Абстракция в психологии

Виды абстракций

Специалисты выделяют шесть видов абстракций:

Изолирующая

Помогает выделить из общей массы компонентов только то, на чем сфокусировано внимание.

Обобщающая. Предполагает рассмотрение ситуации в целом, невзирая на конкретные детали.

Конструктивная

Умение преобразовывать в четкие формы нечто непонятное, с размытыми границами.

Идеализирующая. Сглаживание углов в угоду собственным желаниям и ожиданиям. Иными словами, я вижу то, что хочу видеть.

Примитивно-чувственная. Позволяет игнорировать одни свойства и явления, замещая их другими, более нужными в конкретный момент.

Абстракция актуальной бесконечности. Определяет бесконечные множества как конечные.

Основные признаки

Рассмотрим, что характерно для абстрактного понимания мира. Итак, абстрактно мыслить – это значит быть способным:

  • воображать, предсказывать и устанавливать связи между событиями, явлениями и предметами;
  • выявлять закономерности, которые сложно распознать логическим путем;
  • видеть вещи под разными углами;
  • находить метафоры и аналогии;
  • не зависеть в своей деятельности от времени, пространства или ситуаций;
  • составлять представление об объектах, событиях или явлениях без необходимости видеть их воочию;
  • выражать свои мысли и идеи;
  • переносить полученные ранее знания из одного контекста в другой.

Какие преимущества даёт абстрактное мышление?

Абстрактное мышление является источником для творческих идей, которые необходимы практически в каждой профессии. Креативность позволяет придумывать идеи для новых проектов, находить необычные решения для поставленных задач, подбирать для себя инструменты и создавать новые. Креативный подход полезен во всех сферах жизни, а опирается он в первую очередь на способность мыслить абстрактно.

Развитое абстрактное мышление даёт такие преимущества как:

  • умение решать сложные проблемы;
  • высокий уровень интеллекта;
  • высокий уровень креативности;
  • склонность к различным искусствам;
  • умение выходить за рамки стереотипов;
  • умение генерировать новые идеи;
  • умение предсказывать и оценивать перспективы проекта;
  • способность замечать потенциальные подводные камни.

Формы абстрактного мышления

При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.

Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.

Понятие

Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.

И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».

Суждение

Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.

Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.

Умозаключение

Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.

Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.

Из каких частей состоит аннотация?

Для начала нужно сказать, что аннотация – это короткий текст, как правило, не больше 150-300 слов (не менее 3 предложений, не длиннее 10 строк). При этом структура этой «коротышки» на английском языке имеет ряд особенностей:

Тема. Одно-два предложения, в которых автор раскрывает тему своей научной работы.

Цель. Нужно объяснить читателю какую цель преследовал автор, проводя исследование.

Методы. Автор кратко рассказывает, как именно он проводил исследование, какие методы использовал.

Результаты. Аннотация – это не трейлер к фильму, из которого не узнать, чем все кончилось

Поэтому важно указать, к каким результатам привела исследовательская работа.

Выводы. В конце нужно описать значение или область применения полученных результатов.

Ключевые слова

Их цель – облегчить поиск для читателя. Это должны быть слова, отражающие суть вашей работы, то, о чем в ней идет речь.

Старайтесь сделать аннотацию удобочитаемой. Делите текст на абзацы и старайтесь писать так, чтобы одно предложение содержало одну мысль. Так читателям будет проще сориентироваться и с ходу понять, о чем ваша статья и нужно ли им изучать ее полностью.

Суть и польза

Итак, умение мыслить помогает человеку строить собственные взгляды на окружающий мир, справляться с жизненными трудностями, достигать целей. Но в большинстве случаев мы используем точную разновидность, оперируя детальными данными.

Когда мы видим парня, сидящего на лавочке и щелкающего семечки, нам кажется, что он бездельник. То есть мы размышляем на основе той конкретики, которая перед нами. Но ведь можно делать это более обобщенно, и тогда мы узнаем намного больше.

Отстраняясь от фактов и предполагая контекст, мы понимаем, что возможно юноша поссорился со своей девушкой, а до этого отрекся от курения и поэтому заменяет сигарету подобным образом. Или сегодня у него свободный день и он решил расслабиться и подышать свежим воздухом. Абстракционное мышление дает нам простор для воображения, посмотреть на происходящее с различных точек зрения и узнать много всего любопытного.

Этот метод особенно полезен в конкретных повседневных событиях, когда личность попадает в интеллектуальный тупик. То есть она затрудняется с нахождением разрешения проблемы или выработкой объективного взгляда. Но абстрагирование позволяет заметить то, что раньше было не таким явным.

Инструменты абстрактного мышления

Слова – главный инструмент абстрактного мышления, поэтому проявить его можно исключительно в речи. В процессе говорения человек выстраивает понятия в стройную логическую последовательность.

Поэтому слова упрощают мышление. Если что-то непонятно, можно попробовать рассказать об этой проблеме кому-то. В процессе обсуждения ответ будет найден. Если заинтересованных лиц нет, можно поговорить с самим собой. Это даже эффективнее, потому что рефлексия не останавливается, и можно не стесняться.

Пример. Человек толково объясняет кому-то, как решить его проблему. Но, если он сам попадает в такую ситуацию, он уже не так мудро поступает, как советовал. Дело в том, что он проговаривает чужую проблему и находит способы ее решения. А когда он сам попадает в сложные жизненные обстоятельства, его речевой поток нередко обретает другое течение: «все плохо закончится, мне хана» и так дальше.

Поэтому вместо решения проблемы человек только делает ее страшнее. И в том, и другом случае работает абстрактное мышление. Если он попробует поговорить сам с собой, то с большей вероятностью придет к правильному решению.

Таким образом, абстрактность – это понятие, выражающее максимальную степень обобщенности.

Инструменты

Базовый инструмент абстрактного мышления – это слово. Именно слова помогают выстраивать мысли в логические и последовательные цепочки. Ясная и четкая речь напрямую влияет на мыслительную деятельность. И наоборот, грамотное осмысление и внутренняя проработка вопроса выливается в хорошо сформулированное высказывание.

Именно поэтому абстрактное мышление иногда называют внутренней речью. Вы можете заметить, что наш внутренний диалог с самим собой хоть и содержит слова, но от обычной звуковой речи все же отличается:

  • помимо слов он содержит образы и эмоции;
  • он более хаотичен, особенно если человек не старается выстроить свое мышление целенаправленно;
  • внутренняя речь скомкана и фрагментирована, т. е. в ней преобладают ключевые слова, а второстепенные могут опускаться без потери общего смысла.

Оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками-словами, цифрами, категориями является очень сложным психическим процессом. А потому человек начинает овладевать данным навыком только к подростковому возрасту. И то не в полной мере.

В чем польза

Без развитого абстрактного мышления человек располагает только своим опытом и текущим восприятием окружающей среды. Именно способность абстрагироваться от внешней действительности помогает нам:

  • предвидеть какие-то ситуации;
  • придумывать что-то новое;
  • создавать музыкальные и литературные произведения;
  • заниматься скульптурой, живописью, архитектурой;
  • философствовать на разные темы;
  • находить неординарные способы решения проблем и т. п.

С возрастом человек, обладающий развитым абстрактным мышлением, становится менее категоричным. Он умеет признавать справедливость чужой точки зрения и допускает, что на один и тот же вопрос можно посмотреть под разными углами.

Вместе с тем некоторые исследователи отмечают и негативные стороны такого мышления:

  • отсутствие конкретики;
  • неспособность сделать окончательные логические выводы;
  • склонность к излишним обобщениям.

Согласно Гегелю такой тип мышления может выражать как ум, так и глупость. В своем эссе “Кто мыслит абстрактно?” он приводит свои размышления на данную тему и пытается опровергнуть утверждение о том, что абстрактное мышление – это неоспоримый признак высокоразвитого интеллекта.

Несомненно, для гармоничной и эффективной мыслительной деятельности лучше всего соблюдать баланс между рациональным и абстрактным видением мира.

Развитие абстрактного мышления

В этом блоке мы хотим коротко рассказать о том, как развивать абстрактное мышление у детей и у взрослых. Учитывая, что способы его развития в этих случаях будут различаться, поговорим о них отдельно.

Развитие абстрактного мышления у детей

Несмотря на то, что абстрактное мышление развивается у ребенка автоматически, родители могут создавать для улучшения этого процесса специальные условия. Рекомендуется начинать занятия с первых лет жизни, когда детский мозг формируется и растет. Основная задача – помочь ребенку перейти от операций с конкретными предметами к работе с отвлеченными понятиями, а также максимально расширять его кругозор.

Вот несколько подходящих для этого упражнений:

  • Возьмите альбомный лист и разлейте на нем немного гуаши или чернил, чтобы получилась клякса. Нужно вместе с малышом сделать из этой кляксы какой-то рисунок, к примеру, веселую рожицу или смешного человечка.
  • Придумывайте вместе с ребенком необычные названия и имена. Можно подобрать в Интернете изображение и придумать к нему не меньше трех интересных названий. Необычные имена можно составлять для животных и даже людей.
  • Ставьте вместе с ребенком небольшие театральные постановки. Создавайте из подручных средств костюмы и прочий реквизит. Абстрактное мышление у детей отлично развивают игры в театр теней.

