Что такое soft skills и как их развивать. полный гид

Содержание:

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – это тип мышления, основанный на логическом осмыслении всей получаемой информации. Оно всегда ориентировано не на доказательство определённых идей и тезисов, а на поиск истины. В рамках критического мышления все факты, подвергаются тщательному анализу и осмыслению с использованием методов рационального познания.

Ключевой аспект критического мышления – способность оценивать правдоподобность поступающей информации и делать выводы о её истинности, исходя из имеющихся фактов. Более того, обладающие данной способностью люди склонны анализировать и переосмысливать не только новую информацию, но и уже известные им факты. Благодаря этому они способны самостоятельно обнаружить, что ранее заблуждались, и признать это, не цепляясь за ошибочные убеждения.

Человек, обладающий хорошо развитым критическим мышлением, способен извлекать из него выгоды во всех сферах жизни. Он более наблюдателен и быстрее замечает различные важные детали в любых жизненных обстоятельствах. Поскольку он всегда понимает, какие аргументы более важны, он хорошо умеет обосновывать свою точку зрения в дискуссии. Также он быстрее обрабатывает информацию, эффективнее изучает новый материал, умеет применять свои навыки аналитического мышления в любых ситуациях.

Ненасильственное общение

Ненасильственное общение (ННО) — метод четко, понятно и точно доносить до собеседника информацию и добиваться своего. В ненасильственном общении вы сообщаете собеседнику наблюдение, подкрепляется его фактом, говорите о своей потребности и формулируете просьбу. Так вы не причините людям вреда, удовлетворите свои потребности, определите насильственную коммуникацию в свой адрес и вовремя ее остановите. Навык помогает договариваться в коллективных совещаниях, личном общении с коллегами и близкими.

Автор базовой книги по ННО Маршалл Розенберг предлагает ясно формулировать каждый из четырех компонентов ненасильственного общения. Без оценок, суждений и перекладывания ответственности.

Экономика образования

Что такое ненасильственное общение и как его использовать

Как развить. Научитесь понимать себя и относитесь к людям с сопереживанием. Применяйте методику ненасильственного общения с друзьями, чтобы безопасно отработать ее на практике. Посещайте встречи и тренинги по ННО, где люди учатся общаться без насилия. А еще — прочитайте нашу статью о том, как применять ННО в жизни.

Что изучить о ненасильственном общении:

Книги

  • Маршалл Розенберг «Язык жизни»
  • Кинг Патрик «Как улучшить навыки общения. Строить отношения и управлять ими, эффективно общаться, понимать других»
  • Сборник статей проекта «Ненасильственное общение в России»
  • Блог Академии ненасильственного общения

Курсы

  • Курс «Лаборатория работы с конфликтом»
  • Бесплатный курс для специалистов в области образования «Современные Подходы в области предотвращения насилия»

Мир в боевой готовности

На исходе второго года пандемии эксперты все больше говорят о новых угрозах. Несмотря на все беды, который принес миру новый коронавирус, он, к сожалению, не первый и уж тем более не последний. Стремительное изменение климата, вызванное антропогенной деятельностью, поставило человечество в ситуацию боевой готовности.

Рекордное количество углекислого газа, что скопился в земной атмосфере, будет способствовать глобальному повышению температур. Вместе с жарой и засухой в одних регионах и наводнениями и оползнями в других, мы столкнемся не только с массовыми климатическими миграциями, но и с новыми, неизвестными ранее болезнями.

Все больше вторгаясь в среду обитания диких животных, мы и вовсе рискуем открыть ящик Пандоры. Безусловно, угрозы со стороны вирусов, обнаруженных в результате таяния вечной мерзлоты никто не отменял, однако зоонозы – зоонозные инфекции, которые передаются от животных к человеку – представляют сегодня наибольшую опасность. В конечном итоге, именно так появился COVID-19 – благодаря естественным эволюционным процессам.

Вирусы используют некоторых животных в качестве «промежуточных» хозяев

На самом деле все вышеописанное – не новость и тем более для специалистов в области глобального здравоохранения. Так, еще в 1947 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занялась отслеживанием вирусов, имеющих пандемичный потенциал. Определять угрозы исследователям позволяли стандартизированные контрольные списки симптомов для поиска сигналов о возникающих или вновь возникающих заболеваниях среди групп пациентов с симптомами, диагностировать которые нелегко.

Есть только одна проблема: если больной попал в больницу, вспышка уже произошла. Именно так случилось с коронавирусом SARS-CoV-2, вызывающим COVID-19: инфекция, вероятно, уже была широко распространена, причем задолго до того, как была обнаружена впервые. Выходит, разработанная стратегия нас подвела.

Коммуникация

Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. Например, приветствие, короткий разговор или покупка товаров в магазине. Коммуникация помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи. В ближайшие десятилетия люди точно будут общаться друг с другом, поэтому навык будет актуальным независимо от изменений способов коммуникации. В блок коммуникации входят два важных навыка:

Деловое общение — умение вести переписку и переговоры с коллегами, клиентами и руководителями, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей.

Презентация и ораторское искусство — умение понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей, чтобы вас понимали и запоминали.

Программист Иван Бакаидов использует синтезированный голос, чтобы рассказать о важности коммуникации в обществе на TEDxSkoltech

Как развить. Больше общайтесь с конкретной целью, например, проведите переговоры с клиентом, презентации или лекции. Вступите в клуб дебатов или запишитесь на курсы переговорщиков. Устраивайте дискуссии и деловые игры с друзьями или коллегами.

Что изучить о коммуникации:

Книги

  • Мортен Хансен «Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству»
  • Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно»
  • Джим Кэмп «Сначала скажите «нет»
  • Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон «Переговоры без поражения»
  • Твайла Тарп, «Привычка работать вместе. Как двигаться в одном направлении, понимать людей и создавать настоящую команду»

Курсы

  • «Открытое образование» бесплатный курс «Психология коммуникации»
  • edx бесплатный курс на английском «Эффективное сотрудничество в команде»
  • edx «Практическое руководство по работе в команде» на английском языке
  • Илья Синельников «Переговоры и отношения с клиентами»

Вспышки оспы обезьян

Иногда прошлое возвращается. Вирус оспы, полностью побежденный среди человеческой популяции в 1980 году, прекрасно себя чувствует в дикой природе. Так, например, обезьяны стали своего рода резервуаром для этого ортопоксвируса. Симптомы оспы обезьян похожи на симптомы известной человечеству оспы, но являются менее тяжелыми.

Исследователи отмечают, что оспа обезьян представляет собой классический пример зооноза. Болезнь передается от животных к человеку, а случаи заболевания часто встречаются вблизи тропических лесов, где обитают переносчики вируса. На сегодняшний день случаи оспы обезьян также зарегистрированы у белок и других животных. Смертность от инфекции составляет 10%.

Каждый 10-й зараженный оспой обезьян умирает

Сперва может показаться, что передача инфекции от человека к человеку ограничена: вирус передается при контакте с жидкостями организма, повреждениями на коже или на внутренних поверхностях слизистых оболочек, таких как рот или горло, а также при контакте с загрязненными предметами.

Однако совсем недавно ВОЗ сообщила о более чем 8800 случаях оспы обезьян в Африке в течение 2021 года. А недавно стало известно о вспышке этой опасной болезни в Нигерии.

Первые симптомы обезьяньей оспы включают лихорадку, недомогание, головную боль, а иногда боль в горле и кашель. Отличительной особенностью оспы обезьян от оспы является лимфаденопатия (увеличение лимфатических узлов). Защититься от инфекции можно моя руки и избегая контактов с дикими животными, а также продуктов, изготовленных из них. Инкубационный период для обезьяньей оспы составляет от трех до 17 дней.

Как отмечают некоторые эксперты, их беспокоит вирус оспы обезьян, так как его можно синтезировать в лаборатории:

Вирус оспы обезьян под микроскопом

Интересно, что главная угроза по мнению экспертов, все же исходит от человека и его способности манипулировать вирусами в лабораторных условиях. Если вирус «сбежит» из лаборатории, страшно представить, к чему это может привести.

Зачем «мыслить критически»

Возьмем креативную сферу. Копирайтеры, стратеги, дизайнеры, аккаунты — каждый член креативной группы обрабатывает тонны инфы в условиях жестких дедлайнов. Тот, кто не использует критическое мышление, похож на солдата с ранением глаз. Он все еще может жать на курок, но целиться будет на слух.

Везде, где несется волна информации, есть потребность в ее анализе. А значит, критическое мышление — the must.

Оно помогает:

  • — оставаться незашоренным
  • — смотреть на проблему с разных точек
  • — отказываться от предубеждений
  • — формулировать мысль
  • — искать подтверждение гипотезам
  • — проверять альтернативные точки зрения
  • — приходить к объективным выводам

С помощью критического мышления ты не только точнее оцениваешь внешний мир, но и анализируешь ход собственных мыслей: не был ли предвзятым, все ли факторы учел, не ошибся ли при расчетах. Оно исполняет ту же роль, что и зеркало для бодибилдера: анализируя результаты своего мышления, легче понять, что улучшить.

Если кто-то выбирает движение в обход критического мышления, это сразу видно. Он действует слишком быстро, даже если есть время подумать. Не замечает важные факты и игнорирует детали, потому что они могут сбить его с «красивого решения». Проскакивает проверку идей, хотя все инструменты для этого есть. Действует на эмоциях.

Тот, для кого критическое мышление важно, ничего не берет на веру и все проверяет. Ищет небанальные способы решить задачу

Обсуждает идеи с командой и просит конструктивную критику. Выбирает из всех вариантов лучший — и всегда на холодную голову.

Определение

Чтобы погружаться в психологические понятия, нужно простыми словами описать, что это за мышление и почему оно такое ценное, его характеристику.

Такой вид мышления закладывается еще у дошкольников, когда малыш постоянно задает вопросы. Я со старшей дочерью буквально сердилась от бесконечных “Почему?” “Зачем?” и “Как?”! Но тогда я настраивала себя на то, что этот период когда-то пройдет, и старалась отвечать когда утверждениями, когда встречными вопросами.

Вечно спрашивающие дети иногда бывают очень неудобными для взрослых. Они ставят “ненужные” вопросы, влазят в разговор. Мы привыкли, что ребенок должен молчать, молча слушать взрослых, а в школе вести себя как мышь. Но как тогда он научится мыслить критически?

Плюсы критического мышления

Сразу отметим, что у критического мышления есть только положительные стороны и нет отрицательных (если, конечно же, не прибегать к аргументам в стиле «Чем меньше думаешь, тем проще живётся»). Умение мыслить критически даёт человеку такие преимущества как:

  • постоянная тренировка когнитивных способностей, развитие логического мышления и наблюдательности;
  • умение быстро ориентироваться в большом объёме информации, отбрасывая лишнее и сосредотачиваясь на главном;
  • независимость, способность самостоятельно формировать свою точку зрения и отстаивать своё мнение, не прибегая к чужому авторитету;
  • умение убедительно дискутировать, вызывая уважение окружающих;
  • постоянное получение новых знаний высокого качества.

На самом деле, хорошо развитая способность мыслить критически даёт своему обладателю гораздо больше преимуществ. Вряд ли можно найти человека, который станет спорить с утверждением, что полезно уметь быстро анализировать информацию, оценивая её адекватность и достоверность.

Что должен уметь ребёнок, чтобы мыслить критически?

Основные элементы критического мышления:

Сбор информации

В наше время — это далеко не проблема, однако важно уметь не отвлекаться от изначальной темы и стараться брать информацию из разных источников.

Оценка фактов. Данные получены, и они нуждаются в объективной оценке.

Формулирование выводов

В основе вывода лежит утверждение, подкреплённое фактами и аргументами.

Формирование собственного мнения.

Все эти навыки необходимы для критического мышления, но оно же и позволяет им развиться. Научить мыслить критически можно ребёнка любого возраста. Конечно, у младших школьников аргументы могут быть не очень убедительными, а логические цепочки не очень стройными, но тут дело не в качестве выводов, а в правильном развитии «пути» мышления. 

Зачем нужно критическое мышление

Учёба

Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других

Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует: истории, философии, политологии, обществознании. Чем выше уровень критического мышления, тем проще даётся освоение школьной программы и программы вуза

Работа

Сегодня специалисты в любой сфере должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Высоко ценятся люди, умеющие грамотно вести дискуссию и доказывать свою точку зрения. Критическое мышление помогает оценивать рабочие задачи с разных сторон и помогает избежать ошибок, связанных с неточностью или недостаточностью информации.

Повседневная жизнь

Человеку каждый день приходится самостоятельно принимать решения, порой на основе неполной или недостоверной информации. Эти решения касаются не только учёбы или работы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбрать оптимальный вариант действий, избежать серьёзных ошибок или быстро найти способ их исправления.

Вспышки вируса Нипах

Одна из последних вспышек вируса Нипах в Индии заставила исследователей всерьез задуматься о том, следует ли рассматривать его как будущую угрозу. Впервые инфекцию выявили в Малайзии в 1998 году, однако смерть мальчика в индийском штате Керала вызвала опасения, что Нипах может мутировать и повысить эффективность передачи, что приведет к его широкому распространению.

Нипах – это парамиксовирус, схожий с вирусом парагриппа человека – одним из немногих вирусов, вызывающих обычную простуду. Его естественным хозяином являются плодовые летучие мыши, обитающие в Южной и Юго-Восточной Азии. Все случаи заражения людей вирусом Нипах на сегодняшний день были вызваны прямым или косвенным контактом с инфицированными летучими мышами.

Летучие мыши – самые настоящие резервуары смертельно опасных вирусов

Инфекция у летучих мышей носит субклинический характер, поэтому проходит в основном незамеченной. Вирус выводится с мочой, которая посредством ухода и скученности обеспечивает передачу внутри колоний и между ними. Фрукты или фруктовые соки, загрязненные мочой летучих мышей, являются основным путем передачи вируса людям.

Инфекция Нипах в большинстве случаев приводит к смерти от острого энцефалита, поскольку вирус лучше всего размножается в тканях, где он может легко проникать в клетки. Вирус в небольшой степени размножается в сосудистой системе, кровеносных сосудах, которые обеспечивают путь для распространения вируса от потребляемых продуктов питания к нервной системе.

Вирус Нипах смертельно опасен. Летальность составляет около 50%

Вероятность того, что вирус начнет размножаться в верхних дыхательных путях, откуда он, безусловно, будет более передаваемым, невелика, и хотя это не исключает возможности пандемии, это значительно снижает ее вероятность.

И все же вспышки вируса Нипах и вируса оспы обезьян не происходят по всему миру и вряд ли обретут такой же потенциал, как и COVID-19. Однако это не повод расслабляться, ведь если не отслеживать вспышки разнообразных инфекционных заболеваний, в какой-то момент мы окажемся уязвимы. Ученые, к счастью, уделяют все больше внимания вирусам и наука семимильными шагами движется вперед.

Ходить в пузырях, в целом, не такая уж и плохая идея

Что же касается готовности к пандемии в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то внимание следует обратить на выявление других вирусов, представляющих угрозу, а также заниматься разработкой вакцин и других защитных мер против них. В конце-концов именно с вирусами мы боремся на протяжении всей нашей истории

И будем надеяться что вновь одержим победу, не пав жертвой слепой эволюционной гонки крошечных вирусов и бактерий.

Стратегии критического мышления

Существует несколько стратегий критического мышления. Их можно сформулировать в виде полезных советов, которые в общих чертах, несомненно, Вам знакомы:

  1. Управляйте своим временем.

Старайтесь не плыть по течению, а направлять усилия на действительно важные вещи, которые лучше спланировать заранее

Если убрать то, что не столь важно – высвободится ресурс времени и сил, которые можно направить на решение важных задач. От чего избавиться – решать Вам: от серфинга по сайтам, или от бесполезной внутренней и внешней болтовни, или от сожалений о так и не сделанном, или от бесплодных переживаний о будущем (переживания отнимают много сил и времени)

  1. Сосредоточьтесь на одной теме.

Помимо ежедневных (текущих, необходимых к выполнению) дел, в свободное время постарайтесь сосредоточиться на какой-либо одной, важной для Вас, теме. Начиная работать над ней, постарайтесь сформулировать проблему в виде утверждения или вопроса

Задумайтесь о том, как она повлияет на Вашу жизнь, Ваши цели, потребности. Постарайтесь углубиться в тему, рассмотреть все «за» и «против», учесть разные точки зрения и сформировать свою собственную. Критическое мышление предполагает стремление к получению максимально объективного знания. Стратегия критического мышления выглядит в виде цепочки: нахождение проблемы –> анализ –> поиск вариантов решения –> выбор окончательного варианта и пути выполнения –> действие.

  1. Формируйте собственные интеллектуальные стандарты.

Определите для себя те, которых будете стараться придерживаться. Для каждой из недель выберите какую-либо цель, и в каждый из дней недели старайтесь её выполнять

Например, одну неделю можно стараться целенаправленно концентрировать внимание на краткости и точности, формулируя свои мысли и высказывания. Другую можно посвятить ежедневному неукоснительному наведению порядка на рабочем столе (недаром говорят, что каков порядок на столе – таков и в голове)

И т.д.

  1. Изучайте разные точки зрения.

Старайтесь рассмотреть изучаемый материал с разных сторон, не зацикливаясь на том, что уже известно Вам. Изучите разные точки зрения, составьте свое мнение. Задумайтесь, какие ошибки допускали, в чем заблуждались, какими открытиями обогатились.

Человек, владеющий критическим мышлением, не принимает информацию на веру, а старается проверить её, узнать о предмете изучения как можно больше, глубже. Это выручает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Много интересной информации можно найти в книге Дайаны Халперн «Психология критического мышления». Автор (американский психолог и преподаватель) убеждена, что критическое мышление можно и необходимо развивать.

Уроки критического мышления

Научиться мыслить критически можно самостоятельно, но чтобы навык сформировался и надежно закрепился необходима достаточно сильная мотивация и самодисциплина, ведь делать упражнения, много читать нужно не от случая к случаю, а каждый день. О том, как научиться мыслить критически, рассказывают блогеры, можно найти информацию в статьях или пройти специальные курсы. 

Выбирая способ, который поможет овладеть навыком критического мышления, необходимо учесть, что он должен затрагивать разные аспекты проблемы — достаточный объем знаний; умение искать факты и оперировать ими, аргументировать свою позицию.

Важно отказаться от конформной, эмоциональной позиции, максимально задействовать рациональную часть ума. 

Книги по критическому мышлению

В этом разделе дополнительных материалов мы собрали несколько замечательных работ на тему развития критического мышления. Из них вы узнаете массу полезных сведений, и ваши знания станут намного глубже. Опыт других людей бесценен: во-первых, он предоставляет уникальную информацию, а во-вторых, уберегает от множества ошибок и промахов, тем самым экономя ваши силы и время.

Книги по критическому мышлению:

  • «Психология критического мышления» Д. Халперн
  • «Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» Р. Бертон
  • «Как лгать при помощи статистики» Д. Хафф
  • «Обман в науке» Б. Голдакр
  • «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» А. Казанцева
  • «Критическое мышление: метод, теория, практика» А. Бутенко, Е. Ходос
  • «Критическое мышление: полный курс лекций» И. Клейнер
  • «Трактат о критическом разуме» Х. Альберт
  • «Думай, пытайся, развивайся» Д. Андерсон
  • «Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни» С. Коттрелл

И перед тем как вы приступите к освоению основного материала, мы хотим, чтобы вы немного отвлеклись и отдохнули. Откиньтесь на спинку кресла и познакомьтесь с мыслями знаменитых людей на тему критического мышления и критики вообще. Пусть они еще раз укажут вам на то, почему необходимо уметь мыслить критически.

Встретимся на уроках!

Специальные упражнения и методики

Шахматы

Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.

Ребусы, головоломки и логические игры

Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного. Подойдёт самое доступное — судоку, кубик Рубика и пятнашки

Настольные игры, развивающие логику и воображение

  • «Да-нетка». Ведущий загадывает слово или ситуацию, а игроки должны угадать её, задавая вопросы. Отвечать на вопросы ведущий может только «да» или «нет».
  • «Активити». Задача игроков — объяснить какое-либо слово или фразу с помощью описаний, объяснений, рисунков, жестов, звуков и так далее. Описывая слово, запрещается использовать однокоренные понятия.
  • «Codenames: Кодовые Имена». Игроки делятся на две команды, перед ними выкладываются карточки с 25 случайными словами, объединёнными по определённым признакам. Каждому слову соответствует секретный агент другой команды, мирный житель или убийца. Капитан даёт игрокам подсказку — одно слово и количество карточек, объединённых этим словом (признаком). Игроки должны с помощью подсказки вычленить карточку со словом, означающим секретного агента. Цель игры — быстрее отгадать всех агентов чужой команды.

Методики развития нестандартного мышления

  • «Выход за рамки». Представьте, что вам необходимо решить проблему с помощью неограниченного количества ресурсов и возможностей. Придумайте варианты решения с учётом этого условия, а потом перенесите их на ситуацию, когда ресурсы ограничены, и подумайте, какие из вариантов полностью или частично применимы и в этом случае.
  • «Способ применения». Возьмите любой предмет, например, расчёску или шариковую ручку, и попробуйте придумать 100 разных способов её применения.
  • «Случайное слово». Сформулируйте проблему и попробуйте связать её с любым случайно выбранным словом из открытой наугад книги.

Отношение критического мыслителя

Стать критическим мыслителем подразумевает процесс; не только необходимо развивать навыки, упомянутые выше, но также приобретать способы мышления и поведения, связанные с этим навыком..

В своей книге Стать критическим мыслителем, Инженер-технолог и социальный работник Винсент Руджеро описывает то, что он называет «четырьмя вдохновляющими взглядами» критического мыслителя. Они: смирение, открытость для критики, уважение к другим людям и готовность упорно работать.

скромность

Даже лучшие критические мыслители могут ошибаться в своих суждениях. Когда человек думает, что он уже знает все о теме, он перестает быть открытым для новой информации, критики или идей.

Поэтому одним из наиболее важных подходов, которые следует придерживаться при принятии критических решений, является смирение. Таким образом, человек будет продолжать учиться на всех найденных ситуациях, либо для подкрепления своих предыдущих идей, либо для их изменения на основе новых идей..

Открытость для критики

По той же причине критический мыслитель должен быть в состоянии услышать мнения, противоречащие его собственному.

Однако это не означает, что вы должны принимать все, что говорят другие: просто откройте для себя отклик других, прежде чем решать, имеет ли смысл то, что вы говорите, или же необходимо отказаться от него..

Уважение к другим

Хотя во многих случаях его идеи будут более обоснованными, чем у большинства людей (главным образом потому, что он уделял им больше времени), критический мыслитель должен уважать других, независимо от того, кто прав.

Даже если вы не согласны с мнением другого человека, принятие враждебного отношения к ним может повредить процессу критического мышления, в дополнение к отношениям с другими.

Готовность много работать

Понимание того, как устроен мир, является очень важным шагом, но это только первый шаг. Вот почему, как только он прояснил свои идеи, критический мыслитель должен быть готов подвергнуть их проверке через действие.

В этом смысле размышление о наилучшем из возможных планов действий для достижения цели поможет достичь ее более эффективно; поэтому критическое мышление и трудолюбие — это два взаимодополняющих навыка..

Критическое мышление — что кроется под этим понятием

Критическое мышление — один из самых важных навыков человека. Это умение подвергать сомнению любую информацию, обдумывать ее непредвзято, рационально, опираясь на научные знания и доказательства. 

Способность мыслить последовательно, опираясь на научные знания, необходима для решения большого спектра проблем — тех, с которыми человек сталкивается в обыденной жизни, а также профессиональных. 

Впервые акцент на важности развития критического мышления был сделан в работах американских психологов Уильяма Джемса и Джона Дьюи. Метью Липман, основатель Американского института критического мышления, назвал навык умением:

  • мыслить квалифицированно;
  • учитывать контекст;
  • исправлять себя, самосовершенствоваться;
  • на основании этого делать правильные выводы. 

Критическое мышление — не изобретение сегодняшнего дня. Высокообразованные люди во все времена отличались способностью анализировать и выносить выводы, исходя из фактов. Часто за способность сомневаться в информации их преследовали, называли вольнодумцами. 

«Подумайте ещё раз. Часть 3. Как рассуждать индуктивно» от Университета Дьюка

Длительность: 4 недели.

Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).

Программа:

  1. Добро пожаловать в специализацию — введение в курс — 1 видео.
  2. Индуктивные аргументы — различия индуктивных аргументов и дедуктивных аргументов, распространённые формы индуктивного аргумента, наиболее распространённые ошибки в подобных рассуждениях — 9 видео.
  3. Причинное рассуждение — как отличить необходимые условия от достаточных условий и как использовать данные для проверки, корреляция, причинная связь, ошибочность — 9 видео.
  4. Шанс и выбор — шансы и выбор, вероятность и принятие решений, природа и виды вероятности, четыре правила вычисления вероятностей, вероятности для оценки решений — 10 видео.
  5. Подведение итогов и финальная викторина.

Что узнаете: вы узнаете, как анализировать и оценивать основные формы индуктивных аргументов: обобщения на основе образцов, применения обобщений, вывод для лучшего объяснения, аргументы на основе аналогии и причинные рассуждения.

Об авторах:

  • Уолтер Синнотт-Армстронг — доктор философии.
  • Рам Нета — доктор философии.

Как понять, на каком уровне развития гибкие навыки

Оценить уровень развития навыков и компетенций помогают методики ассессмента. Эксперт по обучению взрослых, тренер АРТы Инна Попова предлагает определить, из чего состоит компетенция и выбрать шкалу уровня ее развития. Каждую компетенцию описывают через комплекс индикаторов, в которых она проявляется.

Хороший пример детального описания компетенций по уровням показывают в книге «Знать или уметь» . Здесь авторы представляют модель 6К, дополняя модель 4К уверенностью в себе и преодолением неудач «confidence», работой с информацией и эрудицией «content». Каждая компетенция детально разложена на четыре уровня.

Возьмем пример — коммуникативную компетенцию. Первый уровень коммуникации — проявление эмоций, типичный для детей и некоторых управленцев в состоянии стресса. Второй уровень хорошо иллюстрирует диалог из «Криминального чтива». Героиня Умы Турман — Миа Уоллес спрашивает героя Джона Траволты — Винсента Вегу: «Ты слушаешь? Или просто ждешь, когда можно заговорить?» Вега отвечает: «Я жду, когда можно будет сказать, но пытаюсь слушать».

На третьем уровне выстраивается полноценный диалог, появляется умение слушать вторую сторону. Здесь общение предполагает, что мы как минимум учитываем образ мышления слушателя. На четвертом уровне коммуникации мы способны «увидеть» скрытый подтекст.

Авторы книги Роберта Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек приводят индикаторы проявления каждой компетенции у детей, взрослых, в деловой среде.

Методы и приемы для развития критического мышления

Критическое мышление не является какой-то тайной наукой или уделом избранных. Обучиться ему может каждый, кто понимает, насколько это может быть полезно для карьеры и обычной жизни.

Есть ряд приемов обучения, которые используют преподаватели в школах и вузах, коучи на тренингах, психологи. Рассмотрим каждый из этих приемов.

Мозговой штурм

Такой метод используют, чтобы найти решение какой-либо проблемы или задачи. В чем его суть: нужно четко сформулировать для себя вопрос и написать на бумаге все возможные способы его решения, пусть даже большая часть из написанного окажется несостоятельной или фантастической.

Отражение мыслей на бумаге позволяет более наглядно представить ситуацию и прийти порой к неожиданным открытиям.

Сравнение

Техника предполагает тренировку наблюдательности и внимания к деталям. Приучите себя сравнивать любые события, вещи и явления, находите сходства и различия между ними.

Кроме того, полезно сравнивать себя и свои результаты с самим собой в прошлом. Так вы сможете обнаружить слабые места и понять, к чему нужно двигаться.

Метапознание

Первым, кто заговорил об этом понятии, был Аристотель. Метапознание называют мышлением о мышлении или знанием о знании. Это способность человека размышлять о своем мышлении, об особенностях познавательной деятельности и способах ее контроля.

Метапознание включается, когда мы пытаемся измерить свою память, оценить собственный мыслительный процесс и его эффективность. Это можно делать с помощью тестов, ведения дневников, планирования.

Дедукция и индукция

Два противоположных друг другу метода:

  1. Дедукция – это метод логических умозаключений, который также называют методом Шерлока. Новое положение здесь выводится исходя из предшествующих положений и на основе построения логических цепочек. Дедуктивное мышление тренируется игрой в шахматы, решением различных головоломок и задач.
  2. Индукция – это процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему умозаключению. Подобное мышление осуществляется путем анализа причин и следствий, но не строго через законы логики, а преимущественно через психологические и фактические представления. Развивать такие способности можно через классификацию и систематизацию разрозненных элементов.

Анализ

Представляет собой метод исследования предмета или события путем изучения его отдельных частей. Приведу бытовой пример: при желании совершить какую-либо покупку нам нужно взять для рассмотрения несколько моделей, сравнить их характеристики, почитать отзывы, изучить доступный ассортимент в ближайших магазинах, сопоставить цены и т. д.

Анализу можно подвергнуть любое явление нашей жизни, чтобы принять наиболее правильное решение и избежать ошибок.

Синтез

Представляет собой мыслительную операцию, обратную анализу. Это способность собирать в единое целое разрозненные детали. К примеру, проанализировать несколько источников новостей и составить единую картину произошедшего события.

Системность

Навык, который позволяет объединять разные факты, делать выводы, искать альтернативы, давать своим умозаключениям оценку и находить им применение. Системный подход побуждает человека следовать своим решениям и не подвергать их сомнениям после того, как они были приняты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector