Правила игры в шахматы
Содержание:
- Лучшие самоучители по шахматам
- Ход конем: головоломка
- Гибкие навыки
- Chess for kids – Play & Learn
- О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
- Спорт, наука или искусство
- Изучаем ладью с Петей и Федей
- Как научить ребёнка играть
- + БОНУС
- Самостоятельное обучение малыша в онлайн-играх
- Кого и чему ещё учат с помощью шахмат
- Что такое шах, мат и пат
- Польза шахмат
- Вступление или Зачем вообще нужно этому учиться?
- Хорошая книжка о шахматных правилах – в помощь
- Дальше — интереснее!
- Константин Кавуцкий (США)
- Матеуш Бобула (Польша)
- Как ходят шахматные фигуры
Лучшие самоучители по шахматам
В настоящий момент существует большое количество самоучителей и пособий для игры в шахматы. Мы решили выбрать для вас достойные материалы, которые в самом деле принесут пользу, позволят овладеть теорией и необходимыми навыками, помогут решать типовые задачи на шахматной доске. Вот лучшие самоучители по шахматам по мнению редакции (переходите по ссылкам в описании, чтобы скачивать книги):
Авербах, Бейлин. «Путешествие в шахматное королевство»
Хорошо структурированное пособие для начинающих, которое особенно понравится детям. Материал изложен просто и доступно. Помогает быстро овладеть теорией и необходимыми знаниями, чтобы сразу их применить на практике. Есть раздел, посвященный истории шахмат. Самоучитель подойдет для самостоятельного овладения искусством шахматной игры.
Василий Панов. «Первая книга шахматиста»
Эта книга является одним из лучших пособий для новичков и игроков среднего уровня. Удобство изучения материала дополняется наглядными графиками и диаграммами. У постигающего искусство игры формируется правильное понимание логики. Попеременное сочетание текста с рисунками делает усвоение материала удобным, эффективным и увлекательным.
Фишер, Гуфельд. «Бобби Фишер учит играть в шахматы»
Эта книга состоит из двух частей. Первая посвящена самому знаменитому шахматисту, игра которого вызывает восхищение, а вторая погружает в саму суть и правила шахмат. Пособие написано в соавторстве. Его можно использовать в качестве учебника для начинающих.
Александр Котов. «Как стать гроссмейстером»
Когда игрок овладеет игрой в шахматы на начальном уровне и решит продвинуться дальше, ему стоит познакомиться с книгой Александра Котова «Как стать гроссмейстером». Автор книги сам выдающийся шахматист середины XX века и талантливый писатель. Он был очень неординарной личностью, и это нашло отражение в пособии. Данный самоучитель формирует у читателя особый взгляд на игру, как на определенную систему, где происходит взаимодействие ее элементов.
Ход конем: головоломка
Красочное оформление программы. Обучение начинается с маленьких площадок, подсказок, как пройти тур. Задача – собрать все монетки, выполняя ходы конем. Сначала игра идет только на зеленом поле, после появляются камни. На зеленую плитку можно наступать лишь дважды, иначе она разрушится и вы проиграете. На камни ставить коня можно сколько угодно. Постепенно площадь доски увеличивается, меняется ее форма. С повышением сложности уровней пользователь учится просчитывать наперед ходы конем, планировать игру.
Для iOS – более простая программа. По правилам, в ней конь не может становиться на одну и ту же клетку дважды, а чтобы закончить игру, нужно пройти все поле. Здесь играть сложнее, но оттого и больше прокачивается навык.
Скачать для Android. Скачать для iOS.
Гибкие навыки
Целью каждой шахматной партии является победа над соперником, неизбежным оказывается и волевое противостояние игроков. Выбор лучшего хода из множества возможных, защита от неожиданных атак противника, умение оставаться хладнокровным и сосредоточенным в самые ответственные моменты игры положительно влияют на характер ребенка.
Предполагаемый каждым игроком сценарий игры, имеет свою конечную цель, к которой и стремятся участники. Тренировки формируют у игроков умение добиваться поставленных целей, преодолевая сопротивление соперника. Шахматы развивают умение находить наиболее короткие пути достижения желаемого, не тратя время на отвлекающие нюансы игры.
Также повышается обучаемость – никто не любит проигрывать. Когда после игры игроки начинают прорабатывать и продумывать шаги, то зачастую учащиеся обращаются к новой информации или пособиям. Но учебники, как правило, дают лишь общие схемы и советы по игре. Каждая партия уникальна и игроку придется самостоятельно прорабатывать полученные знания и научиться применять их в игре.
Знаменитый шахматист Сергей Карякин объявил «Вызов Гроссмейстера» для педагогов. До 17 декабря можно принять принять участие в конкурсе, популяризирующим обучение игре в шахматы, и выиграть главный приз — поездку в Лондон на международную выставку новых технологий в образовании BETT.
Условие — создать 2-х минутное видео, в котором будут показан опыт шахматных уроков с использованием технологий Promethean, и отзывы учеников о таком способе обучения.
Chess for kids – Play & Learn
Чтобы учиться тут, нужны минимальные знания английского языка. Хотя и без них разобраться, что к чему, несложно. Приложение разработали создатели популярного сайта для игры в шахматы Chess.com.
На начальном этапе придется решить несложные, но и непростые головоломки. Для дальнейшего обучения нужна регистрация. Также можно играть с роботами разных форматов, брать подсказки. Есть забавные ролики на 1-7 минут по шахматным фигурам, базовым ходам, захвате позиций соперника, выстраивании защиты, атаки и другим полезным приемам. Видео здесь подготовили для новичков, среднего и сложного уровней, выбирайте подходящий.
Скачать для Android. Скачать для iOS.
О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.
Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.
У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.
Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.
Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.
Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.
Спорт, наука или искусство
Мы попадаем на территорию извечного спора, что такое шахматы. Это наука, искусство или спорт? Скорее всего, шахматист высокого уровня должен одновременно делать все хорошо, быть научно подготовленным, потому что огромную роль играет дебютная подготовка и знания планов, идей, позиций и так далее.
Шахматы — это спорт, потому что в течение 6 часов решать задачи крайне сложно. Плюс в этой игре очень высокий уровень адреналина и порой зашкаливает, ты находишься в стрессовой ситуации. Эмоциональный фон очень высокий, но при этом ты не можешь двигаться. В футболе у тебя эмоции выходят через движение. А здесь они никуда не выходят. Это так называемая гиподинамическая нагрузка, когда много всего происходит внутри, а движения ограничены и физически ничего не проявляется.
Игрока раздирает множество сомнений, идей, планов одновременно. Это совмещается с необходимостью точно считать варианты, ничего не упускать из виду. И при этом нужно еще творить. И находиться в состоянии, в котором может осенить какая-то идея, чтобы ты увидел необычное.
И третье определение шахмат — это искусство, потому что ты практически в каждой партии попадаешь на неизведанные территории, где ты должен заниматься творчеством. Нужно строить планы, генерировать идеи, воплощать их, оценивать, как идет воплощение. Это похоже на процесс создания картины, музыкального произведения. Вроде все по сценарию, но сценария ты на самом деле не знаешь и не видишь. На разных стадиях партий ты должен подключать разные аспекты игры.
Поначалу шахматы — это скорее наука. Надо знать, как расставить фигуры, но со временем игра превращается в творчество, совмещенное с четким счетом, со своего рода математикой. Когда мало времени остается, это превращается в спорт, потому что ты должен всю свою концентрацию, напряжение, все эмоции выдать за ограниченный промежуток времени. Сочетание несочетаемого.
Изучаем ладью с Петей и Федей
Занятия в компании с Петей, Федей и их мамой. В процессе обучения вся необходимая информация раскладывается по полочкам: малыши получают знания о часто используемых лёгких и тяжёлых фигурах и их цветах. Показан способ быстрого запоминания фигур. Ход ладьи, слона и ферзя показывают сами дети. Взаимодействие фигур демонстрируется на импровизированной мини-доске.
Как научить ребёнка играть
Лучшим первым тренером для ребёнка всегда будет его собственные родители: малыш не волнуется, не боится посторонних и усваивает информацию с большей лёгкостью и желанием. Вадим Мартиш делится педагогическими хитростями и разбирает распространённые ошибки, например, показ всей изначальной расстановки шахматных фигур целиком — лучше показывать фигуры и их ход по очереди. Так малыш быстрее усвоит теорию и не будет перегружен. Просмотрев лекцию, школьник научится лучше ориентироваться на шахматной доске и использовать белый и чёрный цвет клеточек.
+ БОНУС
— Бесплатные приложения для обучения шахматам
— Сайты чтобы играть в шахматы онлайн
— Книги для обучения шахматам детей и взрослых
— Онлайн курсы шахмат для начинающих
Самостоятельное обучение малыша в онлайн-играх
До 6 летнего возраста интерактивное обучение является лучшим выбором для ребенка, оно помогает развивать его способности, мыслительные процессы и одновременно не дает заскучать в процессе познания мира.
Существует много компьютерных игр, которые обучают шахматам и дают возможность самостоятельно овладеть такими навыками, используя ПК.
Принцип такой игры построен на наличии героев, которые сопровождают малыша в мире, где царят шахматные фигуры и он живет по их правилам. Знакомство с правилами происходит постепенно и увлекает, поскольку оно связано с получением определенных бонусов вместе со знаниями, а также возможностью кого-то спасти, победить, помочь, что положительно влияет на развитие социальных навыков.
Популярными вариантами он-лайн обучающих игр для детей являются:
- Алладин – волшебные шахматы;
- Динозавры учат шахматам;
- Шахматная страна.
Обратите внимание!При выборе такого варианта обучения, важно следить за тем, сколько времени малыш проводит у монитора и помогать ему, если он с чем-то не разобрался. Ведь главная цель – обучение, а не времяпровождение у компьютера
Кого и чему ещё учат с помощью шахмат
В Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.
При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.
Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».
Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.
Шахматы для школьников
Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.
А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.
Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.
«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.
Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.
Кадр: фильм «Жертвуя пешкой»
Шахматы для дошкольников
Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.
«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.
В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам
Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.
К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.
«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.
Что такое шах, мат и пат
Есть всего одна фигура, которую невозможно взять, – король. Ему только можно объявить шах или поставить мат. Шахом называется такая позиция, при которой короля «взяла на прицел» вражеская фигура. Король не может оставаться под боем: следующим же ходом его необходимо убрать из-под удара, либо прикрыть другой фигурой. Нельзя в ответ на объявленный соперником шах поставить и ему шах тоже: нужно сперва убрать из-под удара своего короля.
Пример: объявлен шах ладьёй (зелёная стрелка). Жёлтыми стрелками показано, куда может уйти от шаха король, или как другие фигуры могут прикрыть его от нападения.
А здесь мат: король не может никуда уйти, и закрыть его нечем. На рисунке показан самый быстрый «Мат в три хода».
Если же уходить ему некуда (все соседние клетки заняты и (или) «простреливаются» фигурами противника), и прикрыть короля от шаха нечем, то такая позиция называется «мат». И проигрыш всей партии, независимо от того, на чьей стороне сейчас численный перевес в фигурах.
Пат – такая позиция, при которой король не находится под шахом, но и пойти никуда не может: все соседние клеточки заняты и(или) находятся под боем. И больше, кроме короля, ходить нечем. В этом случае объявляется ничья. Даже если оказавшийся в патовой ситуации король одинок на доске, а у противника ещё в запасе целая армия.
Польза шахмат
Существует несколько основных аргументов в пользу освоения шахмат. Игра развивает логику, память, пространственное мышление, волевые черты характера, а также улучшает когнитивные функции человека. Кроме того, она формирует в ребёнке усидчивость. Многие научные исследования подтвердили, что у детей, которые систематически занимаются, повышается общая успеваемость в школе.
Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал в своих работах формирование у детей 6—12 лет навыка осуществления действий в уме. Иными словами, они начинают мысленно прокручивать в голове всевозможные ситуации и их исходы
В этом возрасте формируется интеллектуальный потенциал ребёнка, поэтому очень важно не упустить этот момент. Соответственно, следует научить их шахматной игре
Частой ошибкой взрослых при обучении детей является самостоятельная расстановка фигур на доске, где уже со стартовых позиций они начинают объяснять, как ходит слон, ферзь и т. д. Однако правильно будет показывать каждую фигуру по отдельности на пустой доске, чтобы дети лучше усвоили особенности их движения в пространстве и самостоятельно их двигали. Это будет сложно, но позволит им всё запомнить.
Шахматы задействуют оба полушария головного мозга. Во время игры человек зрительно воспринимает доску, вспоминает прошлые ошибки, изученные дебюты и позиции. В это время работает правое полушарие. Когда же просчитывается стратегия, и анализируются ходы, то задействуется левое полушарие. Игра учит человека анализировать, ведь во время неё просчитывается большое количество информации. Сильные шахматисты способны решать сложные задачи. Кроме того, шахматы являются отличной профилактикой болезни Альцгеймера.
Как Играть в Шахматы: Подробное Руководство для Новичков
Watch this video on YouTube
Вступление или Зачем вообще нужно этому учиться?
Шахматы- это древняя интеллектуальная игра родом из Индии. Эту игру можно сравнить с компьютерными играми RPG, где для победы необходимо не только знание правил, но и умение предугадывать шаги соперника, выстраивать наиболее выгодные стратегии. Любой человек в этой игре находит то, что ему ближе всего.
Одних привлекает возможность реализовать сложную и красивую комбинацию. Другим нравится ощущать себя полководцем, ведущим свои войска к победе, получать особое удовольствие, когда простая пешка, пройдя через всю доску, превращается в самую сильную фигуру – королеву. Третьи любят шахматы за объективность.
Роль судьи в этой игре практически равна нулю. Важна только победа. Научиться играть можно в любом возрасте. Все, что для этого нужно — это доска, фигуры и желание. Вы можете записаться к тренеру, обратиться к родным или самостоятельно изучить правила. Про игру в шахматы написано множество книг, изложено немало статей в интернете.
Уже через год или два вы выработаете очень важные качества:
- Логика, мышление. В процессе игры все время тренируется мозг, ведь приходится мысленно просматривать разные варианты ходов в поиске самого лучшего. Со временем все процессы проходят быстрее, и каждый новый уровень способствует развитию мышления.
- Память. В ходе игры шахматист рассчитывает множество вариантов, четко представляя позицию. Профессиональные шахматисты могут играть с закрытыми глазами, делая каждый ход в уме. Память развивается и тогда, когда шахматист осваивает дебюты (начало игры).
- Внимательность и усидчивость. Вы можете вести всю партию, но, расслабившись лишь на минуту, потерять преимущество, поэтому бдительность и концентрацию необходимо сохранять на протяжении всей игры.
- Планирование. Играя в шахматы, всегда нужно просчитывать 2-3 хода наперед. Это тоже отражается на мышлении. К примеру, просыпаясь по утрам, я машинально просчитываю, как эффективнее и быстрее все успеть. Поэтому позволяю себе спать немного дольше.
- Воображение. Размышление в уме развивает воображение и фантазию. Ведь неспроста шахматы считают не просто спортом, но и целым искусством. Богатая фантазия — это основа творчества.
После того, как вы почувствуете себя уверенно на доске, можно принимать участие в турнирах. Обычно турнир проходит по швейцарской системе с неограниченным количеством участников, где в 9 турах определяется победитель. Это целый мир со своими взлетами и падениями, и где каждый новый тур – новое испытание.
В начале, скорее всего, вы будете статистом турнира, который набирается опыта и знаний. Анализ каждого поражения будет основой будущих побед, и через какое-то время, возможно, вы станете победителем.
На этом этапе шахматист развивает в себе новые качества:
- Конкурентоспособность. Турнир, в котором принимают участие сотни шахматистов, где одно поражение лишает золота, определяет самого лучшего спортсмена.
- Стрессоустойчивость (умение проигрывать). К турниру вы готовитесь месяцами, некоторые соревнования проходят раз в год и прежде, чем победить один раз, вы проиграешь 10 (здесь я имею в виду крупные турниры, к примеру, самый значимый для себя турнир я победил лишь с 11 раза). После такой школы проблемы в учебе или на работе кажутся цветочками.
- Распределение временем. Шахматы бывают 3 видов: классические, активные и блиц. В классических шахматах каждому противнику дается по 2 часа времени, в активных – полчаса, в блиц – 5 минут. Если вы не успели уложиться во время, то вы проиграли. Таким образом шахматы учат правильно распределять время, а это важный фактор на каждой школьной контрольной работе и для каждого задания от работодателя.
- Работоспособность, выдержка. Во время домашних тренировок вы развиваете тактическое и позиционное понимание. Во время турнира вам предстоит колоссальная нагрузка. Полупрофессиональный шахматист на одну игру тратит около 4-5 часов, на подготовку 2-3 часа, и таких туров 9-11 подряд.
- Воля, характер. Как и другие виды спорта, шахматы закаляют характер и силу воли. В вас зарождается новая мечта. Вы учитесь достигать её, терпеть удары (поражения) и не сдаваться.
Добавлю еще один пункт. Данный навык шахматы не развивают, но это тоже является частью жизни любого спортсмена:
Хорошая книжка о шахматных правилах – в помощь
Автор этой публикации легко и с интересом выучил правила игры в шахматы самостоятельно, получив в подарок на свой 8-летний день рождения книгу Владимира Зака и Якова Длуголенского «Я играю в шахматы». Прошло много лет, но этот детский шахматный учебник для начинающих так и остаётся одним из самых лучших. В нём была реализована очень эффективная идея: придумать сказку о волшебной стране, забавные и симпатичные жители которой ведут шахматные сражения. У Зака и Длуголенского ребёнку помогают освоить «шахматную азбуку» знакомые герои: Буратино, Мальвина и все остальные персонажи сказки «Золотой ключик» (включая и злодеев Карабаса-Барабаса, Дуремара, Базилио с Алисой и т.д.) Очень хорошая книжка и мощный помощник. Найти её можно: она выдержала несколько переизданий, массовыми тиражами.
Второй вариант эффективного детского шахматного учебника советских времён – это книга научного сотрудника Института теории образования Игоря Сухина «Шахматы для детей». Если книга Зака и Длуголенского – это самоучитель для младших школьников, то учебник Сухина адресован, в первую очередь, родителям-«преподавателям шахмат». В нём содержится комплекс несложных заданий, позволяющих детям (в том числе и дошкольного возраста) шаг за шагом освоить шахматную грамоту.
Третий – это «Шахматная азбука» Владимира Гришина и Евгения Ильина. В этой книжке немало интересного найдут для себя не только дети, но и их родители.
А вот гроссмейстер Анатолий Карпов, чемпион мира с 1975 по 1985 годы, а также его соавторы в создании «Шахматного учебника для детей», взяли к себе в союзники мультипликационных героев. В одном из изданий на каждой картинке ребёнку помогают осваивать правила знакомые диснеевские персонажи.
Книга гроссмейстера Марии Фоминых «Шахматы для детей. Обучающая сказка для детей» – это самоучитель для мальчиков и девочек, уже умеющих читать. Построен по тому же принципу, что и учебник Зака / Длуголенского.
Дальше — интереснее!
Шахматы – игра очень древняя, но ее популярность среди интеллектуалов не угасает в течение многих столетий. Человеку, далекому от шахматного мира, может показаться, что научиться хорошо играть в шахматы очень просто, якобы для этого нужно лишь знать фигуры и какая из них как передвигается по доске. Но это мнение – в корне неверное, ведь быстро научиться играть в шахматы невозможно!
Придется изрядно попотеть, а также напрячь не только память, внимание, математические способности, но и логическое мышление. В этой игре мало знать правила, здесь огромное значение имеют стратегия и тактика, внимание, терпение, комбинационный расчет
Первые шаги по клеточкам
Обзаведитесь собственными фигурами и шахматной доской. Доска – это поле из 64 клеточек, черных и белых. Набор фигур – это 16 черных и 16 белых. Каждый из двух игроков имеет одного короля и ферзя, по две ладьи, два коня и слона, восемь пешек. Для начала выучите названия фигур, их расстановку, способы передвижения.
Затем нужно выучить правила игры, специальные приемы, позволяющие быстро улучшить ситуацию (рокировка, например). Также нужно знать ситуации, которые могут возникнуть по ходу – пат, шах, мат. Шахматная игра состоит из трех последовательных этапов – это дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Способы обучения
Теперь возникает главный вопрос — где научиться играть в шахматы? Можно отправится в книжный магазин, купить шахматный толковый учебник, в котором «человеческим», простым языком будут представлены все необходимые теоретические знания. Изучите его от корки до корки, правила игры вы обязаны знать «на зубок», иначе ни о каком умении не будет идти речь! Только после этого есть смысл приступать к практике, то есть непосредственно к игре.
Увы, очень многие, желающие знать, как научиться мастерски играть шахматы, слишком нетерпеливы и стремятся сразу же сесть за шахматную доску, без базы знаний. Такой подход может привести к успеху лишь в том случае, если ваш учитель-соперник имеет достаточно опыта и терпения, чтобы вас обучить.
Чтобы постоянно прогрессировать в качестве успешного шахматного игрока, нужно играть как можно чаще. Очень помогает записывание ходов, своих и противника. С помощью записей вы после окончания партии сможете спокойно осмыслить различные ситуации на доске, понять, где и когда вами были допущены фатальные ошибки. Желательно играть с более сильным противником, ведь всегда эффективнее и полезнее проиграть пять партий подряд профи, нежели выиграть у того, чей уровень игры еще ниже вашего.
Тренируйтесь, постепенно вы обретете не только опыт, но и научитесь получать массу удовольствия от процесса. Вы поймете, как хорошо играть в шахматы – в спокойной обстановке, с достойным противником! Постепенно совершенствуя свои шахматные навыки, вы будете играть все лучше, однако, дабы стать профи, все равно нужен будет профессиональный тренер. Только такой человек способен вывести игрока на качественно новый уровень.
Константин Кавуцкий (США)
Международный мастер Константин Кавуцкий (США)
Какой совет вы даете своим ученикам, который, по вашему мнению, помог бы большому количеству шахматистов?
Не беспокойтесь о своем рейтинге и сосредоточьтесь на улучшении своих шахмат. Какой бы ни была ваша ближайшая цель по рейтингу, будь то 1200, 1600, 2200 и т.д., После этого вы все равно захотите улучшиться. Поэтому вам следует подумать о долгосрочной перспективе и о том, каким игроком вы хотите стать, а затем делать то, что, по вашему мнению, приведет вас туда. В противном случае вы будете начинать с нуля каждый раз, когда достигнете произвольного рубежа. Если ваш рейтинг 1775 и вы просто пытаетесь добраться до 1800, вместо этого вам следует подумать о том, что потребуется, чтобы добраться до 2000. Если вы уже вплотную приблизились к 1800, одна или две удачные партии, и вы доберетесь до намеченной планки. На следующий день ты упадешь.
Ваша сила не меняется ежедневно, меняется только ваша форма. Но если вы хотите значительно улучшиться, вы должны думать об этом с долгосрочной точки зрения. Часто требуется 3-6 месяцев напряженной работы, прежде чем люди увидят какие-либо значительные результаты. Сосредоточьтесь на том, чтобы насладиться той частью, где вы узнаете больше об игре, и рейтинг в конечном итоге вырастет.
Какую недооцененную шахматную книгу должен прочитать каждый шахматист?
Excelling at Chess Якоба Огорда. Это первая книга в серии для продвинутых клубных игроков (1700+), но она очень доступна и посвящена тому, как стать «настоящим шахматистом», то есть на чем на самом деле сосредоточиться как за доской, так и за ее пределами. Было абсолютным удовольствие читать ее, когда я сам был клубным игроком.
Матеуш Бобула (Польша)
Международный мастер Матеуш Бобула (Польша)
Как бы вы описали свой подход к шахматному тренерству?
Я верю, что вы можете извлечь максимум пользы из своих собственных ошибок. Вот почему я убежден, что самый быстрый способ прогрессировать — это анализировать сыгранные партии. Таким образом, вы научитесь избегать повторения тех же ошибок в будущих играх.
Иногда для того, чтобы сыграть хорошие партии, вам не нужно иметь блестящие идеи и делать блестящие ходы; достаточно просто не совершать ошибок и использовать преимущества, когда ваш оппонент ошибается.
Какой совет, который вы даете своим ученикам, по вашему мнению, мог бы принести пользу большому числу шахматистов?
Одна из самых распространенных ошибок среди шахматистов — это простые промахи. Вы можете очень хорошо играть всю партию, но если вы ошибетесь, в конце концов вы, скорее всего, проиграете. Вот почему я советую вам задать себе эти вопросы, прежде чем сделать ход:
1. Могу ли я взять что-нибудь «бесплатно»?
2. Может ли мой противник взять что-то «бесплатно»?
Я понимаю, что это звучит как очень простой рецепт, но на практике вам нужно последовательно задавать эти вопросы, прежде чем делать каждый ход. Стоит потратить пару секунд, чтобы задать эти вопросы, чтобы снизить частоту ошибок и сэкономить вам много очков.
Какую недооцененную шахматную книгу должен прочитать каждый шахматист?
Одна из моих любимых книг по шахматам, которую я рекомендую прочитать каждому шахматисту, — «Думай как гроссмейстер» Александра Котова. Автор объясняет самое главное в шахматах: как создать план. Я так восхищаюсь этой книгой, что она вдохновляет меня на стримы на Twitch.
Как ходят шахматные фигуры
Вы знаете, что белые ходят первыми? Именно это правило позволяет ставить детский мат неопытным игрокам.
Пешки ходят просто – только вперед, а бьют по диагонали на одно поле вперед. Исключение – проход, когда пешкам разрешается с изначальной позиции походить на два поля (но не бить). Есть также у них такая особенность, как взятие на проходе.
Конь. Эта фигура ходит буквой «Г» или латинской «L», причем эта буква может быть в разных положениях: лежачей на одном и втором боку, перевернутой. К тому же конь способен перепрыгивать свои и вражеские фигуры.
Слонов в каждой команде два вида. Об этом я писал в своей статье «Как правильно расставить шахматы» — почитайте, это интересно. Так вот, слоны ходят и бьют исключительно по диагонали в любую сторону.
Ладья противоположно слону ходит только по прямым линиям – горизонталям и вертикалям. Точно так же и бьет.
Ферзь может ходить в любую из сторон: горизонтальные вертикальные и диагональные линии, но не может ходить как конь и перепрыгивать фигуры.
Король бьет и ходит по кругу от себя (если так можно выразиться). То есть он может ходить и бить на одну клетку в любую сторону, даже по диагонали.