Вместе с этими упражнениями разгадывайте со своим ребенком головоломки, ребусы, загадки и анаграммы. Играйте в логические игры и шахматы, собирайте паззлы и подбирайте ассоциации. Изначально у малыша могут возникать затруднения с выполнением заданий, но уже совсем скоро его абстрактное мышление будет развиваться очень быстро, причем намного быстрее, чем у взрослого человека.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Развивать абстрактно-логическое мышление у взрослого немногим сложнее, чем у ребенка. Дело в том, что мышление взрослого уже сформировано и стало менее гибким. Новые знания воспринимаются и усваиваются труднее. Но и это не помеха, если выполнять специальные упражнения на развитие креативности и умения думать абстрактными категориями:

  • Закройте глаза и как можно ярче представьте всех, с кем пришлось общаться в течение дня. Делайте это во всех подробностях: вспоминайте одежду, тембр и громкость голоса, жестикуляцию, выражение лица. Одновременно с этим вспоминайте свои ощущения в процессе общения с людьми.
  • Закройте глаза и начните представлять разные эмоции: радость, ужас, страх, умиление, тревогу, недоверие и т.д. Создавайте в воображении образ эмоции без конкретного объекта.
  • Закройте глаза и представьте образ интересующей вас идеи, понятия или термина. Пытайтесь отследить возникающие при этом ассоциации, ощущения и символы. Для выполнения упражнения замечательно подходят такие абстрактные явления как бесконечность, энергия, свобода, космос, религиозность и т.д.

В дополнение к предложенным упражнениям подходят все те же головоломки, ребусы, логические задачки, судоку; занимайтесь рисованием и придумывайте несуществующие слова и выражения. А еще попробуйте читать книги необычным образом – задом наперед, в перевернутом виде, наискосок и т.п.

Также обратите внимание на книги по абстрактному мышлению. Среди самых популярных можно выделить «Абстрактное мышление» Кирилла Берендеева, «Интеллект-тренинг» Андрея Родионова, «Развивайте интеллект» Филипа Картера, «Научите себя думать» Эдварда де Боно, «Правила мозга» Джона Медины и другие работы

Учитесь думать абстрактно. Если бы мы не умели этого делать, вряд ли бы появился первый самолет или автомобиль, не было бы многих открытий и ошеломляющего технического прогресса. Все это происходит из человеческой способности к воображению, фантазированию, выходу за границы разумного и привычного. Умея мыслить абстракциями, каждый из нас легко перестраивается и адаптируется к обстоятельствам, находит выходы из ситуаций и решает проблемы, творит и создает, думает, рассуждает, анализирует и прогнозирует.

Впрочем, думаем, что вам будет полезно познакомиться еще и с профессиональной точкой зрения на абстрактное мышление

В видео, размещенном ниже, о его важности рассказывает профессор Высшей школы экономики, доктор физико-математических наук, преподаватель и консультант по стратегическому менеджменту и корпоративному управлению Геннадий Николаевич Константинов. Желаем приятного просмотра и, конечно же, успешного развития мышления в любом важном для вас направлении!

Кто такой абстрактный человек

Абстрактный человек – это личность, которую человек себе нарисовал в воображении. Он может и не существовать в реальном мире. Например, когда девушка представляет парня своей мечты, она рисует абстрактного принца на белом коне. Еще один вариант – это идеализация кого-то. Если человек влюбляется, он испытывает эти чувства по отношению к абстрактному образу, а не реальному человеку. Поэтому столько людей со временем говорит: «Он/она так изменился». На деле человек такой, какой и был. Просто абстрактный характер превратился в конкретный.

Таким человеком может быть образ идеальной личности, на которую нужно равняться. Когда люди говорят: «Я хочу быть целеустремленным, богатым», они рисуют абстрактный образ того, какими они себя желают видеть в будущем.

Как развить абстрактное мышление

Способность мыслить абстрактно заложена в каждом из нас с рождения. Помните, как в детстве вы любили фантазировать, придумывать истории и сочинять мечты? Именно абстрактное мышление помогало вам в школе постигать азы технических и гуманитарных наук, вникать в сложные формулы, описывать образы главных литературных героев.

Такая способность есть в вас и сейчас. К примеру, вы никогда не были на Луне, но в то же время можете приблизительно представить, насколько этот спутник меньше размера Земли, как выглядят кратеры на его поверхности. Все это возможно благодаря абстрактному мышлению.

Другое дело – насколько высок его уровень у каждого из нас. Во многом это можно понять по тому, как развита наша устная и письменная речь, насколько широк словарный запас, владеем ли мы ораторским искусством. Следовательно, чтобы развивать абстрактный тип мышления, нужно работать именно с ее главным инструментом – словом.

Посмотрите нашу подборку книг про мышление.

У взрослых

Приведу несколько упражнений для развития абстрактного мышления у взрослых:

  1. Закройте глаза и представьте в мельчайших деталях, как прошел ваш день: с кем виделись, во что были одеты эти люди, какие запахи вы ощущали по дороге на работу, что чувствовали, общаясь с начальством, сколько раз подходили к кофейному автомату и т. п.
  2. Напишите на листе бумаги названия разных явлений и предметов, а потом поочередно воссоздайте в голове образы того, что описали. Лучше брать не простые слова вроде “стол” и “карандаш”, а такие, что требуют усилий для представления: комета, свобода, доминирование, религиозность, бесконечность и т. д.
  3. Похожая техника, только теперь нужно не представлять написанные слова, а описывать. Можно взять слова “нежность”, “разум”, “человечество”, “гнев” и подобные. Сначала дайте каждому слову определение, а потом придумайте к ним подходящие символы. Это могут быть иероглифы, небольшие картинки или схемы.
  4. Следующее упражнение станет интересным развлечением в компании друзей или во время путешествия в поезде. Задача: придумать от 3 до 5 заглавных букв и превратить их в аббревиатуру. Например, буквы СКП – это Союз Красных Пижам, Сборная Китайских Палочек и т. п.

Много других техник развития абстрактного мышления можно найти в нашей отдельной статье.

У детей

Развивать абстрактное мышление у детей нужно с самого младенчества. Даже если вам кажется, что малыш еще совсем ничего не понимает, будьте уверены, что он отлично распознает и запоминает звуки, интонации, слова. Можно читать книжки или рассказывать ему о чем угодно. Главное – делать это с выражением и чувством.

Детям постарше можно предложить такие упражнения:

  1. Нарисуйте на листке бумаги часть какого-нибудь животного или предмета. Задачей ребенка будет дорисовать недостающий элемент. Не страшно, если у мышки окажется рыбий хвост или появятся крылья. Главное, чтобы ребенок проявил находчивость.
  2. Поиграйте в слова. Вы называете любое слово, далее ребенок придумывает другое слово, которое начинается на ту букву, на которую закончилось ваше слово. И дальше по цепочке. Например, цветоК – КорзинА – АвгусТ и т. д.
  3. Устройте домашний кукольный театр. Все реквизиты можно смастерить своими руками: повесить простынь как ширму, взять любые игрушки в качестве героев. Ребенок будет исполнять роль и сценариста, и режиссера, и актера.

Советую также ознакомиться с подборкой логических игр для развития мышления.

Определение понятия

Умение мыслить помогает индивиду находить выход из сложившейся ситуации, формировать свой взгляд на мир. Но эта способность бывает нескольких разновидностей:

  • Точное – имеются знания, информация и четкое понимание того, что происходит.
  • Обобщенное – данных нет, и личность может только предполагать и догадываться.

Именно ко второму типу и относится абстракция. Если говорить научным языком, то это вид познавательной деятельности, когда происходят общие рассуждения без учета конкретных деталей. Это дает возможность рассмотреть случившееся с разных сторон и отыскать разнообразные методы ее разрешения.

Конечно, такое происходит не всегда. Представим себе, что мужчина лежит на кровати и листает ленту в социальной сети. Первое, что приходит на ум – «Он лентяй». Такой вывод мы, скорее всего, сделаем исходя из того, что видим. Но ведь на самом деле произойти могло и нечто другое. Он прилег на 10 минут отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Он приболел и поэтому не в силах заняться делами. Появляется много вариантов, и если мы отойдем от конкретики и рассмотрим все под различными углами, то сможем понять и узнать много нового.

Абстрактные мысли имеют приблизительное значение. Здесь нет места конкретной информации, а во время процесса применяются такие фразы, как «в общем», «возможно».

Философия

На философском уровне отражения действительности все существующие объекты делятся на идеальные и материальные. Соответственно, абстрактное существительное, которое называет идеальные, отвлеченные объекты, стоит на противоположной стороне от имен конкретных, вещественных и собирательных. Ведь эта троица обозначает в основной своей массе нечто материальное и чувственно воспринимаемое.

Следовательно, абстрактные существительные (примеры следуют далее) – уникальный разряд, исключительность которого состоит в том, что только он даёт имя таким нематериальным субстанциям, как: 1) отвлечённое свойство, признак предмета (лёгкость полёта, бега, бытия, сумки); 2) отвлечённое поведение, действие, деятельность (приобретение отца, педагога, учёного; приобретение дома, книги, недвижимости); 3) отвлечённое настроение, чувство, состояние, появляющиеся в разных ситуациях (ненависть к врагу, к миру, к другу; застой в отношениях, в стране, в работе); 4) нечто умозрительное, духовное, которое существует лишь в сознании человека и его невозможно представить наглядно (беспринципность, справедливость, духовность).

Виды абстракции[ | ]

Некоторые типы абстракции:

примитивная чувственная абстракция — отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлекшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.

обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.

идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от несущественных для данного исследования реальных атрибутов

В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая» и др.

изолирующая абстракция — тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание.

абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.

конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция — выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
  • содержательная абстракция — вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector