Что такое ораторское искусство и какие у него базовые правила?

Содержание занятий

Разные тренеры практикуют различные методики, они могут в чем-то совпадать, а в чем-то нет. Вот, например, план как овладеть ораторским искусством, рассчитанный на 8 занятий.

На первом уроке происходит знакомство с терминологией – риторикой, стилистикой, логикой, искусством ведения спора, ораторским мастерством. Обсуждаются сферы применения навыков, выясняются, для чего необходимо владеть грамотным литературным языком. Обычно в конце или начале занятия лектор дает возможность всем присутствующим выступить с кратким заявлением-приветствием о себе, своих привычках, увлечениях, качествах характера. Обсуждаются вероятные ошибки в речи, дается понятие ритма, норм произношения, интонации и артикуляции, ударения.

2 урок посвящается непосредственно началу обучения красноречию. Рассказывается о примерных упражнениях, способах совершенствования природных задатков оратора. Выясняется, кому человек подражает (если ли у него кумир среди известных людей) и почему. Проводятся практикумы, обсуждаются свои и чужие ошибки, изучаются примеры из классики (писатели, поэты, актеры). Изучается роль позы, жестов, мимики в ораторском искусстве, прорабатываются сила голоса, темп, артикулирование и интонации – когда их использовать и как. На 3 уроке проводится изучение поздравительной речи (социально-бытовое красноречие) – что это такое, когда ее произносят, на чем делается акцент. Что она значит для слушающего и говорящего, в чем разница.

Подробно разбираются основные канонические примеры таких выступлений, как научиться ораторскому искусству самостоятельно, в конце урока все присутствующие пробуют произнести поздравительную речь на заданную тему. Обсуждаются ошибки, проверяется ударение, интонации, ритм.

4 занятие посвящается деловым переговорам: как к ним готовиться, как вести, что можно (и что нельзя) делать. Изучается тактика принятия компромиссов. Дается понятие делового общения, как комплексного навыка по умению говорить, давать собеседнику возможность высказаться, предложение взаимовыгодных условий (с аргументацией), достижение договоренности, использование языка тела, жестов, мимики. Обязательно рассматривается навык использования аргументов в деловой речи: когда их приводить, на чем делать акцент.

Последующие уроки посвящены этике деловой речи, понятию имиджа делового человека, правильности и точности употребляемых слов, политическому красноречию (с примерами). Закрепляются навыки, подробно разбираются все ошибки, вносятся корректировки.

Завершается обучение формированием индивидуального стиля у каждого обучающегося, тематическим выступлением по самостоятельно подготовленному плану.

Техника речи и голос

Поставившим себе цель, как обучиться ораторскому искусству, обязательно нужно обращать внимание на технику ораторского мастерства: умение делать паузы, владение практикой постановки интонаций, языком тела, мимикой, жестами, позой, общая манера речи оратора. Не менее важен голос – его сила, тембр, обертоны, привлекательность для слушателей

Говорящий должен уметь увлечь присутствующих, буквально заворожить, как профессиональный декламатор заставляет публику в зале слушать то, что он произносит. Для этого придется серьезно тренироваться, исправляя ошибки речи, расширяя словарный запас, работая над мимикой и интонациями

Не менее важен голос – его сила, тембр, обертоны, привлекательность для слушателей. Говорящий должен уметь увлечь присутствующих, буквально заворожить, как профессиональный декламатор заставляет публику в зале слушать то, что он произносит. Для этого придется серьезно тренироваться, исправляя ошибки речи, расширяя словарный запас, работая над мимикой и интонациями.

Поведенческие приемы

Неплохо взять за основу манеру поведения какого-нибудь политика, публичного деятеля, выдающейся личности. Для этого нужно проанализировать выступление, детально разобрать, в какой позе стоит (сидит) человек, положение головы и корпуса, жесты рук, смена выражений его лица.

Работа с аудиторией

Наука под названием ораторское искусство, обучающая, как научиться говорить красиво, подразумевает обязательные публичные выступления. Только многократно шлифуя свое искусство оратора, пока не исчезнет страх перед аудиторией, а речь станет плавной, легкой, как пение соловья, можно добиться каких-то серьезных результатов. Основные примеры можно найти на нашем сайте – это практикумы, видеоуроки, интервью с актерами. Но лучше со временем выработать свой собственный, уникальный стиль, обобщив опыт известных ораторов.

Обучение ораторскому мастерству

Ораторскому мастерству может обучаться каждый. Главное, чтобы было желание и нацеленность на результат. Нужно не бояться трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения. Только терпение и старание принесут ожидаемые результаты. Даже многие известные люди, которые смогли добиться успехов в ораторстве, первоначально сталкивались со сложностями. К примеру, Маргарет Тэтчер сумела изменить свой визгливый голос, который от природы был таковым. Её усердная работа по изучению актерского мастерства дала свои плоды. Политический деятель Франции Мирабо так научился преподносить заученные тексты, что они стали казаться настоящей импровизацией.

Обучение ораторскому искусству можно проводить самостоятельно, но в специализированных школах и центрах занятия будут более эффективными. Разработанные программы и психологические тренинги — популярные способы избавления боязни выступать перед публикой, развития мышления и памяти, пополнения разговорного запаса и приобретения уверенности в себе. Здесь можно научиться правильно формулировать мысли, быстро заинтересовывать слушателя, получить артистические навыки и красиво говорить на любые темы, в том числе и экспромтом. Специалисты научат правильно подбирать интонацию и умело пользоваться разными речевыми приемами. Они расскажут о том, как извлекать пользу из общения, познакомят с непродуктивными моделями беседы и раскроют способы уклонения от «неудобных» вопросов.

Выступление перед аудиторией

Зрительное восприятие и внешний вид

Выступая перед публикой, оратор должен подготовить не только свою речь, но и старательно поработать над внешним видом. Не секрет, что выступающего в первую очередь встречают по внешнему виду. Уже давно доказано, что внешний облик играет важную роль при первом впечатлении. Исходя из статистических данных, 55% убеждающей силы приходится на внешний вид оратора и зрительное восприятие слушателей, на тон голоса — 35% и всего 10% на слова.

Слушатели в первую очередь являются зрителями. Они весьма внимательно будут рассматривать выступающего

Особенно женская половина уделяет пристальное внимание мелочам. Наряд, прическа и манера держаться не останутся незамеченными

Человек, который не уверен в себе, плохо подготовлен или нерешителен, быстро бросается в глаза. Публика не захочет сосредотачиваться и вникать в суть его выступления. И как бы не старался оратор, расположить к себе слушателей будет весьма трудно.

Удержание внимания

Искусство ораторской речи как раз и заключает в себе умение донести подготовленный доклад или на ходу выстроенное выступление. Настоящий мастер умеет быстро ориентироваться и выстраивать логические предложения. Кроме того, он умеет завлечь своих слушателей и заинтересовать своим выступлением.

Для удержания внимания оратор использует специальные приёмы, позволяющие не только расположить к себе, но и настроиться на одну психологическую волну

При этом жестикуляция и мимика, голос и интонация играют важное значение. Ведь одно дело слушать, а совсем другое — быть услышанным

Об этом еще говорила известная поэтесса М.Цветаева. Ни в коем случае нельзя дать публике ни малейшего повода для раздражения.

Контакт с аудиторией

Речь выступающего в большей части представляет собой монолог. Однако оратору нужно уметь находить контакт с аудиторией. Он должен стараться установить связь, пусть даже мнимую. Только в этом случае он сможет рассчитывать на отклик. Хороший оратор способен уловить настроение аудитории и в нужный момент откорректировать свое выступление. Он как бы читает мысли слушателей и не даёт им отвлечься от преподносимой информации. Это похоже на мысленный диалог, при котором вторая сторона не произносит вслух своих пожеланий. В свою очередь, это не отвлекает выступающего, но и не исключает двустороннее общение.

Факторы успешного выступления
1 Зрительное восприятие и внешний вид
2 Удержание внимания
3 Контакт с аудиторией
4 Зрительный контакт

Таким образом, искусство публичных выступлений — это имитация живого общения. Новичку сложно добиться этого, но вполне реально при освоении основных риторических приемов. Среди них: непосредственное обращение к аудитории, наполнение выступления эмоциями, придерживание разговорного синтаксиса. Не стоит заранее переживать, всё приходит с опытом, нужно только приложить усилия и терпение.

Зрительный контакт

Ещё одно немаловажное средство установления двустороннего общения — это зрительный контакт с выступающим. Если читать подготовленный текст и не отрываться от бумаги, интерес у публики быстро пропадёт

В этом случае докладчик самостоятельно сооружает стену, которая ограждает его от слушателей. Не рекомендуется смотреть в один угол или потолок. Лишь переводя взгляд от одного слушателя на другого, оратор может рассчитывать на объединение аудитории и достижение эффекта общения, пусть даже на мысленном уровне.

Нужно уметь читать реакцию по глазам. В этом случае оратор сможет контролировать аудиторию. Как только он заметит первые признаки переутомления слушателей, он сможет использовать один из проверенных способов для разрядки зала. К примеру, это может быть воспоминание смешного случая, вставка афоризма или пословицы. Желательно, чтобы они были близки к тематике выступления. Можно вообще отойти в сторону от доклада и рассказать веселый анекдот, расположив к себе аудиторию. Эмоциональная разрядка при утомлении наилучшим образом воссоздаст дружескую атмосферу. Всё это позволит продолжить выступление, интерес к которому только усилится.

Для кого полезны курсы ораторского искусства?

Говорить, конечно же, можем мы все, даже малые дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может не каждый. Но каждый может научиться этому на наших Курсах ораторского искусства и мастерства общения. Это эффективный речевой тренинг, цель которого — помочь его участникам лучше использовать свои скрытые возможности при помощи совершенствования речи. А совершенствовать свое ораторское мастерство можно беспредельно и делать это никогда не поздно: у нас обучаются все, кто хочет улучшить навыки устной речи -школьникистудентыаспирантыпреподавателиюристыэкономистыбухгалтерыпрограммистыработники банковпродавцымаркетологиврачиспортсменыменеджерыруководители разных ранговбизнесменыдепутатычиновникиполитикимногие другиеНаши курсы — это тренинг личностного роста, раскрывающий внутренний потенциал каждого целеустремленного человека. Курсы ораторского искусства и мастерства общения притягивают тех, кто имеет стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, поэтому напоминают Клуб интересных людей. Обучаться ораторскому искусству приходят люди, имеющие богатый внутренний мир, которые могут рассказать много интересного. Участники тренинга с удовольствием знакомятся и общаются друг с другом, и в процессе выступлений и дискуссий происходит их взаимное духовное обогащение.Видео: выступления участников тренинга

 

Онлайн-школа эффективных коммуникаций

Онлайн интенсив «Мастер слова»

Для кого будет полезен курс:

Бизнесменам и всем, кто хочет продавать больше Копирайтерам — для мощных текстов, ярких презентаций и дорогих статей Публичным людям и спикерам, чтобы управлять вниманием большой аудитории Онлайн-тренерам и инфобизнесменам — для продающих вебинаров и построения личного бренда Менеджерам и деловым людям — для легких переговоров, быстрых сделок и продвижения по карьерной лестнице Всем тем, кому важно быть эффективным, создавать сильное окружение и позитивную репутацию в обществе

Программа курса

1 день

Основные параметры эффективной речи

Узнаем, что говорить, чтобы оставаться в центре внимания, и какие слова убивают репутацию оратораФишки интересных собеседников Секретные триггеры и техники, чтобы запомниться аудитории/собеседникуУверенный голос Как говорить, чтобы вас не только слушали, но и слышали. Устраним рече-голосовые зажимы и научимся “продавать” голосом.Грамотная речь Очистим речь от слов-паразитов, чтобы грамотно формулировать мыслиЖестикуляция Изучаем язык мимики и жестов для убедительных выступленийКак держать себя перед камерой Победим страх перед камерой и научимся быть естественными в кадреКак вести себя перед аудиторией Забудьте о страхах и неуверенности: Как считывать и управлять настроением аудитории без хрустального шара и волшебной палочки

2 день

Техники для общения с незнакомыми людьми

Как заводить важные знакомства легко и с удовольствиемТехники для составления вкусных текстов Узнаете, почему ваши тексты не дочитывают до конца, и как продать слона, не продаваяТехники для импровизации в речи Как стать душой компании, если не получилось родиться стенд-ап комикомДебаты – структура убеждающей речи Побеждайте споры играючи, продавайте “себя” уверенно, возьмите свою точку зрения под защиту

Ваш результат после курса:

Грамотные мысли. Говорите и думайте без запинки Чёткая речь

Все что нужно, чтобы вас услышали Уверенный голос Внимание аудитории. Голос как приворотное зелье для публики Внутреннее спокойствие

Переговоры, как доверительная беседа Увлекательная подача. Прямые эфиры, от которых не смогут оторваться

Как выстроить речь по правилам ораторского искусства

Чтобы зацепить и удержать внимание аудитории, грамотная речь должна подчиняться правилам ораторского искусства вне зависимости от целей, композиции и условий выступления. Кратко основы ораторского искусства можно сформулировать как базовые правила, которым подчиняется любое направление риторики

Кратко основы ораторского искусства можно сформулировать как базовые правила, которым подчиняется любое направление риторики.

1. Ясная структура выступления.

Структура и цель произносимой речи должны быть понятны не только спикеру, но и аудитории. Повествование строится в логической последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. При этом соблюдается закон усиления, когда каждый следующий аргумент весомее и убедительнее предыдущего.

2. Грамотный и выразительный язык.

Ничто не убивает выступление так, как речь с грамматическими и орфоэпическими ошибками. Еще одна болезнь ораторов — слова-паразиты, которые способны довести слушателей до белого каления. Основа ораторской речи — ее чистота и грамотность.

3. Объективная и полезная информация.

Спикер имеет право на собственную точку зрения, которую он аргументированно доносит до аудитории, но информация должна быть проверенной, правдивой и объективной.

4. Баланс между эмоциями и фактами.

Голые эмоции никому не внушают доверия, в то же время сухие факты и цифры слушать скучно даже подготовленной публике. Разбавляйте цифры эмоциями и интересными историями, это сделает выступление сбалансированным.

5. Лаконичная речь.

Длинный, путаный монолог с массой отклонений от темы в лучшем случае вызывает у слушателей скуку, а в худшем раздражение. Высший пилотаж, когда лаконичность сочетается с информационной емкостью. Про такие выступления говорят «каждое слово на вес золота». Научитесь жестко укладываться в регламент, так вы проявляете уважение к аудитории и тренируетесь говорить строго по делу.

6. Уместные паузы.

Особое место в устной речи уделяйте паузам

Короткие остановки после ключевых тезисов или перед особо важной информацией задают определенный ритм, слушатель получает возможность обдумать услышанное, а спикер — собраться с мыслями. Не бойтесь пауз и не заполняйте их мычанием, эканьем и другими паразитными междометиями

7. Портрет аудитории.

Любой оратор должен учитывать характер и состав аудитории, перед которой он выступает. Здесь тонкая грань: нужно приподнимать слушателей до своего уровня, но при этом говорить так, чтобы люди вас понимали. Сила слова в ораторском искусстве зависит от того, какое впечатление произвел на публику выступающий. Это и интонация, и внешний вид, и манера держаться. Нужно удерживать баланс, не опускаясь до панибратства или заискивания, но и не завышая планку требований к аудитории.

8. Импровизация.

Выступающий должен учитывать отклик аудитории. Спикер, не чувствующий «дыхание зала», никого ни в чем не убедит. Одно из обязательных качеств хорошего оратора — гибкость, умение импровизировать. Для развития навыка импровизации нужно работать над логическим и образным мышлением, расширять кругозор и лексический запас. Чем больше вы погружены в тему выступления, тем естественней будет импровизация.

9. Подготовленные шутки, цитаты, истории.

«Ни одна импровизация не даётся мне так хорошо как та, которую я готовил три дня». Марк Твен.

Чтобы оживить выступление, опытные спикеры делают «домашние заготовки», которые помогают разрядить обстановку, найти ключ к сложной аудитории, заполнить вынужденную паузу из-за технического сбоя. Это может быть забавная история, парадоксальный факт, шутка или анекдот в тему.

Украшают речь цитаты признанных лидеров. Шутки не стоит зачитывать с листа, но чтение цитат вполне уместно. Чтобы усилить эффект от яркого изречения, выпишите его на карточку, в процессе выступления сделайте паузу, достаньте карточку и зачитайте цитату.

10. Чувство юмора.

Хорошая шутка снимает напряжение, располагает аудиторию к оратору, сглаживает шероховатости речи. Остроумные выступления запоминаются лучше. Но юмор должен быть уместен и перекликаться с ситуацией.

11. Стиль повествования.

Стилистика ораторской речи должна учитывать ситуацию, вид риторического выступления и характер публики. Стиль должен быть уместным и не вызывать недоумения у аудитории.

Структура выступления

Выступление на публике нельзя назвать простым делом. Некоторые учатся этому годами и не могут чувствовать себя раскованно в процессе выступления. Требуется не просто произвести подробную подготовку, но и отработать жесты, изучить некоторые приемы. Без этих знаний невозможно достичь удовлетворительного результата. Вот почему еще на этапе сбора информации нужно тщательно изучить все этапы.

Введение

Вводная часть необходима обязательно. Она помогает установить контакт, нащупать точки соприкосновения с людьми. Начинать выступление лучше всего с какой-нибудь шутки. Это разрядит обстановку, настроит аудиторию на позитивную волну. Затем можно плавно переходить к сути вопроса, не думая о том, что кто-то не понял юмора

Задача оратора состоит в том, чтобы с первых минут произвести впечатление, удержать внимание слушателей

Основная часть

Здесь подается главная мысль. Если требуется, можно повторять отдельные тезисы несколько раз. Ораторский этикет предполагает, что с аудиторией лучше вести оживленный диалог, нежели пытаться монотонно давать информацию. Какой бы увлекательной ни была заготовленная речь, ее нужно правильно озвучивать.

Сухие слова сами по себе ничего не дают, поскольку не способны пробудить интерес, вызвать энтузиазм

Важные мысли нужно стараться подавать порционно, чтобы постоянно подогревать внимание аудитории. Подойдут истории из жизни, так как отлично иллюстрируют примеры поведения, показывают, как можно поступить в той или иной ситуации

Заключение

Ораторскую речь нельзя прерывать внезапно. Деловая беседа предполагает, что необходимо сделать вывод из всего сказанного. Это поможет избежать недопонимания, ситуации недовольства и неприятия. Люди должны научиться извлекать пользу, видеть перспективы дальнейшего обращения к конкретному человеку.

На этапе подведения итогов резюмируется сказанное, люди получают время задать интересующие вопросы.

Особенности поведения оратора

Каждый лектор ведет себя уникальным образом. Сей факт необходимо заранее принять на вооружение, чтобы ничему не удивляться. Не стоит слепо копировать кого-то. Лучше выработать собственный стиль, заручиться личной поддержкой. Нужно стараться обнаружить собственную неповторимость, поверить в имеющиеся перспективы. Необходимо заранее определиться с основным набором фраз, невербальными средствами выразительности.

Эффективные приемы

Мало кто задумывается о том, что в ходе процесса надо обращать внимание на некоторые детали. Первая фраза должна быть емкой, громкой и заметной

В идеале она вдохновляет аудиторию, несет в себе позитив, обнаруживает присутствие внутренней силы. Ответный интерес просыпается от того, что человек произносит что-то необычное, вызывает приятные эмоции.

Пауза как эффективный прием используется для того, чтобы собраться с мыслями, подчеркнуть что-либо. Взаимодействие с аудиторией должно быть живым, ярким, дарить воодушевление и радость. Если человек излишне серьезен, то скоро интерес к нему попадет. Интерес к себе необходимо постоянно подогревать, чтобы люди не скучали. Если слушатели выходят из зала или утыкаются в телефоны, это плохой признак. Лучше не доводить до того, чтобы аудитория скучала.

Преимущества красивой речи и области применения

Искусство красноречия представляет собой умение построить аргументированную речь и способность общаться на разные темы. Чтобы научиться красиво высказывать свои мысли была создана риторика. Стоит отметить следующие плюсы подобного учения:

  1. Красноречие включает умение убеждать. При правильном подбирании слов, сложно опровергнуть аргументацию.
  2. Умение позволяет выражать свои мысли четко и без продолжительных пауз.
  3. Способность прекрасно говорить создает положительное впечатление о мышлении выступающего.

На качество речи влияет душевное состояние и настрой. Важным моментом является умение справиться с нервозностью и со своими страхами. Уверенности придает и качественная подготовка к выступлению. Опытные ораторы перед выступлением репетируют не только речь, но и жестикуляцию и мимику.

Искусство хорошо говорить требуется в сфере образования. Одной из разновидностей ораторского искусства является политическая риторика, которая характеризуется убеждающей силой, простотой выражения и доступностью. Коммуникативное мастерство необходимо в деловой сфере. Важная часть бизнеса – это презентации, переговоры и ведение сделок.

Искусство красноречия Древнего Рима

Римляне мудро обошлись с историей ораторской речи, наследием выдающихся греческих ораторов, постепенно развивая достижения предшественников и приумножая их. Уже во 2 веке до нашей эры на территории Римской республики были гуманитарные школы, в которых мальчиков, будущих политических деятелей, общественных мужей, судебных заседателей обучали искусству публичных выступлений. Изучение классических дисциплин разбивалось на несколько этапов:

  1. Чтение классической литературы.
  2. Правильное письмо на основе требований грамматики.
  3. Овладение красноречием с сочинением собственных речей.

О том, что преподавалось, чему учили в римских школах, поведал в своем труде «Риторические наставления» Марк Квинтилиан, сам имевший богатый опыт учителя, а также судебного адвоката. У него изучение наук, книг сопровождалось углубленным познанием правил ораторского искусства, включая историю его возникновения.

Философ и преподаватель, прославившийся на этом поприще, гораздо больше, чем как судебный деятель, Квинтилиан посвятил свою жизнь подробному, методичному анализу качеств, необходимых оратору, и тому, с помощью чего их можно развить

В его книгах даются советы, как лучше всего аккумулировать цитаты известных авторов, крылатые выражения, особенное внимание уделяется постоянным устным беседам, формирующим слог, чувство ритма, опыт ведения дискуссии

Хорошего оратора, как считал именитый римлянин, можно узнать по складной, красивой речи и особой утонченности фраз. В своих трудах он вывел ряд рекомендаций, направленных на практическое улучшение речи, проработку мимики, позы говорящего, обязательное следование логике.

Другой известный деятель времен Римской республики, Цицерон, добился значительных успехов в своей карьере благодаря совершенствованию качеств ритора. Речи судебного деятеля, а позднее консула поражают безупречностью логики, тщательно подобранными аргументами. Своими учителями он считал Аристотеля и Платона, восходя к греческой школе ведения дискуссий. Взгляды Цицерона нашли отражения в его трактатах («Оратор», «О построении речи» и других).

Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector