто называют степенью знания . Это просто указывает на то, что слово постепенно входит в словарный запас человека в течение определенного периода времени по мере усвоения большего количества аспектов знания слова. Условно эти этапы можно описать так:

  1. Ни разу не встречал этого слова.
  2. Слышал слово, но не могу его определить.
  3. Распознает слово в зависимости от контекста или тона голоса.
  4. Способен использовать слово и понимать общее и / или предполагаемое значение, но не может четко его объяснить.
  5. Свободно владею словом — его употребление и определение.

Глубина познания

Различная степень знания слов подразумевает большую глубину знания , но процесс более сложен. Знание слова имеет множество аспектов, некоторые из которых не являются иерархическими, поэтому их усвоение не обязательно следует линейной прогрессии, предполагаемой степенью знания . Было предложено несколько структур знания слов, чтобы лучше реализовать эту концепцию. Одна такая структура включает девять аспектов:

  1. орфография — письменная форма
  2. фонология — устная форма
  3. ссылка — значение
  4. семантика — понятие и ссылка
  5. регистр — правомерность использования или регистр
  6. словосочетание — лексические соседи
  7. словесные ассоциации
  8. синтаксис — грамматическая функция
  9. морфология — части слова

Определение слова

Слова можно определять по-разному, и оценки объема словарного запаса различаются в зависимости от используемого определения. Наиболее распространенное определение — это лемма (изменяемая или словарная форма; сюда входит прогулка , но не прогулки, ходьба или ходьба ). В большинстве случаев леммы не содержат имен собственные (имена людей, мест, компаний и т. Д.). Другое определение, часто используемое при исследовании размера словарного запаса, — это семейство слов . Это все слова, которые могут быть образованы от основного слова (например, слова « без усилий», «без усилий», «с усилием», «с усилием» являются частью слова «семейное усилие» ). Оценки размера словарного запаса варьируются от 200 тысяч до 10 тысяч в зависимости от используемого определения.

Чаще заглядывай в словарь

Когда-то один очень умный учитель русского языка сказал: «Хочешь изучить язык досконально — постоянно заглядывай в словари». На вопрос: «какой именно»? Он ответил просто и понятно: «все». В первую очередь приходит на ум и попадается под руку любой толковый словарь составленный легендарным С. И. Ожеговым. Для того чтобы знать значение вычурных архаизмов, сложных терминов, и когда надо писать «одевать» а когда «надевать» заглядывать туда необходимо каждому. В том числе и филологам со стажем. Язык меняется, какие-то слова теряются, какие-то появляются. Сам словарь тоже редактируется, хоть и не сильно. Другое дело, что одного словаря Ожегова хватит для расширения словарного запаса с лихвой. Ты удивишься, как много слов ты не знал.

В идеале работать с ним нужно таким образом: увидел незнакомое слово — сразу полез искать его значение. Ну и вечером выучить 15-20 новых слов. Помимо этого, запоминай, как правильно ставится ударение в слове и как правильно его писать. Кроме того, не помешает заглядывать во фразеологический словарь. Просто всякие выражения, идиомы и поговорки являются большой частью языка, и обойтись без них в речи (если только это не документ) невозможно. К тому же, она придает неформальный окрас и просторечное богатство речи, так что загляни туда, чтобы не сказать «До морковкина заговенья», когда тебя попросят рассказать про постельные способности твоей новой подруги. Ну и как минимум, это очень интересно. Хочется отметить, что нашему поколению невероятно повезло, ибо нам не придется таскать за спиной тяжеленные талмуды, все эти словари есть в электронном виде, так что они действительно «под рукой», нужно только заглядывать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector