Как научиться запоминать большие объемы информации: 10 мощных методов + курс тренировки памяти
Содержание:
- Особенности запоминания текста на родном языке
- Интерференция
- Вникание в суть
- Метод локусов
- Забывчивость
- Сочиняйте истории
- Рекомендации по облегчению процесса запоминания
- 8 законов памяти
- Когнитивные карты
- Эффективные техники запоминания
- Преимущества работы с памятью
- В процессе учения
- Каковы возможности человеческой памяти
- Интервальные повторения
- Как применять интерливинг
- Что такое мнемотехника
Особенности запоминания текста на родном языке
Эти методы запоминания основаны на создании образа того, что вы запоминаете. Их можно разделить на категории:
- записываем, что учим;
- графический метод;
- деление текста на части;
- постоянное напоминание.
При запоминании текстов с большим количеством терминов или формул, простого перечитывания материала будет недостаточно. Для этого мы используем метод записывания.
Прочитав текст, выделяем основные тезисы и термины. Потом последовательно записываем их. При этом можно чертить план текста и по нему производить описывание, выделяя основные цитаты, тезисы и терминологию.
Если у вас нет возможности записывать, тогда выделите главное прямо в тексте, используя карандаш или другие методы выделения.
Намного быстрее запомнить информацию позволяет схематическое изображение основных мыслей текста. Для этого можно использовать графические схемы, чертежи, наброски и пиктограммы.
Этот метод эффективен при запоминании сложных технических текстов.
Методика использования пиктограмм для запоминания больших текстов
- Выделяем ключевые слова и выражения.
- Потом рисуем пиктограммы для каждого выделенного слова, так называемые картинки, которые вам позволят вспомнить его. Это могут быть ваши ассоциации с ними, но пиктограммы не должны быть слишком громоздкими. При прорисовке картинок нельзя делать надписи. Просто рисуйте то, с чем у вас ассоциируется данное слово или выражение.
- Используйте полученные пиктограммы для запоминания текста. Последовательность рисунков должна совпадать с основной мыслью статьи.
- Объемные тексты психологи рекомендуют запоминать методом деления его на мелкие части. Материал следует разбивать не больше чем на 7 частей, каждая из которых должна иметь смысловую связь.
- Концентрировать запоминание следует на средней части материала, так как начало текстов, в основном, содержит мало конкретной информации, а конец логически ясен по ходу основного текста.
- Если время для запоминания позволяет, то можно применять методику постоянного напоминания. Текст который нужно запомнить разделяют на части и распечатывая их на бумаге размещают в местах вашего постоянного пребывания, например на холодильнике, в ванной или в местах курения.
Интерференция
Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.
Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.
Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.
И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.
Вникание в суть
Немецкий психолог Герман Эббингауз составил «кривую забывания», демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.
Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.
А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.
Метод локусов
Название этого метода происходит от латинского слова locus — «место». Он также имеет ряд других названий: пространственная мнемоника, дворец памяти, чертоги разума, умственная прогулка.
Принято считать, что метод локусов зародился еще в Древнем Риме благодаря ораторам, которым всю информацию для многочасовых выступлений приходилось держать в памяти. Суть метода заключается в визуализации, в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным локациям. К фактам может относиться что угодно: иностранные слова, список покупок, имена людей и др.
Как работает метод локусов? Представьте, что вы стоите в своем доме (дворце памяти). Мысленно пройдитесь по этому дому, запоминая его отличительные особенности — их можно использовать для хранения информации, которую вы хотите запомнить. Каждая остановка на вашем пути будет тем самым «локусом», к которому вы можете привязать идею или объект. Например, входная дверь может быть одним локусом, тумбочка в коридоре — вторым локусом, лампа в гостиной — третьим. Если вам нужно запомнить какое-то слово, создайте ассоциацию между этим словом и одним из объектов в доме. Зафиксируйте это в голове. Когда вы будете думать о своем дворце памяти, вы вспомните не только маршрут, но и объекты, привязанные к локациям.
Забывчивость
Из школьного курса биологии известно, что мозг занимает не более 2 % от массы всего тела, а кислорода потребляет – пятую часть от всего поступающего объема. Это значит, что реакции в клетках мозга идут интенсивно, и он нуждается в постоянном питании. Поэтому, чтобы без усилий запомнить нужную информацию, можно улучшить трофику тканей с помощью употребления полезных для памяти продуктов.
Научно доказано, что недостаток витамина В4, ухудшает запоминание. Его суточная доза содержится в 1 перепелином яйце. Пересмотрев ежедневный рацион, можно значительно быстрее запоминать информацию. Для улучшения памяти рекомендуется есть:
- грецкие орехи, масло льна;
- морепродукты, яйца;
- бобовые, шоколад, соя.
Сочиняйте истории
Изучающие английский часто жалуются, что новых слов слишком много и их трудно запомнить. Есть один прием, который можно использовать, чтобы быстро выучить слова. Сочините любую, пусть даже нелепую историю, в которой задействованы все слова по английскому. Представьте ее в деталях.
Мы легко запоминаем истории, особенно странные, если можем воссоздать их в своем воображении. Не стесняйтесь сочетать слова забавными и несуразными способами. Допустим, вам нужно запомнить следующие 20 английских слов:
shoes, piano, tree, pencil, bird, bus, books, driver, dog, pizza, flower, door, TV set, spoons, chair, jump, dance, throw, computer, stone
(туфли, фортепиано, дерево, карандаш, птица, автобус, книги, водитель, собака, пицца, цветок, дверь, телевизор, ложки, кресло, прыгать, танцевать, бросать, компьютер, камень)
Вы можете сочинить из них вот такую невероятную историю:
There is a piano wearing shoes and sitting in a tree. The tree is strange because someone has stuck a giant pencil through it. On the pencil a bird is sitting and watching a bus full of people reading books.
Even the driver is reading a book which is bad because he isn’t paying attention to driving. So, he hits a dog that is eating a pizza in the middle of the road and kills it. The driver digs a hole and buries the dog in it and then puts a flower on it. He notices that there is a door in the dog’s grave and opens it. Inside he can see a TV set with 2 spoons for antennas on top of it. No-one is watching the TV set because they are all watching the chair. Why? – Because the chair is jumping and dancing and throwing stones at the computer. |
Фортепиано сидит на дереве в туфлях. Дерево выглядит странно, потому что кто-то пронзил его огромным карандашом. На карандаше сидит птица и смотрит на автобус, полный людей, читающих книги.
Даже водитель читает книгу, что плохо, потому что он не обращает внимания на дорогу. Поэтому он насмерть сбивает собаку, которая ела пиццу посреди дороги. Водитель роет яму и хоронит собаку, а затем кладет сверху цветок. Он замечает, что в собачьей могиле есть дверь и открывает ее. Внутри он видит телевизор с двумя ложками сверху, которые выполняют роль антенн. Никто не смотрит телевизор, потому что все смотрят на кресло. Почему? Потому что кресло прыгает, танцует и бросает камни в компьютер. |
Попробуйте. Вы сами удивитесь!
Рекомендации по облегчению процесса запоминания
Есть несколько простых правил как лучше запоминать необходимое. Это рекомендации, которые многим людям известны, но почему-то забыты или не соблюдаются. Они не требуют особых дополнительных техник или временных затрат.
Общие рекомендации о том, как лучше запоминать и дольше сохранять в памяти знания:
Поставить цель запомнить информацию надолго или определить крайний срок, после которого она станет не нужна. Секрет этого способа в создании правильной мотивации и четкого определения задачи
Если человек осознает важность и необходимость запоминания (пусть даже на короткий срок), ответ на вопрос: «как запомнить большой объем информации», может и не возникнуть, так как память активизируется, откроются новые возможности и резервы.
Лучшее время для запоминания – полчаса утром, сразу после пробуждения и полчаса вечером, перед сном. В середине дня, когда в мозг поступает и без того много информации, запоминать необходимые факты труднее.
Обсуждение и передача информации
Когда человек делится с кем-то своими знаниями или пытается объяснить другому лицу что-либо, он сам еще раз и намного глубже «проникает» в тему
Получение наводящих и уточняющих вопросов от собеседника поможет подключить логику, начать мыслить креативно, а не просто произносить заученное слово в слово.
Акцентировать внимание на наиболее интересных и ярких моментах запоминаемого блока: что удивило, впечатлило, оказалось практически полезным.
Запоминать текст с первого раза бывает очень сложно, но если на листе бумаги кратко записывать основные мысли и идеи в их правильной последовательности, то, зная о возможности воспользоваться такой «шпаргалкой», воспроизвести текст уже после первого прочтения вполне реально.
Повторение. Это, пожалуй, самое известное правило эффективного запоминания
Осмысленное повторение не то же самое, что зубрежка. Учеными была разработана формула эффективного запоминания путем повторения. Повторять усвоенную информацию нужно с определенным временным интервалом: через десять минут, час, шесть часов и последний раз через сутки после запоминания.
«Песня». Интересный и креативный способ легко запомнить текст. Как же запомнить прочитанное? Представить, что это текст песни и пропеть его, придумав собственную мелодию!
8 законов памяти
Их необходимо знать, чтобы правильно работать с памятью – быстрее и эффективнее запоминать большие объемы материала. Они также помогут разработать собственную стратегию изучения и откроют для вас некоторые нюансы самого феномена памяти.
- Яркие впечатления – чем более необычной для нас является информация, тем больше шансов запомнить ее.
- Значимость – данные, которые способны всерьез повлиять на нашу жизнь, мы запоминаем гораздо быстрее, чем второстепенные сведения.
- Мотивация – лучше всего, если вы сможете установить прямую зависимость вашего светлого будущего от изучения материала.
- Деятельность – чем больше мы работаем над информацией (корректируем, меняем, дополняем), тем быстрее мы вовлекаемся в деятельность и запоминаем прочитанное.
- Настройки и установки – необходимо готовиться к изучению, давать себе правильные установки на работу и подбирать наиболее удобный способ обучения.
- Предшествующие знания – если вы уже обладаете некоторыми знаниями по теме, то целесообразно вспомнить и систематизировать их.
- Взаимодействие следов памяти – как оказалось, учиться лучшего всего вечером и утром, тогда процесс изучения материал будет предельно эффективным.
- Временной слой – чем больше информации по теме вы получаете со временем, тем больше ассоциаций с полученными данными возникает в вашей голове.
Постарайтесь использовать эту информацию при формировании собственной стратегии изучения. Помните, что все мы индивидуальны: кому-то нужно больше времени на изучения одного блока, кому-то требуется более продолжительный отдых и так далее. Старайтесь отойти от шаблонных стратегий и создать свою методику.
Когнитивные карты
Чтобы запомнить учебный материал, необходимо его понимать. Зубрежка не приведет к результату. Максимум, что вы можете получить, — миллион разрозненных фактов в кратковременной памяти. Спустя месяц вы будете смотреть на конспекты, будто видите их впервые.
Многие преподаватели прямо на лекциях объясняют материал, структурируя его в специальную схему, которую называют когнитивной картой (иногда используют термины «ментальная карта», «интеллект-карта», «ассоциативная карта»). Любую главу или целую тему можно представить в виде логически взаимосвязанных терминов, дат, персоналий, причинно-следственных связей по принципу «ЧТО? КТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ?»
Важно находить и фиксировать эти узловые моменты, тогда вы сможете воспроизвести суть любого вопроса по любому предмету.
Некоторые студенты зарисовывают материал, обозначают ключевые тезисы не текстом, а рисунками, символами, работают с собственными ассоциациями. Главное — создать четкую и понятную лично для вас карту, взглянув на которую, вы сразу сможете выстроить логику ответа на экзамене.
Чтобы создать такую карту на отдельную тему, необходимо:
- выделить ключевые тезисы (о чем идет речь в главе или разделе);
- разделить каждый тезис на более мелкие смысловые блоки (например, исторические периоды становления предмета анализа);
- выделить в каждом смысловом блоке ключевые данные (даты, персоналии, формулы, определения — в зависимости от того, с каким предметом работаете);
- обозначить (в прямом смысле слова — выделить цветным маркером) причинно-следственные связи между тематическими блоками или отдельными понятиями, датами и т.д.
Эффективные техники запоминания
Наверное, вы замечали, что яркая, эмоциональная, образная
информация запоминается намного легче. Поэтому информацию, которую нужно
запомнить нужно образно «раскрасить» и сделать интересной для мозга. Сегодня
существует масса способов для облегчения усваивания и тренировки памяти,
рассмотрим самые эффективные методики.
Метод Цицерона
Этот способ еще называют методом локуса (место – это «локус») или дворцом памяти. Техника основана на ассоциациях.
Суть заключается в мысленном создании матрицы, в ячейку которой следует «положить» слово, которое нужно запомнить. В роли матрицы чаще всего используют свое жилище.
Закройте глаза и представьте свой дом в подробных деталях.
Каждому человеку будет не сложно это сделать. Воссоздайте в воображении мебель,
мысленно «пройдите» по комнате, вспомните, где что стоит и запомните маршрут,
каждый раз он должен быть одинаковым.
Как это применять, рассмотрим на примере. Нужно запомнить
список слов – огурец, корзина, телефон, торт, воздушный шар, котенок, любовь,
конфеты. Представим эти слова в виде образов и расставим их по комнате, причем
в нужной последовательности.
Первый на пути холодильник – мысленно положим в него огурец,
далее стоит стол – ставим на него корзину, телефон поместим на стул, который
стоит рядом со столом. Торт вообразим на книжной полке, а шарик привяжем к
люстре. Котенка «положим» в кресло, любовь представим в виде большого сердца и
положим его на диван, а рядом на подлокотник – конфеты.
В последующем, каждый раз мысленно идем по выбранному маршруту, и в памяти будут всплывать слова, которые запоминались с помощью ассоциаций. Чтобы эффективно пользоваться данным методом:
- избегайте одинаковых локусов (двух одинаковых стульев или других предметов);
- не меняйте маршрут, «ходите» по одному пути;
- не забывайте локусы, нужно четко помнить, что где стоит во дворце памяти.
Мнемоника
Этот способ включает несколько приемов запоминания, основанных на ярких закономерных связях, возникающих в отношении предметов, явлений, действий, фактов.
Существует большое количество мнемонических методов, к самым используемым относят:
- акростих – нужно придумать стих, в котором
первые буквы каждой новой строки образуют слово; - рифмы – рифмованная информация лучше
запоминается, чем простой набор цифр или слов; - акроним – материал «шифруют» в виде
последовательности из букв; - создание цепочки – человек придумывает рассказ,
в котором нужные слова составляют цепочку сюжета; - образ-имя – для запоминания имен, ассоциируя
человека с ярким образом.
Чанкинг
Этот способ отлично подходит, если нужно заучить номера телефонов, банковских карт.
Суть методики – дробление информации на группы для облегчения запоминания. Например, 89554375435 воспринимается сложнее, чем 8-955-437-54-35. Именно для лучшего восприятия телефоны записывают через черточку. Ключевой принцип в данном случае – комбинация предметов. Таким образом, можно запоминать не только цифры, список продуктов можно запоминать по виду пищи.
Интервальные повторения
Методика заключается в периодическом повторении информации,
которую нужно запомнить. Причем интервал между повторами постепенно
увеличивается. Первое повторение нужно сделать через час, далее через 5 часов,
потом на следующий день, через сутки, через 3 дня, неделю и так далее.
Существует формула, по которой рассчитывается время следующего повторения:
интервал для следующего повтора = день последнего повторения Х 2 + 1.
Сторителлинг
Это искусство создавать и рассказывать интересные истории. Строить сюжетные линии можно из различных элементов, которые включают материал для запоминания.
Интересные эмоциональные рассказы мозг охотнее запоминает, а вместе с ними и необходимую информацию. При этом точность сюжета не важна, главное, последовательно зашифровать в нем нужный материал.
Преимущества работы с памятью
Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации. Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.
Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.
Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.
В процессе учения
Чаще всего ответом на вопрос о том, как быстрее запоминать информацию, интересуются школьники и студенты. Те, которым нужно что-то выучить, и желательно побыстрее. Вышеперечисленные методы стоит использовать, но они будут в данном случае вспомогательными.
Самое главное – установить определённый режим. Лучшее время для усваивания информации — с 8:00 до 11:00 и с 20:00 до 23:00. Впрочем, тут всё зависит от того, во сколько человек ложится и встаёт. Проанализировав свою активность, не так уж и трудно найти лучшее время для себя.
Выбрав время, нужно отключить интернет и все электронные гаджеты, обеспечить себе тишину или не отвлекающий музыкальный фон, после чего сосредоточиться, убрав с глаз долой всё, что может показаться интересней учёбы. У многих проблема заключается в этом. Но сосредоточиться можно, если разбить усваиваемый материал на несколько частей и учить понемногу.
Вот, например, студенту нужно подготовить к экзамену, который будет через 5 суток, 40 билетов. Значит, ему нужно будет каждый день делать по 10 штук. Утром пять, и вечером столько же, а днём можно отдыхать. На пятые сутки всё повторить. Это поможет. Главное – поставить себе цель и следовать чёткому плану.
Каковы возможности человеческой памяти
Большинство людей имеют самую обычную память, которая ни хорошая, ни плохая. Один процент представителей человечества является обладателем феноменальной памяти. Еще пяти процентам жителей планеты повезло — они имеют возможность «фотографировать» информацию, не прилагая к этому никаких усилий.
Многие из нас уверены — значительный объем памяти используется для хранения краткосрочных сведений, когда запоминаются, в первую очередь, текущие моменты, Самые важные — особо значимые — события, которые в будущем становятся воспоминаниями о прошлом, запоминаются во вторую очередь. При традиционном использовании происходит именно так.
Но специалисты считают, что возможности человека намного шире. Ученые, изучающие ресурсы человеческого мозга, недавно утверждали — основной процент людей эксплуатирует не более одной десятой доли способностей своей головы и только один процент делает это по полной программе.
Готовитесь вы к экзаменам — запоминаете содержание экзаменационных билетов. Сдали сессию — забыли или отложили его на антресоли памяти. Возможно, пригодиться в будущем, а может быть не понадобиться никогда.
Доказано, что хранилище человеческого мозга имеет чрезвычайно большой объем. По неуточненным данным он составляет более ста двадцати пяти миллионов мегабайт. Это примерно восемнадцать миллионов CD-R-дисков вместимостью семьсот мегабайт. Почему же человек помнит так мало? Потому что не стремится узнать, как научиться запоминать информацию.
Интервальные повторения
Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.
Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.
Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:
- первое – спустя 20 минут после заучивания;
- второе – спустя 6 – 8 часов;
- третье – через сутки.
Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.
Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:
- первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
- второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
- третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).
В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.
Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.
Как применять интерливинг
На сайте об обучении на основе знаний о работе мозга Ness Labs предлагают при применении интерливинга помнить о трёх его характеристиках:
- Интерливинг не то же самое, что многозадачность. Чередовать задачи — не значит работать над несколькими заданиями одновременно. Кроме того, не стоит забывать, что при переключении между задачами человеку нужно время, чтобы вникнуть в их контекст. Поэтому перед каждой новой активностью в интерливинге следует давать ученикам небольшую паузу.
- Интерливинг полезен, когда темы взаимосвязаны. Хотя задачи при этом подходе не должны быть схожими, они не должны быть и слишком отличными друг от друга. Практиковать удары то левой, то правой рукой в теннисе — хорошая идея. А вот чередовать теннис с написанием статей — не очень, считают авторы Ness Labs.
- Интерливинг лучше работает при долгосрочном обучении. Если экзамен уже завтра, интерливинг будет не лучшим методом ускоренной подготовки к нему. А вот если итоговые тесты ещё не скоро, то чередование разных задач поможет мозгу закрепить знания в долгосрочной памяти.
В дополнение к этой памятке Маргарет Сёрл, которая консультирует школы по темам социально-эмоционального и инклюзивного обучения, такие примеры использования интерливинга:
- Вместо того чтобы учить школьников находить сначала площадь квадратов, а потом — прямоугольников и окружностей, можно обучать поиску площадей разных фигур одновременно. Это заставит учеников внимательнее выбирать подходящую стратегию и сопоставлять решения, применимые для разных фигур.
- На уроках обществознания вместо изучения отдельных ветвей власти по очереди, можно сопоставлять две или три ветви в поиске сходств и отличий.
- Вместо изучения разных типов растений, а затем отдельно — условий для их роста, можно исследовать, какие условия лучше всего подходят для разных типов растений.
- Вместо изучения творчества писателей по отдельности можно сопоставить подходы двух авторов к развитию персонажей и сюжета.
- Вместо того чтобы на уроках биологии напоминать ученикам, что митоз — это не то же, что мейоз, всякий раз, когда будет упомянут один из этих процессов, изучать митоз и мейоз вместе, обозначая их различия.
Что такое мнемотехника
Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций. Например, не так легко наизусть зазубрить последовательность планет Солнечной системы. Но если выучить простую считалку, в которой каждое слово связано с конкретным небесным телом, задача становится не такой сложной.
«Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли», — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Существует много разных мнемонических приемов. Само слово «мнемоника» — древнегреческое (μνημονικόν — искусство запоминания), но впервые записали большинство методов запоминания римляне. До нас дошел анонимный трактат на латинском языке «Риторика для Геренния», созданный в 80-х годах до н. э. В нем читателя знакомят с методом чертог разума или дворца памяти, который использует герой Бенедикта Камбербэтча в сериале «Шерлок».
Шерлок Холмс погружается в чертоги разума, чтобы с помощью ассоциаций найти нужный ответ