Санкции

Кто и как регулирует введение санкций ЕС и США

В рамках ЕС, как правило, исполнительным органом, уполномоченным разрабатывать и вводить санкции, является Совет ЕC (The Сouncil of the EU) и Европейская комиссия (European Commission). В США роль такого органа принадлежит в основном президенту и Департаменту по контролю иностранных активов (OFAC).

Порядок и основания введения санкций установлены специальными нормативными актами. В ЕС главное место среди них занимает Договор о функционировании ЕС и Руководящие принципы по реализации и оценке санкций в рамках Общей внешней политики и политики безопасности, на основании которых принимаются отдельные решения и регламенты Совета ЕC.

Также Совет ЕС 7 декабря 2020 принял Регламент № (EU) 2020/1998 по вопросу применения ограничительных мер в случае существенного нарушения прав человека.

В США порядок введения санкций частично регулируется на федеральном уровне (к примеру, Trading With the Enemy Act, International Emergency Economic Powers Act 1977 и Export Administration Act 1979) и частично — путем принятия отдельных актов в отношении конкретной юрисдикции (к примеру, «Глобальный акт Магнитского» (Global Magnitsky Human Rights Accountability Act) — в отношении Российской Федерации.

Но чем фактически руководствуются компетентные органы при введении санкций?

Несмотря на то, что экономические санкции влекут за собой крайне негативные экономические последствия, на практике они часто вводятся без проведения подробного расследования. В Европейском союзе процесс «рождения» санкций выглядит следующим образом:

1. Изначально в СМИ появляется информация о связи конкретных лиц с политическими режимами, их лидерами или государственными органами.

2. Далее компетентный орган (High Representative / Presidency of EU / one of the Member States / Council Secretariat / DG FISMA) при содействии Европейской комиссии собирает и обсуждает информацию. В том числе ту, которая была опубликована в СМИ, вместе с рабочими группами Совета ЕС, созданными в отношении конкретной страны (для Беларуси это Eastern Europe and Central Asia Working Party (COEST)), а также Working Party of Foreign Relations Counsellors (RELEX) и the Committee of Permanent Representatives (COREPER).

При принятии решения может учитываться также иная информация, например, полученная от:

  • Региональных представительств ЕС
  • МИД стран — участников ЕС
  • Институтов, осуществляющих исследования на основании грантов ЕС.

3. По результатам обсуждения предложение о введении экономических санкций подается в Совет ЕС, который и принимает окончательное решение.

При подготовке таких отчетов компетентный орган может зацепиться за отдельные формулировки статей в СМИ. Например, «самый активно развивающийся бизнесмен в отрасли» или «бизнесмен получил исключительную лицензию на определенный проект», что может быть интерпретировано как поддержка со стороны государства.

Кроме этого, могут использоваться рейтинги бизнесменов, к примеру, рейтинг Forbes, а для Беларуси — «Ежедневник»

Более жесткие формулировки, указывающие на «некую связь (финансовую, семейную, дружескую и др.)», «финансовую поддержку», «протекцию» и иные аналогичные сведения, однозначно привлекают внимание и могут повлиять на решение о введении санкций

Нельзя также исключать и заказных публикаций, использующих более очевидные формулировки, направленные против конкретного лица. Они могут включать в себя избирательное и однобокое представление фактов, вырванных из контекста, ссылки на несуществующие документы или иные источники (интервью, фото- и видеоматериалы и др.). К примеру, в подобных публикациях могут использовать фотографию плохого качества, где якобы опознают то или иное лицо на совместном семейном мероприятии какого-нибудь чиновника.

Также стоит учитывать, что журналисты, очевидно, не всегда намеренно публикуют недостоверную информацию. Публикации могут быть основаны в том числе на слухах (фейках), ранее опубликованных в других СМИ (в том числе «желтых» СМИ с сомнительной репутацией). Будучи однажды опубликованной в СМИ, одна статья может быть много раз перепечатана, и в итоге недостоверная информация распространяется уже бесконтрольно. Если статья сохраняется в доступе, ее могут перепечатать еще раз через какой-то промежуток времени или вспомнить при появлении нового инфоповода.

Подытожим. Публикации в СМИ — один из существенных факторов, который может повлиять на принятие решения Советом ЕС о включении лица в санкционный список.

Фото с сайта eurasia. expert

Что такое санкции и как они появились

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций

Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.

Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.

Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.

Подробнее

Латинское слово sanctio – означает «распоряжение, указание». Санкции могут применяться как к отдельным лицам, компаниям и организациям, так и к целым государствам в качестве «наказания» за нарушение международных договоров, Устава ООН и пр. Они разделяются на основные виды:

  • Политические санкции – запрет на въезд, заморозка счетов и недвижимости государственных чиновников и лиц, тесно с ними связанных.
  • Торгово-экономические – когда одна страна или группа стран накладывает ограничения вплоть до полного эмбарго на торговлю с отдельными компаниями или государством в целом.
  • Финансовые – когда вводится запрет или частичное ограничение на инвестиции в финансовые инструменты, расчеты в валюте, доступ к кредитованию, а также отключение от международных платежных систем типа SWIFT.

Санкции могут быть как первичными, так и вторичными – за сотрудничество с тем, кто подпал под санкции. Пример: Иранская компания провела запрещенный валютный платеж через европейский банк. Это грозит ему миллиардными штрафами, которые банк безропотно выплатит, поскольку:

а) до 60% международных расчетов производятся в USD через корреспондентские счета в США;

б) все крупные европейские банки имеют бизнес в Штатах, и для многих из них потеря этого рынка означает, по сути, закрытие самого банка.

Кроме собственно санкций, выделяются еще контрсанкции. Эта мера хорошо знакома россиянам с лета 2014 года, когда было введено продуктовое эмбарго против стран Запада. Нас в первую очередь интересуют финансовые санкции, так как они прямо влияют на портфель и материальное благополучие частного инвестора.

Механизм финансовых санкций против компаний работает следующим образом:

  • Иностранным депозитариям запрещается обслуживать транзакции фирм, попавших в санкционный список;
  • Глобальным инвестиционным фондам закрывается возможность покупки новых (при жестком варианте – всех) выпусков долговых бумаг.

Технически запрет можно нарушить, но тогда инвестору грозит штраф, который как минимум может нивелировать всю полученную прибыль. При запрете на владение иностранный фонд обязан закрыть все имеющиеся позиции по акциям или облигациям. Тем самым компания под санкциями лишается источника зарубежного финансирования.

Особенность санкций в том, что вводятся они одномоментно, а отмена может длиться годами, так как эти меры принимаются в виде закона. Снятие ограничений необходимо провести через все политические инстанции. Однако на деле сказывается не столько сам факт запрета, который касается ограниченного круга лиц и компаний. Гораздо опаснее атмосфера недоверия и повышение уровня риска на все активы, связанные с Россией. Любой банк на Западе теперь трижды подумает, прежде чем открыть счет или провести операцию. Это уже отражается на длительности и дотошности проверок, на скорости проведения операций. Иностранные фонды (такие, как BlackRock, GAM и др.) опасаются обвальной распродажи российских ценных бумаг, из-за чего владеющие ими инвесторы получат убытки. На графике хорошо видно, как введение санкций сказалось на акциях Русала в апреле 2018.

Похожие термины:

  • отсутствующая в УК РФ санкция, которая не содержит указания ни на вид, ни на размер наказания, а оговаривает лишь обязательность его применения за соответствующее деяние.

  • отсутствующая в УК РФ санкция, которая указывает на конкретный вид и размер наказания, не предусматривающая возможности индивидуализации наказания с учетом особенностей конкретного преступлени

  • 1) разрешение (согласие) уполномоченного органа на осуществление подчиненным должностным лицом какого-либо мероприятия. 2) Часть административно-правовой нормы, которая определяет правовые после

  • указывает на возможность выбора судом между несколькими видами основного наказания.

  • Диспозиция статьи (часть статьи) уголовно-правовой нормы – часть нормы, формулирующая разрешенное или запрещенное правило поведения в связи с нарушением предусмотренных уголовным законом общес

  • меры принудительного воздействия, применяемые к предприятиям, допустившим нарушение правил финансово-хозяйственной деятельности или закона.

  • это элемент финансово-правовой нормы, устанавливающий юридические последствия для участника финансово-правового отношения в случае нарушения им установленных правил поведения. Финансово-право

  • предусмотренная избирательными законами мера ответственности участников избирательного процесса за нарушения избирательных прав граждан, прав граждан на участие в референдуме, установленного

  • предусматривает наряду с основным наказанием также и дополнительное наказание.

  • один из элементов нравственной регуляции сознания и поведения людей, которое заключается в одобрении или порицании намерений и поступков личности общественным мнением и собственным моральным с

  • разновидность мер финансово-правовой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа или в некоторых случаях пени, применяемой к банкам, в размерах, закрепленных НК РФ.

  • это элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы), так и позитивным

  • структурная часть (элемент) нормы права, в которой предусмотрены возможные меры государственного воздействия, последствия неправомерного поведения: С. подразделяются на штрафные и правовосстано

  • описание вида и размера наказания как последствия неправомерного поведения, установленного за соответствующее преступление

  • указывает на один вид основного наказания с установлением его максимального и минимального пределов или только максимального предела.

  • это часть уголовно-правовой нормы, в которой предусматривается вид и размер наказания, которое может быть назначено за преступление, описанное в диспозиции. Санкции бывают абсолютно определенным

  • (простой и сложный варианты) — это такая разновидность юридической реакции на дефектность фактической предпосылки (меры защиты), которая заключается в аннулировании юридического значения фактич

  • это, по мнению и.а. Дамм, части правовых норм, в которых в качестве последствия коррупционного поведения (деятельности), нарушающего антикоррупционное правило безопасности в избирательном процесс

  • см. Кредитные санкции.

  • меры принудительного воздействия, применяемые к предприятиям, допустившим нарушение правил финансово-хозяйственной деятельности или закона.

Классификация санкций

Сфера применения санкций очень широка, поэтому существует масса разновидностей данного инструмента.

Условно их можно разделить на 3 ключевые категории:

  • персональные;
  • торговые;
  • экономические.

Персональные санкции, как следует из самого понятия, применяются к определенным лицам и их окружению. Как правило, такие лица имеют непосредственное отношение к совершенным нарушениям.

Форма выражения персональных санкций может быть самой разной – заморозка счетов в иностранных банках, арест имущества, запрет на въезд в страну, ведение расследований, причем как связанных с экономикой, так и уголовной деятельностью.

Зачастую создается ощущение, что подобные меры не имеют какого-либо масштабного эффекта. В действительности он есть, и обычно довольно ощутимый. В истории есть масса подобных примеров.

Практически любое клептократическое правительство старается хранить свои финансовые ресурсы и недвижимое имущество за границей. Это дает другим странам эффективный инструмент влияния на политику таких правительств. Под угрозой потери своих ресурсов, они зачастую охотно меняют собственную политику.

Торговые санкции, как правило, применяются в первую очередь и имеют более мягкий характер. Их задача – вразумить нарушителя еще на начальном этапе. К таким санкциям обычно относят отмену торговых преференций, введение ограничений на ввоз и транзит товаров и т. п.

Экономические санкции – это уже практически инструмент наказания нарушителя. Они предназначены для ослабления экономики страны. Государство практически полностью изолируется от международной экономики.

Во всяком случае той ее области, в которой ведут деятельность страны, вводящие санкции.

Сюда можно отнести:

  • торговое эмбарго (запрет на продажу тех или иных товаров);
  • запрет на международные финансовые переводы, отключение от глобальных платежных систем (таких как Swift);
  • запрет гражданам страны, к которой применены санкции, въезжать в ряд других стран;
  • заморозка зарубежных активов страны и зарегистрированных в ней организаций.

Подобные санкции могут привести к уничтожению не только экономики государства, но и страны как таковой. Поэтому в полном объеме такие инструменты, как правило, никогда не задействуют, поскольку это может привести к серьезным изменениям в глобальной экономической системе.

Обычно такие санкции вводят частями, чтобы у государства еще имелась возможность более мирным и цивилизованным путем решить возникший конфликт.

Плюсы и минусы социальных санкций

На современном этапе санкции доказали свою эффективность и пользу в рамках регулирования поведения людей. Если социальные нормы не выполняются людьми, а наказания за это нет, то результатом является катастрофа, вплоть разрушения общества. Социальные санкции представляют собой необходимый элемент для стабильного функционирования общества и налаживания продуктивной коммуникации между индивидами. Они представляют собой один из основных регуляторов поведения людей в сочетании с социальными нормами. Но нельзя не отметить так же определенные минусы социальных санкций. К их числу относятся:

  • Консерватизм. На данный момент времени общества развивается слишком быстро и нормы не успевают адаптироваться к новым условиям. Это же распространяется на поддерживающие их санкции. В некоторых случаях сложившиеся стереотипы и правила создают трудности для движения общества вперед, в результате те, кто смотрит в будущее, начинают негативно восприниматься другими людьми;
  • Возможность применения социальных санкций для достижения личных целей. Отдельные люди или группы на протяжении всей человеческой истории предпринимали попытки использования санкций для достижения и продвижения своих личных интересов;
  • Уравнивание. В условиях, когда все члены социума воспринимаются на одном уровне, теряется индивидуальность человека. Это обусловлено тем, что любое поведение, противоречащее нормам, наказывается;
  • Жесткость в реализации санкций. Практическая реализация санкция может оказать негативное влияние на психоэмоциональное состояние отдельных личностей. Особенно это актуально для детей подросткового возраста.
  • Поддержка конформизма, выдвижение на первый план приспособленчества. Каждый человек пытается соответствовать требованиям общества чтобы избежать наказания, в результате люди начинают приспосабливаться к существующим реалиям. В большинстве случаев конформизм воспринимается как сделка с совестью, когда личность отодвигается на второй план, а принципы и идеалы теряют свою актуальность.

Необходимо отметить, что санкции представляют собой самую эффективную форму обеспечения стабильности и правопорядка. Вне зависимости от того, как они воспринимаются членами социума, их существование является обязательным элементом для существования общества.

Виды запретов

В контексте современной политической ситуации необходимо рассматривать штрафные санкции в международном праве. Их ни в коем случае нельзя путать с ответственностью. Так, ответственность за свой проступок несет страна-нарушитель договоренностей. Санкции, в свою очередь, может применить государство, права которого были нарушены. Нарушитель международных договоров обязан нести ответственность за свои противозаконные действия, а потерпевшая сторона имеет право на применение санкций.

Существует два вида запретов: коллективные и индивидуальные. Коллективными называются такие ограничения, которые следуют в ответ на нарушения норм международного права и подразумевают приостановление членства в союзе с другими государствами, а также коллективное вооруженное столкновение с правонарушителем.

Индивидуальные санкции чаще всего связаны с какими-либо правовыми ограничениями на деятельность того или иного государства, разрывом торговых и иных договоренностей, непризнанием позиции правонарушителя, усиленной самообороной на случай вооруженных столкновений.

Абсолютные виды санкций

В уголовном праве РФ, в отличие от юридической системы СССР, не существует абсолютных санкций. Ранее они предполагали «вышку» или применение наказания «по всей строгости закона» — иначе говоря, наихудший и безальтернативный вариант несения ответственности. До недавнего времени в нашей стране существовали абсолютно-определенные (АО) и абсолютно-неопределенные (АН) санкции, которые могли применяться лишь в самых крайних случаях. АО санкции устанавливали единственно возможный вариант наказания, его точный размер и форму. Здесь отсутствовала индивидуализация наказания применительно к личностным особенностям виновного лица. Суд мог вынести лишь одно решение: крупный штраф, смертную казнь, пожизненное лишение свободы и т. д.

АН санкции содержали формулировки, не отличающиеся точностью и конкретностью. Например, «наказание по законам военного времени», «применение санкций в условиях ЧС», «наказание по всей строгости закона» и т. д. Не совсем понятно, на кого в принципе могут быть рассчитаны подобные виды санкций. Сегодня они находятся под запретом по очень простой причине: дабы не допустить судебного произвола и нарушений в области прав и свобод человека.

История международных санкций к России

Если вспомнить историю земли русской, то не найдется периода, когда к нашей стране не применялись бы санкции международного масштаба. Ну не даем мы покоя нашим зарубежным «другам-недругам».

Основные санкции к России, зафиксированные историческими летописями, и те, которые применяются в настоящее время к РФ:

  1. 1548 год. Иван Грозный пригласил 123 мастера из разных стран для получения западного опыта в различных ремеслах и профессиях. Но власти Ливонского ордена (современные Латвия и Эстония), опасаясь усиления России в военном и экономическом плане, не пустили этих мастеров через свою границу в Россию.
  2. 1570 год. Запрет на ввоз оружия в Россию из европейских стран.
  3. 1856 год. Запрет для России иметь флот на Черном море.
  4. 1919 год. Запрет на поставку продовольствия в Россию, инициированный США, Великобританией и Францией.
  5. 1925 год. Запрет на торговлю с СССР за золото, принуждение торговать за нефть, лес, зерно. Инициаторы все те же – США, Великобритания, Франция. Итог — вызванный дефицитом (что это?) зерна голод.
  6. 1932 год. Запрет на импорт всех товаров из СССР. Инициатор – США.
  7. 1948 год. Ограничение на экспорт в СССР оборудования и вооружения из США с целью обеспечить контролируемое технологическое отставание советского государства.
  8. 1980 год. Бойкотирование Олимпиады, проводимой в СССР, 64 странами во главе с США (многие спортсмены из этих стран приехали на Олимпиаду как самостоятельные участники).
  9. 1981 год. Запрет США на ввоз в СССР оборудования для строительства нефте- и газопроводов.
  10. 1983 год. Блокирование авиасообщения США – СССР.
  11. 1986 год. Обвал цен на нефть (до 10 $ за баррель), спровоцированный США.
  12. 2012 год. Персональные санкции по «списку Магнитского» в отношении крупных российских чиновников.
  13. С 2014 года и по сей день. Полномасштабные торговые и экономические санкции, инициируемые США. Формальной причиной стал украинский кризис, связанный со сменой власти в Киеве и отделением Донецкой и Луганской областей от Украины, а также воссоединение Крыма с Россией.

Виды диспозиций

На основании положения действующего российского уголовного законодательства все диспозиции делятся на простые, описательные, ссылочные, бланкетные и ссылочно-бланкетные.

Простой диспозицией декларируются основное нормативное положение и называются правила поведения без того, чтобы раскрывать его признаки, так как в соответствии с мнением законодателя, его признаки являются понятными и без этого. К примеру, в Общей части Уголовного кодекса есть 1 часть 7 статьи, которая раскрывает принцип гуманизма, а в Особенной части есть 1 часть 126 статьи, которая предусматривает ответственность в случае похищения человека.

Описательной диспозицией декларируются основные нормативные правовые положения или называются правила поведения и раскрываются его самые важные признаки. К примеру, в общей части Уголовного кодекса, а именно в 1 части 21 статьи определяется невменяемость лица в Особенной части, а именно в 1 части 163 статьи закрепляется уголовная ответственность за вымогательства.

Замечание 1

В первом варианте законодателем разъясняется, что понимается под состоянием невменяемости, а во втором случае – в диспозиции уголовно-правовой нормы раскрывается вымогательство как преступление и указываются его признаки.

Ссылочная диспозиция для надлежащих квалификаций общественно-опасных деяний, к примеру престулпения, отсылает правоприменителей к иным нормам закона. К примеру, в Общей части Уголовного кодекса, а именно 5 часть 70 статьи осылает правоприменителей к 4 части 69 статьи для назначения наказания по совокупности приговоров с присоединением дополнительных видов наказаний. Также в Особенной части Уголовного кодекса, а именно в 1 части 117 статьи правоприменитель отсылается к 111 и 112 статье для того, чтобы верно квалифицировать общественно-опасные деяния в качестве истязания.

Бланкетной диспозицией правоприменитель отсылается не к нормам закона, а к иным – подзаконным нормам права. К примеру, верная квалификация деяний по 264 статье Уголовного кодекса РФ на основании нарушения ПДД и эксплуатации транспортного средства может быть применена в том случае, если правоприменитель обратится к соответствующим пунктам ПДД и эксплуатации транспортного средства.

Ссылочно-бланкетной диспозицией правоприменитель отсылается к другим положениям закона и подзаконных нормативных правовых актов. К примеру, нарушение правил охраны окружающей среды во время производства работы можно квалифицировать как преступление в соответствии со статьей 246 Уголовного кодекса РФ, если будет установлено, какие именно правила были нарушены, отраженные в законах и подзаконных нормативно-правовых актах в области охраны окружающей среды (статьи и пункты).

Замечание 2

Простая и описательная диспозиции могут быть в один момент и ссылочными, и бланкетными, но также и ссылочно-бланкетными. К примеру, описатльеные диспозиции, которые раскрывают смысл и суть преступлений, отраженных в 284 статьи УК РФ также могут быть признаны бланкетными, так как для того, чтобы надлежаще квалифицировать общественно-опасные деяния, правоприменитель отсылается к правилам обращения с документацией, в которой содержатся государственные тайны.

Цели ограничений

Штрафные санкции обычно преследуют несколько целей. Во-первых, подобные ограничения направлены на изменение политического строя государства-нарушителя. Политические запреты также могут распространяться на какую-либо отдельную область деятельности. Смена режима правления, кстати, скорее всего, будет толчком к смене политической направленности, так что санкция – это достаточно действенный способ добиться изменений в собственных интересах в данной сфере.

Во-вторых, санкции направлены на снижение количества единиц вооружения у конкретного государства. Такие действия позволяют уменьшить риск вооруженных противостояний и военных действий в масштабах страны.

В-третьих, санкции могут запретить въезд каких-либо физических лиц на территорию определенного государства или, напротив, заставить некоторых людей покинуть территорию какой-то страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector