Основные формы мышления и их описание

Работы и их содержание: любопытные аспекты

Рассматривая в качестве средства мышления язык, Выготский потратил немало времени, наблюдая за обезьянами. В рамках экспериментов удалось выявить тот факт, что генетический уровень происхождения рассматриваемых явлений отличается, и процессы развития протекали независимо один от другого. Выготский установил, что в периоды развития истории соотношение мыслительного процесса и речи менялось, некоторого постоянного, стабильного значения не существует. Также он заметил, что обезьяны, сходные с человеком, проявляют интеллектуальные реакции лишь применительно к орудиям, но не показывают связи между общением и размышлениями. Удалось выявить фазы, предшествующие формированию интеллекта у животных и способности общаться вслух.

На основании наблюдений были сформулированы выводы, посвященные двум вариантам проявления речи в человеческом социуме. Первый, определенный Выготским, – общение. Способ предполагает озвучивание того, что человек думает, с участием во взаимодействии нескольких персон, передающих друг другу некоторые сведения. Второй тип речевого проявления – это объединение того, кто слушает, с тем, кто произносит. При этом словесная мысленная форма превращается в средство мышления. Такое разделение позволяет выделить внешний, внутренний речевые форматы. В первом случае мысль отражается лексическими оборотами и подчиняется структурам языка, во втором случае речь идет о придании некоего смысла конкретной мысли. Выготский, формулируя такие заключения, считает внешний речевой формат начинающимся от использования слова с постепенным применением все более развернутых и сложных структур. Внутренний прогрессирует от целого к некоторому аспекту, от мысли – к конкретному слову.

Суждение

Суждение — форма мысли, устанавливающая логические взаимосвязи понятий, совпадение которых (тождественность) выражается связкой «есть», противоречие — «не есть». Взаимосвязь или не тождественность выражается в виде предложений, например, как сказал Уэтли: «Логика есть наука о языке». Предложения являются лишь словесной оболочкой суждений, но они не могут быть одним и тем же. Например, логические формы мышления не могут быть отражены в вопросительных и побудительных предложениях. Любые суждения возможно выразить в форме предложений, но не все фразы относятся к суждениям. Истинные суждения реально отражают суть и особенности объекта, а ложные – неадекватно.

Нарушения (расстройства)

Расстройства мышления — это нарушение мыслительной деятельности. Нарушение подразделяется на количественное и качественное.

Количественный формы расстройства характеризуются нарушением речевой деятельности, задержкой нейропсихологического развития или умственной отсталостью.

Формы количественного расстройства:

  • задержка психического развития (ЗПР) диагностируется у детей 2-3 года. Лечение назначает невролог.
  • Олигофрения (отставания в умственном развитии характеризуется нарушением развития ребенка с раннего возраста). Ребенка с олигофренией наблюдают невролог и психотерапевт. Целью лечения будет социализация и обучение самообслуживанию.
  • Деменция представлена нарушением психических процессов, проявляющихся во взрослом или переходном возрасте. Наблюдение у психотерапевта.

Скорость мышления зависит от преобладания процессов в коре ГМ (головного мозга). Это может быть чрезмерное возбуждение или напротив торможение мыслительной деятельности:

  • Разорванность характеризуется быстрой сменой мысли, при которой речь становится абсурдной, полностью отсутствует логика и последовательность суждений. Речь состоит из обрывков фраз быстро сменяющих друг друга. Грамматика речи обычно сохранена. Данное нарушение присуще шизофрении.
  • Маниакальный синдром характеризуется ускорением речи и одновременным повышением психоэмоционального фона. Речь ускорена, больной может говорить «взахлеб» особенно выражено в определенных тематиках.
  • Замедление мысленных процессов присуще депрессивному синдрому. Отличительные черты: отсутствие мыслей в голове, медленная речь с учетом малейших деталей, не относящихся к сути вопроса, преобладание подавленного настроения.
  • Обстоятельность выражается в чрезмерном «утопании» в деталях. Больной с трудом переключается с одного вопроса на другой, наблюдается ригидность мышления. Обстоятельность присуща заболеваниям нервной системы (Эпилепсия).
  • Резонерство выявляется при длительном общении и выражается склонностью поучать. Когда человек не отвечает на поставленный вопрос, а рассуждает о вещах, не имеющих к нему отношения и стремится учить жить каждого, с кем начинает общаться.
  • Аутическое развивается у замкнутых людей. Отличительной чертой данного нарушения будет отгороженность от мира, слабая ориентация в социуме и погружение во внутренние переживания, часто не соответствующие реальному положению дел.
  • Обсессивный синдром характеризуется навязчивостью идей или мыслей от которых больной не может избавиться хоть и понимает абсурдность. Навязчивые мысли угнетают человека, вызывают негативные эмоции, заставляют страдать, но справиться с ними больной не может. Возникают на фоне стойкого возбуждения участка нервной системы.
  • Фобии (необоснованный страх). Различные фобии возникают на фоне перенапряжения и выполнения сложной задачи для взрослого или ребенка. В детском возрасте страх наказания порождает различные фобии.
  • Сверх ценные идеи возникают в подростковом возрасте. Преобладание ярко окрашенного эмоционального фона говорит о развитии данного синдрома. Данное нарушение сознания не доставляет страдания больному.
  • Бредовое мышление (часто сопровождается галлюцинозом) характеризуется возникновением устойчивых мыслей идей, не поддающихся переубеждению. Умозаключение основано на логическом умозаключении, сделанном на основе каких-либо данных. Это может быть страх преследования, безосновательная ревность, самобичевание. Бредовое мышление может быть опасно для окружающих и больного при ярко выраженном синдроме. Требуется лечение у психотерапевта или психиатра.

Логические формы мышления

Определение 1

Понятие — мысль, отражающая признаки предметов и явлений, которые являются общими, существенными, отличительными.

Например, «одежда — изделие или несколько изделий, надеваемых человеком», «зигзаг — ломаная линия, звенья которой поворачивают то в одну, то в другую сторону». Понятие имеют отношение не к отдельному предмету или явлению, а к группе и обобщенно отражают действительность.

Суждение отражает связи между предметами и явлениями или между их признаками. Выделяют суждения ложные и истинные, общего, частного и единичного порядка. Общие суждения относятся ко всем предметам и явлениям, объединенным в группы. Например, «все ученики приготовили домашнее задание». Частное суждение касается части предметов и явлений одного понятия. Например, «некоторые ученики не выучили урок». Единичное суждение распространяется на конкретное понятие. Например, «З.Фрейд — психолог». Суждение раскрывает понятие. Без знания содержания понятия, человек не может высказывать суждения о нем.

Определение 2

Умозаключение — это мыслительная связь, объединяющая исходные суждения (посылки) для получения другого суждения — вывода, заключения, которое возникает из посылок.

Виды мышления

С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.

Наглядно-действенное Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия).
Наглядно-образное Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг).
Словесно-логическое Основа — логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи.

Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.

Предикативное мышление

Мышление не всегда подчиняется  логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление — тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.

На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например,  создатель рекламы утверждает, что «успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V , надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

  • Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
  • Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
  • Значит я – успешный человек.

Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию  пропагандой или мошеннической рекламой.

Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.

Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:

  1. Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
  2. В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны («плюсы» и «минусы»).
  3. Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
  4. Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.

Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками

Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.

В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:

  • репродуктивное;
  • продуктивное;
  • творческое мышление.

Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).

Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п. 
Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышление. Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется  творческое мышление.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Виды мышления

С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.

Наглядно-действенное Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия).
Наглядно-образное Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг).
Словесно-логическое Основа — логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи.

Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.

Суждение

Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи. Проявляется оно во фразах, но нужно помнить, что не каждая фраза является суждением. Так, междометие или односложное предложение не относится к этой форме мышления (примеры: «Ой!», «Как же так?»).

Предложения, как правило, имеют повествовательный характер: «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждение может быть истинным или ложным, что определяется логикой. Первое предполагает наличие одного субъекта с характеристиками или сравнение двух субъектов.

При разделении простого суждения слова перестают нести смысловую нагрузку. Пример: «Мышь меньше кошки». Если это предложение разделить на два, смысл теряется.

Суждения сложные представляют собой различные комбинации, которые состоят из сложного и простого, двух сложных или двух простых суждений. Примеры: «Если пройдет град, растения могут пострадать». Здесь «растения могут пострадать» выступает в качестве простого суждения.

Суждение как форма мышления сложного характера невозможно без грамматических связок («но», «или», «и», «если так, то…», «когда…, то…» и т. д.).

Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом.

https://youtube.com/watch?v=N2a9hxvA4YU

Эта форма мышления также может быть:

  • утвердительной («Ботаника – наука о растениях», «Тигр является хищником»);
  • отрицательной («Это предложение построено неправильно», «В российских городах не гуляют медведи на улицах»).

Существует и другая классификация. Общее суждение предполагает утверждение (отрицание), которое относится к явлениям, субъектам, объединенных с помощью общего понятия («Все здоровые кошки имеют четыре лапы»). Частное подразумевает часть предметов, субъектов, явлений, которые объединены понятием («Какие-то поэты являются графоманами»). В единичном суждении выражено индивидуальное свойство («Ф.М. Достоевский – автор «Преступления и наказания»»).

По сути суждение открывает содержание понятия (или нескольких) – поэтому для высказывания необходимо знать содержание всех используемых понятий.

Умозаключение

Умозаключения как форма мышления образуется при помощи нескольких суждений. Таким образом, имеющаяся информация дает возможность получать новые знания.

Эта форма мышления относится к высшим, так как соединяет в себе понятия и суждения.

Умозаключение может быть правильным или неправильным. Когда говорят об этом свойстве, то имеют в виду теоретическую возможность проверки, так как правильность вывода – это субъективное явление, которое может проверяться в течение продолжительного времени посредством экспериментов и логических рассуждений.

Между суждением и умозаключением существует тесная связь, так как без первого невозможно второе. Умозаключения бывают:

  • дедуктивными, являющимися результатом процесса мыслерассуждения от общего к частному;
  • индуктивными – обобщение происходит от частного к общему;
  • построенными на аналогии, которая использует свойство явлений и объектов, имеющих схожие признаки.

Взаимодействующие между собой понятие, суждение и умозаключение формируют картину человеческого сознания, восприятия и являются основой для развития интеллекта.

Яркий пример умозаключения – это доказательство геометрических теорем.

Итак, основные формы мышления – три составляющие, без которых невозможен мыслительный процесс. Именно благодаря им мозг человека способен анализировать и синтезировать, выстраивать логические связи, что в результате приводит к интеллектуальному развитию. Изучение этих особенностей мышления относится к основным разделам логики, а также к некоторым отделам психологии. 

Оцените эту статью:

  • 4.39

Всего голосов: 300

Роль логики в мышлении

В зависимости от времени процесса мышления, его осознанности и наличия структуры выделяют логическое и интуитивное мышление. Логическому (аналитическому) свойственна развернутость во времени, четкость, его этапы всегда ясны. Интуитивное непредсказуемо, неосознанно и быстро протекает. Вычленить его этапы невозможно.

Логическое мышление работает на основе последовательности умозаключений. Оно подчиняется правилам логики. Логика предполагает изучение проблемы, ее анализ, целеполагание, выявление предположений и методики разрешения вопроса. Работа над проблемным вопросом строится по четкой логической схеме.

Конкретизация

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

↑ Виды мышления

Человек и человеческое сообщество — постоянно развивающиеся системы. На разных этапах их исторического развития доминировали разные типы мышления, а именно образное, понятийное (теоретическое) и знаковое.

Образное мышление.

Задача дана наглядно, в конкретной форме, а способом её решения будет практическое действие

Понятийное мышление, те. мышление в форме понятий.

В процессе мышления человек переводит образы мира в слова (понятия). Понятие включает в себя определенные характеристики и свойства предмета или явления. Например, при произнесении понятия «кубик», у каждого в мыслях возникнут различные образы с одинаковыми характерными особенностями — квадрат, игровая кость, кубик Рубика и т д.

Знаковое мышление

В чистом виде те или иные виды мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Что такое абстрактное мышление?

Абстрактное мышление – это оперирование абстрактными понятиями. К таковым относятся понятия, которым не соответствуют конкретные объекты или явления. Это могут быть обобщения (человек, животное, собака), а также различные понятия, получающие свой смысл непосредственно в процессе мышления или дискуссии (число, нравственность, материя).

Чтобы правильно понять, что такое абстрактное мышление, важно понимать смысл терминов «абстракция» и «абстрагирование». Абстракция – это отвлечение от части свойств объекта

К примеру, в живописи это подразумевает, что художник отбрасывать часть визуальных свойств персонажей и предметов, чтобы подчеркнуть другие свойства и передать определённые эмоции. Абстрагирование – это сам процесс обобщения и упрощения, отбрасывания конкретных деталей, несущественных в текущем контексте.

Абстрактное мышление позволяет нам размышлять о различных объектах и явлениях, не конкретизируя их свойств. Пользуясь им, мы можем представить и осмыслить некоторую ситуацию, не формулируя происходящее словами и не воссоздавая никаких образов в мыслях. Являясь самым быстрым из доступных нам способов мышления, именно оно позволяет нам быстро находить неординарные способы решения возникающих перед нами проблем.

Как развивать понятийное мышление

Начнем с детского возраста. Ранее мы выяснили, что у маленьких детей понятийного мышления нет, они способны воспринимать мир только так, как они его видят. В этом контексте интересен эксперимент, поставленный швейцарскими психологами Жаном Пиаже и Барбель Инхельдер. Суть в следующем: детям дошкольного возраста демонстрировали макет, на котором было сооружено три горы разной высоты. Каждая из них имела свою особенность – домик, речка, заснеженная вершина. Также детям давали посмотреть фотографии, где все три горы были сфотографированы с разных сторон, и просили указать на те фото, где гора выглядела так, как они ее видят. На этом этапе с заданием справлялись все.

Затем с другой стороны макета помещали куклу, у которой вместо головы был гладкий шар, и просили детей выбрать фото, где изображение совпадает с тем, как его могла бы видеть кукла. Глаз у куклы не было, т.к. вместо головы был гладкий шар, а просто предположить, где могли бы быть у куклы глаза и как она могла бы видеть горы, у детей стабильно не получалось. В итоге все дети выбирали фото, где гора изображена так, как видят ее они сами.

Напомним, макет был сфотографирован со всех сторон, и если бы дело было лишь в неточном угадывании направления взгляда, дети ошиблись бы только с ракурсом обратной стороны горы. Однако в отсутствие четкого указания, где у куклы глаза и куда она смотрит, дети, не обладающие понятийным мышлением, просто давали ответ из своего уже знакомого опыта, не пытаясь анализировать ситуацию.

К слову, работая учителем в школе и помогая директору обрабатывать итоги тестов IQ, которые проходили школьники, Жан Пиаже обратил внимание, что дети примерно одного возраста совершают одни и те же ошибки. Это дало толчок новым исследованиям, в результате чего Пиаже вывел классификацию стадий развития интеллекта у детей

Стадии развития интеллекта у детей по Пиаже:

  1. Сенсомоторный интеллект (0-2 года) – простейшее восприятие с помощью органов чувств.
  2. Дооперациональные представления (2-7 лет) – дети создают свои образы и аналогии.
  3. Конкретные операции (7-11 лет) – начинают развиваться навыки абстрактного мышления – математические операции с невидимыми предметами, понимание родовой и видовой классификации животных и т.д.
  4. Формальные операции (после 12 лет) – способность понимать метафоры, точку зрения других людей, если она отличается от собственной, и прочее.

Можно ли как-то ускорить интеллектуальное созревание ребенка и помочь ему овладеть понятийным мышлением? В разумных пределах – да. Ключевые слова – в «разумных пределах». Естественно, что годовалый ребенок не поймет объяснение, предназначенное для младшего школьника. Однако помочь детям подниматься по ступеням познания и сделать этот подъем более легким и приятным мы, взрослые, вполне можем.

Формы мышления в психологии

Мышление – это психический процесс, в результате которого формируются выводы.

К процессам мышления относятся:

  1. Понятие. Это представление, отраженное мышлением, единство важных свойств, связей, предметов и явлений, обобщенных по классам и признакам. Создается на основании жизненного опыта и приобретенных знаний.
  2. Суждение. Представляет собой реализацию логической формы мышления на основе понятий.
  3. Умозаключение. Это вывод, который логически формируется из объединенных суждений.
  4. Индукция. Это метод умозаключения, который приводит к выводам путем перехода от частных суждений к общим.
  5. Дедукция. Это метод умозаключения, который приводит к выводам путем перехода от общих суждений к частным.

Особенности мышления

Основные формы мышления существуют на базе психологических законов c учетом развитости ума и интеллекта разных людей. От каких особенностей зависят качества ума?

  • Гибкость – умение приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации, менять ход действий.
  • Глубина – умение проникнуть в суть сложной проблемы, найти ее причины, увидеть новые задачи там, где их не замечают другие.
  • Скорость – способность быстро применять основные формы мышления, решить ситуацию, принять решение. Она зависит от объема знаний, развитости навыков мышления, опытности.
  • Самостоятельность – умение поставить новую цель и достичь ее без участия другого индивида. Она формируется на базе информации, переданной от окружающих людей. Человек, самостоятельно мыслящий, может подойти к изучению мира с творческой точки зрения, найти варианты разрешения ситуации.
  • Широта — способность охватывать большое число тем, вопросов. Она отражает уровень эрудиции, интеллекта и разностороннюю развитость.
  • Последовательность – умение следовать логике, поддерживать логическую преемственность при выражении мыслей, обосновывать суждения.
  • Критичность – способность при познании не оказываться под влиянием чужих мыслей. Индивид критически мыслящий может трезво оценить сильные и слабые стороны, особенности объекта, явления. Он склонен к тщательной проверке своих решений и требовательной оценке мыслей.

Формирование всех мыслительных качеств происходит в комплексе и всегда идет рука об руку с интеллектуальным развитием. Уровень способности результативно решать встающие на пути ситуации и проблемы называется интеллектом. Совершенствование важных мыслительных качеств, развитость личности во многих направлениях зависят от хорошей организации учебной и профессиональной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector