Психология людей

Введение в общую психологию

Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Наиболее полное описание этих составляющих даётся именно в разделах общей психологии. Но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки. 

Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определённых тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс — это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.

Гуманистическое направление

Гуманистическая школа ближе к философии, чем к естественным наукам. Ее создали мыслители послевоенной эпохи, пытавшиеся объяснить произошедшие ужасы и обратиться к лучшему в человеке.

Сессии чаще всего проходят в формате вдумчивых бесед о разном жизненном опыте. Терапевты не анализируют клиентов, не обучают их и не ставят им диагнозы. Считается, что человек способен сам найти нужные ему ответы, а задача терапевта — быть зеркалом его эмоций и создавать безопасное пространство и атмосферу принятия для этого поиска. Гуманистический терапевт иногда может даже не говорить на сессии, а «эмпатично молчать», позволяя клиенту высказать всё накипевшее.

Брак и его альтернативы

Карл Роджерс

Карл Роджерс, основатель клиент-центрированной психотерапии, первым предложил считать опыт каждого человека ценным и уникальным. Он же ввел в широкое употребление уважительное обращение «клиент» вместо прежнего «пациент», таким образом подчеркнув равенство обоих участников терапии.

В этой небольшой и доступно написанной книге Роджерс обобщает свой опыт ведения семейной психотерапии. Он анализирует типичные трудности пар, женатых и нет, кризисные моменты в отношениях и то, как меняется роль брака в обществе. Книга об отношениях, которую действительно стоит прочитать.

Мотивация и личность

Абрахам Маслоу

Наверняка вы слышали про пирамиду Маслоу — иерархическую модель потребностей, согласно которой человек интересуется возвышенным тогда, когда удовлетворены его базовые потребности, но при этом может терпеть лишения, если считает духовные запросы более важными, чем физические. Маслоу верил, что каждый человек имеет врожденное стремление к самореализации.

Теория Маслоу повлияла на большинство направлений гуманистической психотерапии, а также во многом сформировала современный культ саморазвития.

В книге «Мотивация и личность» Маслоу знакомит читателей со своими взглядами на то, что движет человеком и к какому идеалу он стремится. «Мотивация» здесь ключевое понятие, поскольку именно она заставляет нас оставаться в постоянном движении и никогда полностью не удовлетворяться достигнутым. Это не самая легкая книга о саморазвитии, но одна из самых важных.

Сказать жизни „Да!“. Психолог в концлагере

Виктор Франкл

Виктор Франкл противопоставил свое учение психоанализу. Он верил, что человеком движут прежде всего не инстинкты и жажда удовольствий, а стремление к осмысленной жизни.

Судьба заставила психолога испытать это убеждение на прочность. Франкл провел почти три года в концентрационном лагере, куда нацисты отправили всю его семью. Франкл не только выжил сам, но и помог вынести страдания многим другим узникам, разработав систему психологической поддержки для самых уязвимых заключенных.

Позже Франкл тоже разработал свое направление — логотерапию, или терапию смыслом. Главный прием логотерапии — сократический диалог: терапевт задает клиенту ряд последовательных вопросов, требующих вдумчивого анализа своих поступков и их мотивов. Он не подсказывает готовые решения, а помогает самостоятельно осмыслить свой опыт и увидеть в нем закономерности.

Как научиться оптимизму

Мартин Селигман

Мартин Селигман более всего известен своими экспериментами, продемонстрировавшими такое явление, как «выученная беспомощность» — пассивность и пессимизм, которые формируются из-за негативного опыта.

Психология жизни человека как личности

Ни для кого не секрет, что наши шансы справиться с возникшей проблемой напрямую зависят от нашего желания. Воспринимать жизнь, такой как она есть, значит осознавать в ней самого себя. Главное место тут отводится самоконтролю. У человека, всецело владеющего собой, не бывает эмоциональных всплесков, поэтому его трудно чем-либо уязвить.

Чтобы всегда держаться на плаву в нашем современном мире, надо знать и выполнять несколько простых правил. Постарайтесь научиться разбираться в людях, это поможет сохранить хорошие отношения с окружающими в любой ситуации. Если вы будете ладить с людьми и сможете влиять на них, то успех вам обеспечен, учитывайте желания и потребности других людей, ведь у каждого есть свои права, и об этом всегда нужно помнить, не опускайте руки перед невзгодами, боритесь из последних сил. Всегда старайтесь войти в положение других людей, тогда и вас будут стараться понять окружающие. Активный образ жизни способен значительно поднять энергетический жизненный тонус. Не общайтесь с окружающими с позиции силы и принуждения, это только отдалит вас от других людей. Не стоит постоянно анализировать свое поведение, и не бойтесь совершать поступки. Боритесь за свои права, всегда помня об обязанностях.

Если человек попадает в особую ситуацию, это, обычно, вызывает у него эмоциональный всплеск и психологическое напряжение. Реакция у людей бывает разной. У одного – мобилизуются все жизненные ресурсы, у другого наоборот наблюдается снижение работоспособности и полное отсутствие возможности предпринимать какие-либо действия. Такая разная реакция объясняется индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, осознанием степени опасности, моральной закалкой и психическим состоянием. Этим и определяется степень готовности к соответствующим действиям в той или иной ситуации.

Как правило, при стихийных бедствиях, в крупных авариях или катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помочь пострадавшим. У тех, кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возникнуть и психологический шок, который вызывает неподвижность, человек теряет способность нормально мыслить и контролировать свои чувства и сознание. Такая реакция человека на чрезвычайное происшествие может длиться до нескольких дней.

Люди ведут себя так по ряду причин: их пугает внезапное возникновение опасности и неспособность противостоять ей из-за неопытности и отсутствия соответствующей морально-психологической подготовки.

Чаще всего, первая реакция человека на приближающуюся опасность – страх. Чувство страха вызывает  негативные ощущения, вместе с тем, страх сигнализирует о том, что нужно защищаться, потому  главная задача, которая стоит перед человеком, спасти свою жизнь.

Если, попадая в особую ситуацию, человек пугается и теряется, то это уже само по себе может стать причиной тяжелых и непоправимых последствий. Особенно это касается руководящего состава, члены которого обязаны мобилизовать коллектив, не допустить паники и суеты

Именно поэтому так важно изучать психологию поведения человека в различных ситуациях при подготовке спасателей, руководителей и населения к возможным экстремальным ситуациям

Общая психология. А. Г. Маклаков

Представленная книга соответствует учебной программе курса «Общая психология». В ней максимально и предельно доступно с общепризнанных позиций излагаются все учебные вопросы. А материалы, предлагающиеся в данной работе вниманию читателя, являются результатом изучения, обработки и обобщения трудов различных отечественных и зарубежных учёных, а также соответствуют требованиям ГОСТа подготовки специалистов в области психологии.

Учебник состоит из 4 частей и 25 глав. Вся информация подана максимально доступно и лаконично. Книга начинается с введения в общую психологию, рассмотрения её предмета, задач и методов. Представлены методологические основы изучения человека и основные методы психологии. Также разговор идёт и о том, какое место занимает психология среди других наук, затрагивается история становления психологической науки. Далее детально рассматриваются вопросы психики, сознания и деятельности человека. Отдельно друг от друга разбираются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Помимо этого, подробно изучаются и многие другие вопросы, тесно связанные с психологией человека. В конце каждой главы даётся ряд контрольных вопросов и рекомендуемая для изучения литература.

Речь

Речью называют форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь — это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.

Язык (речь) выполняет функции:

  • Инструмента интеллектуальной деятельности;
  • Способа общения;
  • Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.

Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).

Речь обладает следующими свойствами:

  • Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
  • Понятность – правильность;
  • Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
  • Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.

Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.

Вторая техника: Прислушайтесь к своей интуиции

Вы можете заглянуть в вашего собеседника куда глубже поверхностного впечатления, к которому относится информация, получаемая с помощью языка их тела и слов. Ваша интуиция – это то, что доносит до вас подсознание, которое видит и чувствует куда больше «рационального» сознания.

Интуитивная информация – это, как правило, невербальная информация, которую мы воспринимаем в виде образов, автоматических действий и озарений, а не логических выводов. Если вы хотите действительно понять вашего собеседника – понять, кто он такой за той маской, которую он показывает миру, вы должны довериться своей интуиции. Интуиция позволит раскрыть историю его жизни во всей полноте. Вам ведь нужно именно это, верно?

Вот на какие интуитивные подсказки стоит обращать первостепенное внимание:

1. Прислушивайтесь ко своим инстинктам.

Прислушивайтесь к тому, что говорят ваши инстинкты, к тем ощущениям, которые пытаются что-то сказать вам о человеке еще до того, как он представится и в дело вступит ваше сознание. Наши инстинкты вполне способны сказать, стоит ли доверять этому человеку или же в нем есть нечто сомнительное.

Относитесь к инстинктам, как к встроенному в вашу психику полиграфу – конечно, он не всегда покажет  полную правду, но все же к нему стоит прислушаться.

2. Если у вас бегут «мурашки» по коже, это не просто так.

Это замечательный интуитивный механизм, с помощью которого организм дает нам понять, насколько хорошо мы совместимы с людьми, которых повстречали на жизненном пути. Также кожа покрывается «мурашками» тогда, когда мы испытываем дежа-вю, ощущение, будто знаете этого человека уже очень давно, хотя на самом деле только что познакомились.

3

Обращайте внимание на свои озарения

Иногда во время разговора вы можете испытать мимолетное озарения, в результате которого можете понять что-то очень важное о своем собеседнике. Будьте готовы к его появлению, в особенности во время первого разговора, иначе можете его упустить

Зачастую мы настолько быстро переходим от одной мысли к другой, что эти критические озарения зачастую просто теряются в потоке. Так что, пытаясь «прочесть» нового знакомого, не забывайте и о собственных мыслях.

4. Следите за интуитивной эмпатией.

Иногда, общаясь с людьми, эмпатия обостряется до такой степени, что вы начинаете чувствовать не только эмоции собеседника, но и его физические ощущения. Так что, пытаясь «прочесть» собеседника, задавайте себе вопросы вроде «А болела ли у меня спина до начала этого разговора? Эти печаль и огорчение мои или они принадлежат моему собеседнику?» Постарайтесь мягко и ненавязчиво расспросить вашего собеседника, чтобы понять, эмпатия ли это.

Вас может заинтересовать: Как читать мысли других людей: 6 очень простых способов

Как определить, что ты нравишься собеседнику противоположного пола

Конечно, когда ты реально нравишься кому-то, ты это просто почувствуешь. Но есть очень скромные, скрытные экземпляры среди лиц противоположного пола и еще если это первая встреча и всё так пока натянуто, завуалированно и несмело. А ведь хочется поскорее узнать, свела ли ты его с ума?

Так вот, есть явные невербальные сигналы, которые подскажут тебе, нравишься ли ты ему или он хочет от тебя убежать. Вот несколько ярких сигналов:

  • Всё его туловище будет направлено к тебе. Ну просто всё, не по отдельности, нога, рука, а всё. То есть он весь в тебе.
  • Его зрачки расширены. Он всем своим взглядом говорит: «Мне нравится то, что я вижу!»
  • Очень ярко выраженный жест, если он прикасается к твоим волосам. Ты его зацепила, радуйся!
  • Если ты нравишься, то ему будет не безразлично, как он выглядит перед тобой, поэтому такие жесты, как: поправляет причёску, галстук, рукава, часы, прихорашивается — это положительные сигналы.
  • Ну и конечно, если он садится к тебе ближе…ближе…ближе, то он уже «сошёл с ума» от тебя!

Как невербально человека настроить на свою волну

Очень классный психологический невербальный приём, чтобы настроить человека на свою волну, заключается в том, чтобы в беседе отзеркаливать позы и жесты собеседника. Тогда постепенно образуется такое совместное единение, невербальная настройка на одну волну, что невольно беседа оборачивается в твою пользе!

 Ты ежедневно общаешься с людьми: дома, на работе, на улице, в общественном транспорте. Развивая в себе умения наблюдать за происходящим вокруг, ты вскоре станешь «читать людей» и понимать их даже без слов!

Сознание и подсознание

В каждом человеке есть сознание и подсознание. Сознание — это все, что мы осознаем в данную минуту, наши мысли, осознанные действия. Все остальное, это подсознание. Оно управляет всеми жизненными важными процессами. Например, контроль дыхания или сердцебиение все выстроено в автоматическом режиме, что бы работало как часы.

В подсознании заложены все наши программы из детства, как позитивные, так и негативные. Все, что наше подсознание видело или чувствовало в процессе становления записывалось в свои архивы. К примеру, если человек обидчивый или злой по жизни, то наше подсознание приняло такую форму для эффективного выживания в социуме.

У подсознания главная задача, это выживание. Отсюда базовые потребности, такие как поесть и поспать. Для нашего подсознания по фигу, богатый или бедный, главное базовые потребности поесть и поспать. Есть хорошая новость, наше подсознание можно программировать на любые достижения целей.

Н. Козлов “Как относиться к себе и к людям”

Эта книга относится к прикладной психологии, в ней нет научных терминов и сложного психоанализа, поэтому прочитать и понять ее может любой человек. В ней собраны практические советы, как меньше волноваться и переживать, не брать на себя лишнюю ответственность, избавиться от вредных привычек в общении с другими людьми, упростить себе жизнь.

Козлов говорит о том, что надо принимать людей такими, какие они есть, без осуждения, обид и постоянного ожидания каких-то поступков со стороны других. Его подход очень практичный, даже на отношения с противоположным полом, и может “перевернуть жизнь” в хорошем смысле слова.

Однако есть у него и минусы: почти не уделяется внимание эмоциям, чувствам, есть ощущение излишнего упрощения сложных понятий. Не стоит слепо следовать всем советам автора, но ко многим взглядам на взаимоотношения людей, думаю, стоит прислушаться

Альфи Кон “Воспитание сердцем”

Мы часто слышим от профессиональных психологов, что большинство проблем взрослого человека связано с детством, неудачами, душевными переживаниями, страхами

Если вы увлекаетесь психологией, то понимаете важность воспитания детей. Возможно, они у вас уже есть или еще нет, в любом случае стоит об этом задуматься, хотя бы для излечения своих детских психологических травм

Книги Альфи Кона и конкретно “Воспитание сердцем” о безусловной любви родителей к детям и о том, как к ней прийти, как сделать так, чтобы ребенок чувствовал, что его любят и принимают всегда, даже если он ведет себя неправильно. Возможно, идеи автора не во всех ситуациях можно применить, но они заставляют о многом задуматься и пересмотреть некоторые свои установки на взаимоотношения родителей и детей.

Психологические вузы

Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университетаhttp://www.psy.pu.ru

Восточно-Европейский Институт Психоанализаhttp://veip.oedipus.ru/

Факультет психологии Европейского Института Экспертовhttp://www.euro-expert.ru

Психолого-педагогический факультет Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герценаhttp://www.herzen.spb.ru/

Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологииhttp://www.akme.edu.ru/

Институт специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленбергаhttp://wallenberg.ru/

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работыwww.psysocwork.ru

Психолого-педагогический факультет Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПб ГУКИ)http://www.spbguki.ru/

Современная гуманитарная академия — Санкт-Петербургский филиалhttp://www.spb.muh.ru/contacts.html

Институт практической психологии «Иматон» (дополнительное профессиональное образование)http://www.imaton.ru/

Скоро

25 — 26 ноября Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция
с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

6 декабря Москва

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

9 — 11 декабря Москва

Международная научно-практическая конференция
«Общение в эпоху конвергенции технологий»

14 — 15 декабря Уфа

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

16 — 17 декабря Online

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

1 — 3 июня 2022 Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Веськалендарь

Т. Зефф “Сверхчувствительные люди”

Если вы все принимаете близко к сердцу, долго переживаете из-за чьих-то слов и действий, не можете уснуть, поругавшись с другом, то вас можно назвать сверхчувствительным человеком. Такие люди ощущают эмоциональный фон в коллективе, тонко чувствуют настроение близкого человека даже на расстоянии по телефону или из 2 строк, написанных в мессенджере.

С одной стороны, такая эмпатия помогает понять окружающих и эффективно взаимодействовать с ними, например, в переговорном процессе или просто в повседневном общении. С другой стороны, сверхчувствительные люди склонны к неврозам, бессоннице, что отражается на здоровье.

Доктор психологии Тед Зефф в своей книге дает множество полезных советов, как снизить эмоциональную нагрузку, убрать часть внешних раздражителей и принять свою чувствительность, перестать бороться с ней.

Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности – активное и пассивное воображение;
  • По результатам – репродуктивное и творческое воображение;
  • По виду образов – абстрактное и конкретное;
  • По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное;
  • По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • Типизация;
  • Акцентирование;
  • Схематизация;
  • Агглютинация;
  • Гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.

Что такое психология человека?

Психология (от древнегреческого «знание о душе») – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Объект психологии — это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Общая психология
  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

Темперамент и характер

Темперамент – это комплекс психических особенностей личности, связанных с её динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.

Выделяют следующие основные типы темперамента:

  • Флегматик – признаки: эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность;
  • Холерик – признаки: частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность;
  • Сангвиник – признаки: живость, подвижность, продуктивность;
  • Меланхолик – признаки: впечатлительность, ранимость.

Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся:

Восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы;
Устойчивость и пластичность психических явлений;
Темп и ритм действий;
Эмоции, воля и другие психические свойства;
Направленность психической деятельности.

Характер – это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют её поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения.

Черты характера различаются по группам. Всего их четыре:

  • Отношение к людям — уважение, коммуникабельность, чёрствость и т.п.;
  • Отношение к деятельности – добросовестность, исполнительность, ответственность и т.д.;
  • Отношение к самому себе – скромность, заносчивость, самокритичность, эгоизм и т.п.;
  • Отношение к вещам – бережность, аккуратность и т.д.

Каждый человек обладает присущим только ему характером, свойства и особенности которого определяются, по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, т.к. темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.

Подробнее о характере и темпераменте читайте в третьем уроке данного курса и в статье «Характер и темперамент».

Всё вышеизложенное, конечно, не является всеобъемлющей информацией о том, что такое общая психология человека. Данный урок призван лишь дать общее представление и обозначить направления дальнейших изучений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector