7 ключевых признаков критического мышления и как его развить

Определение

Принципиальное место в теории развития критического мышления занимает понятие критическое мышление. Критическое мышление — это научный тип мышления, который используется для решения неординарных практических задач, включает в себя общее и предметное мышление, характеризуется осознанностью, самостоятельностью, рефлексивностью, целеустремленностью, обоснованностью, контролируемостью и самоорганизованность.

Все страны свое будущее связывают с образованием, поскольку именно образование является важнейшим фактором экономического и социального прогресса.

А. Валицька отмечает:

Общепризнанным является положение о том, что образование полностью связана с процессом социально-экономического и культурного развития страны. Сегодня уровень образования и культуры, человеческие ресурсы и интеллект все чаще относят к разряду национальных богатств и связывают с ними будущее страны. Показателем развития человеческих ресурсов и потенциала страны считаются нравственность и здоровье, разносторонность профессиональной подготовки, стремление к инновациям, способность к неординарным решениям — все это является важным фактором прогресса.

А обоснованный выбор без критического мышления невозможен. Постпромислова эпоха превратила науку в непосредственную производительную силу, и формула «наука — образование — производство» составляет основу современного экономического развития. На мировом рынке, где происходит жестокая конкурентная борьба, побеждают те страны, которые интенсивно развивают фундаментальные и прикладные исследования и всячески повышают уровень образованности, с той целью, чтобы не только элита, но все труженики могли осваивать научные достижения и эффективно работать с высокой техникой и сложными технологиями.

Щедровицкий характеризует начало XXI века. таким образом:

Реалии современной жизни требуют преодоления репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной парадигмы, которая будет обеспечивать познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся — это стратегическое направление модернизации образования. А самостоятельность мышления невозможна без его критичности.

Как утверждает вице-президент Российской академии образования В. Борисенков:

Личностно-ориентированное обучение предусматривает смещение акцента с информационно-гностического подхода на развивающий и деятельностный, в основе которого формирование личности, способной к активной творческой деятельности. Такое обучение еще называют сенсопошуковим, в отличие от информативного

Личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на развитии смысловой сферы, характерным признаком которой является отношение человека к действительности, осознание ее ценности, поиск причин и смысла происходящего вокруг, иначе говоря, на усвоении рефлексивной культуры. Рефлексия порождает две цели и, соответственно, две стороны отношения «человек — мир»: 1) выразить, воссоздать мир в себе; 2) выразить, воссоздать себя в мире

Первая сторона дает начало теоретическому отношению, вторая — духовно-практическом. Ведущим в теоретическом отношении к миру является отношение «субъект — объект», в то время как в духовно-практическом — это отношение «субъект — субъект». Итак, научно-теоретическое мышление в приложении к гуманитарным дисциплинам обнаруживает свою ограниченность в качестве ведущего и такого, что определяет педагогический процесс. Итак ведущим должно быть духовно-практическое отношение, а теоретическое должно занять место средства, обслуживающего духовно-практические цели. В таком случае ученик перестает рассматриваться как объект и личностное общение выходит на передний план. Учитель уже не выступает транслятором знаний, а сам предмет становится посредником общения, средством общения.

Психология критического мышления

Психология критического мышления представляет собой целый комплекс когнитивных навыков и стратегий, приводящих к целенаправленным, логически обоснованным и взвешенным результатам. Её отличает чёткость мыслей; логичность, структурированность информации и корректность её интерпретации; открытость новому и в то же время способность воспринимать его критически; постоянное стремление к самосовершенствованию. Психология критического мышления позволяет не становиться объектом манипулирования, замечать его признаки и не допускать его влияния на свою жизнь.

Среди ключевых навыков критического мышления – наблюдательность, умение мыслить логически, интерпретировать, анализировать, делать выводы и давать оценку. Критическое мышление опирается на метазнание (это знание о знании, когда человек способен не только проявить навык, но и объяснить механизм, как он это делает), ясность, прочность, правдоподобие, значимость, кругозор, глубину, справедливость и другие критерии интеллектуальности. Цели критического мышления можно определить как самосовершенствование и саморазвитие, способность принимать взвешенные решения, работать с информацией и анализировать происходящие явления. Цели критического мышления включают развитие мыслительных навыков, необходимых не только в обучении, но и в повседневной жизни.

Психологию критического мышления отличает ряд признаков, среди которых:

  1. Способность, опираясь на собственный опыт и известные способы решения проблемы, проявлять самостоятельность в оценке ситуации, выводах и принятии решений. Чем больше информации собрано и чем больше способов решения найдено, тем лучше это отразится на результате.
  2. Умение работать с информацией: найти, проанализировать, отобрать «рациональное зерно», установить необходимые связи интересующим объектом, применить. Дайана Халперн при решении задач для структурирования процесса мышления выделяет четыре стадии: подготовка и ознакомление, выработка стратегии, принятие решения и оценка эффективности.
  3. Умение правильно формулировать вопросы и разрабатывать правильную стратегию решения проблем, ведь правильно заданный вопрос может содержать половину ответа. Можно использовать советы Д. Халперн:

формулируйте задачу по-разному, чтобы взглянуть на проблему с разных сторон, под разными углами;
обдумывайте даже невероятные сценарии развития, в том числе негативные варианты (чего обычно мы неосознанно избегаем), стараясь проработать и их;
составляйте перечень из всех найденных возможных вариантов, с тем чтобы постепенно отобрать максимально подходящие.
4. Умение в споре использовать обоснованные исчерпывающее аргументы и рационализаторские предложения.
5. Умение спорить: дискуссии и дебаты позволяют рассмотреть ситуацию с разных сторон, учесть всё и принять максимально взвешенное решение

Но в спорах важно следовать этике, избегая личных выпадов и возможных обид.

Что почитать

«Тренировка мыслительных навыков требует довольно глубокого, даже философского отношения. Можно начать с классических источников, разобраться в основах, а затем пойти дальше: например, изучить принципы стоицизма или заглянуть в трактат самурая Миямото Мусаси», — советует Виктор Горбатов

Важно сначала ознакомиться с теорией, а уже потом начинать практиковаться

Книги, которые помогут развить критическое мышление:

  • Johnson & Blair, «Logical Self-Defense». Это классическая книга по неформальной логике (к сожалению, не переведенная на русский). Она излагает основы рациональной аргументации и даёт ясное объяснение типичных логических уловок. А упражнения в книге позволяют отработать ключевые понятия и принципы на практике.
  • Дэн Ариели, «Предсказуемая иррациональность». Хорошее описание скрытых сил и факторов, которые влияют на наши решения. Яркие примеры из реальной жизни, которые помогают иначе посмотреть на свои жизненные выборы и мыслительные привычки.
  • Барбара Оакли, «Думай как математик». В книге на конкретных примерах показано, как натренировать свой мозг думать.
  • Массимо Пильюччи, «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь» — книга о том, как жить в меняющемся мире, пытаться принимать лучшие решения в условиях неполной и противоречивой информации, сохранять спокойствие и не бояться сомнений.
  • Миямото Мусаси, «Книга пяти колец» — философский трактат, написанный самураем в 17 веке. Несмотря на это очень доступным языком.
  • Даниэль Канеман, «Думай медленно, решай быстро» — профессор Принстонского университета объясняет, почему мы совершаем нерациональные поступки, и как с этим связаны два типа мышления — быстрое и медленное.
  • Элиезер Юдковский, «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — специалист по искусственному интеллекту показывает, как работает научный метод. Персонаж даёт читателю шаблоны эффективного мышления: все решения показаны в книге через размышления главного героя, и можно проследить, какие шаги к ним привели.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – это тип мышления, основанный на логическом осмыслении всей получаемой информации. Оно всегда ориентировано не на доказательство определённых идей и тезисов, а на поиск истины. В рамках критического мышления все факты, подвергаются тщательному анализу и осмыслению с использованием методов рационального познания.

Ключевой аспект критического мышления – способность оценивать правдоподобность поступающей информации и делать выводы о её истинности, исходя из имеющихся фактов. Более того, обладающие данной способностью люди склонны анализировать и переосмысливать не только новую информацию, но и уже известные им факты. Благодаря этому они способны самостоятельно обнаружить, что ранее заблуждались, и признать это, не цепляясь за ошибочные убеждения.

Человек, обладающий хорошо развитым критическим мышлением, способен извлекать из него выгоды во всех сферах жизни. Он более наблюдателен и быстрее замечает различные важные детали в любых жизненных обстоятельствах. Поскольку он всегда понимает, какие аргументы более важны, он хорошо умеет обосновывать свою точку зрения в дискуссии. Также он быстрее обрабатывает информацию, эффективнее изучает новый материал, умеет применять свои навыки аналитического мышления в любых ситуациях.

«Критическое мышление» от Александра Попова

Пройти курс

Длительность: 24 урока.

Формат обучения: видеоуроки.

Программа:

  1. Процесс мышления.
  2. Мозг и вера.
  3. Ошибки восприятия.
  4. Недостатки и фантазии памяти.
  5. Пути узнавания: видеть то, чего нет.
  6. Создание реальности.
  7. Структура и цели аргументации.
  8. Логика и логические ошибки.
  9. Эвристики и когнитивные предубеждения.
  10. О врождённом неумении считать.
  11. Определение вероятности.
  12. Социальные иллюзии и массовые заблуждения.
  13. Философские обоснования научного метода.
  14. Наука и сверхъестественное.
  15. Разнообразие и качество научных свидетельств.
  16. Научные промахи.
  17. Наука и псевдонаука.
  18. Разнообразие псевдонауки.
  19. Ловушки теорий заговора.
  20. Дениализм: отвержение науки и истории.
  21. Реклама, жулики и городские легенды.
  22. Наука СМИ и демократия.
  23. Эксперты и научный консенсус.
  24. Критическое и научное мышление в повседневной жизни.

Что узнаете: в 24 уроках рассказывается об основах критического мышления, как применять его для проверки научных и псевдонаучных данных, новостей, в профессиональной среде, что такое аргументация и как её правильно выстраивать, какие логические ошибки наиболее распространены и как их не совершать.

Об авторе: Александр Попов — переводчик. Сам курс — это адаптация лекций Стивена Нобейи.

«Подумайте ещё раз. Часть 4. Как избежать заблуждений» от Университета Дьюка

Длительность: 4 недели.

Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).

Программа:

  1. Добро пожаловать в специализацию — введение в курс — 1 видео.
  2. Заблуждения о неясности — как заблуждения строятся из неясности аргументов, как неточности и неоднозначные фразы появляются в рассуждениях, как с ними работать — 9 видео.
  3. Заблуждения относительно релевантности — два самых распространённых заблуждения: ad hominem и апелляции к авторитету, как их распознать и как привести контраргументы — 10 видео.
  4. Заблуждения о пустоте и круговороте — заблуждения, которые возникают, когда аргумент не продвигается к заключению, так как оно есть в предпосылках, как распознать это — 3 видео.
  5. Опровержение: его разновидности и неудачи — стратегии опровержения ошибочного аргумента — 7 видео.
  6. Подведение итогов и финальная викторина.

Что узнаете: здесь можно научиться распознавать заблуждения и не приводить ошибочные аргументы. Рассматривается принцип их построения, манипуляции аргументами, как их избежать и не поддаваться на них.

Об авторах:

  • Уолтер Синнотт-Армстронг — доктор философии.
  • Рам Нета — доктор философии.

Подборка книг по критическому мышлению

Как развить способность критически мыслить, почему это важно, как навык помогает в жизни — ответы на все эти вопросы можно найти в книгах. Мы составили подборку самых интересных и полезных книг для тех, кто хочет овладеть искусством критического мышления:

  • “Думай медленно, решай быстро”, Даниэль Канеман. 
  • “Биология добра и зла”, Роберт Сапольски;
  • “Психология критического мышления”, Дайана Халперн;
  • “Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение”, Том Чатфилд;
  • “Как же называется эта книга?”, Рэймонд Смаллиан;
  • “Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни”, Н.Непряхин, Т. Пащенко;
  • “Трактат о критическом уме”, Х. Альберт.

Умение критически мыслить необходимо всем, кто в стремительно развивающемся мире технологий хочет не потерять себя. Способность анализировать информацию, на основании этого принимать решения дает возможность быстро адаптироваться к меняющимся условиям, ставить цели и добиваться их реализации, а, значит, приходить к успеху.  

Платон «Диалоги»

Книга для тех, кто хочет знать, с чего начинались философия, науки и рациональный подход.

Сократ, персонаж Платона, сформулировал, по сути, первую технику критического мышления — майевтику: вступить в диалог, задавать вопросы, сомневаться в истинности информации и искать точное знание через определение понятий и логику.

Например, однажды Сократ спросил у врача, что такое здоровье.

— Здоровье — это когда у тебя хороший аппетит, когда ничего не болит, когда ты весел и бодр, — ответил врач.
— Ты описываешь следствия — то, что возможно благодаря хорошему здоровью. А что такое само здоровье?

Сократ задал серию вопросов, и в результате врач сказал, что уже ни в чем не уверен.

«Диалоги» написаны философским языком, читать их сложно, но эта книга — отправная точка, самый великий и фундаментальный труд.

Как развить критическое мышление?

Способность критически мыслить присутствует лишь у небольшого количества людей. Более того, вряд ли существует хотя бы один человек, которого она никогда не подводила. Но есть и хорошая новость: эту способность можно развивать, с каждым днём всё более явно замечая её влияние на свою жизнь. В этом помогут 7 простых правил, которые желательно соблюдать каждый день.

1. Контролируйте свои мыслительные процессы

Главная задача нашего мозга заключается в том, чтобы решить поставленную задачу, затратив на это минимум энергии. Для этого он использует разные механизмы экономии. В частности, он старается подобрать самое простое объяснение различным событиям, не напрягаясь для более детального анализа.

При этом нам далеко не всегда выгодно, чтобы он так себя вёл. Поэтому каждый раз, когда вы делаете какие-то выводы или принимаете решение, следите за тем, какую работу при этом проводит ваш мозг и не халтурит ли он, делая выбор «на автомате».

2. Боритесь со стереотипами и убеждениями

Многие открытия совершались в те моменты, когда кто-то отказывался от общепринятого мнения и делал нечто, что считалось невозможным или попросту неправильным. Такой подход может использовать любой человек, и не обязательно быть ученым.

Всякий раз, когда старые убеждения (неважно, ваши собственные или навязанные обществом) мешают вам действовать, задумывайтесь о том, насколько они актуальны. Пересмотр убеждений – это одно из мощнейших упражнений на развитие критического мышления

3. Задавайте базовые вопросы

Работая с информацией, бывает полезно задавать себе простые вопросы. Например, такие как:

  • Что я сейчас изучаю?
  • С какой целью?
  • Что мне уже известно?
  • Откуда мне это известно?
  • Что я упускаю из виду?

Бывает, что ответы на эти простые вопросы помогают критически осмыслить информацию лучше, чем её детальное изучение.

4. Пробуйте думать в обратном направлении

Это неплохое когнитивное упражнение, полезное для развития мышления в целом. Когда вы не можете понять, каким образом событие А стало причиной события Б, подумайте, не произошло ли всё наоборот. Вполне вероятно, что это событие Б спровоцировало событие А, и как только вы рассмотрите такой вариант, сразу найдёте ответ на свой вопрос.

5. Оценивайте каждую статью, которую читаете

У каждой статьи есть свой автор, который написал её с какой-то целью. Иногда мотивация заключается в том, чтобы делиться знаниями, но иногда и в том, чтобы навязывать людям определённую точку зрения. Чтобы понять это, достаточно задавать себе 3 вопроса:

  • Кто автор данной статьи?
  • Как он её создал (собрал, скомпоновал, написал)?
  • С какой целью написана и опубликована статья?

Например, если на сайте производителя какого-то продукта размещена статья о его безграничной полезности, изложенной в ней информации не следует доверять слишком уж сильно.

6. Думайте самостоятельно

Как уже было отмечено выше, наш мозг очень экономно расходует энергию, поэтому с готовностью соглашается с чужим мнением, если оно не противоречит нашим убеждениям и не доставляет дискомфорта. Особенно хорошо данный эффект заметен при чтении. Приготовившись получать полезную информацию, мы расслабляемся и доверяемся автору.

Конечно, это удобно и практично. Но лучше всё же осмысливать сказанное, находя аргументы для спора с автором. В идеале вы должны находить у него неточности и незначительные ошибки. Это не будет означать, что материал плохой, ведь все ошибаются. Это будет означать лишь то, что вы изучаете его действительно внимательно.

7. Не ожидайте идеального результата

Даже хорошо развитое критическое мышление подводит своих обладателей. Поэтому избавьтесь от перфекционизма и не расстраивайтесь, если вдруг кто-то ввёл вас в заблуждение, несмотря на все старания. Даже если критическое мышление даст осечку, это не значит, что оно перестанет быть полезным, поскольку будет много других ситуаций, в которых оно прекрасно справится со своей задачей.

«Критическое мышление» от 4BRAIN

Длительность: 6 уроков.

Формат обучения: текстовые уроки + тесты (по подписке).

Программа:

  1. Введение.
  2. Навыки, умения и компетенции.
  3. Научный метод.
  4. Аргументация.
  5. Препятствия.
  6. Иррациональное мышление.
  7. Работа с информацией.
  8. Экзамен по теории.
  9. Дополнительные материалы.

Что узнаете: курс рассказывает о назначении критического мышления, методах его развития, как внимательно изучать информацию, быть внимательным к деталям и систематизировать их при принятии решений, как обосновывать точку зрения и применять аналитическое мышление в любых ситуациях.

Об авторе: Кирилл Ногалес — редактор образовательного портала 4brain.ru.

3 стадии развития критического мышления

Критическое мышление необходимо развивать и делать это можно не только во время групповых занятий, но и в индивидуальном порядке.

Выведена особая технология критического мышления, в основе которой лежат три фазы обучения, постепенно сменяющие друг друга:

Вызов

Основная цель этой фазы – вызвать у ученика интерес к теме.

Путем повышения внимания к предмету или объекту происходит повышение показателей когнитивной деятельности, в основе которой и лежит стремление к познанию.

На этом этапе роль педагога можно назвать пассивной, но в то же время и значительной, т.к

требуется внимание и наблюдение за поведением учеников

На этой фазе происходит сбор максимально возможного объема информации и постановка вопросов, на которые далее будут даны ответы.

Осмысление

Эта фаза характеризуется подачей новой информации. Источником ее может быть педагог и сам ученик в форме самостоятельного изучения материала.

Стиль полдачи материала, качество и количество играют значительную роль. Недостаток или избыток перечисленных факторов могут сказаться на желании исследовать тему.

Стадия осмысления позволяет применить фильтр к поставленным на фазе вызова вопросам. Значительная часть из них отсеивается, а оставшиеся вопросы становятся более предметными.

Рефлексия

Стадия обратной связи, на которой ученики анализируют данными, обмениваются мнениями, приводят свою точку зрения.

Именно на данном этапе происходит соединение собственного опыта с новым, появившемся в процессе трех шагов, знанием.

Роль педагога заключается в наблюдении, которое может быть включенным, но все же предполагает предоставление ученикам возможности самостоятельной работы и переживания личностного опыта и внедрения новых знаний в индивидуальный план развития.

Признаки

Какие навыки и способности указывают на наличие критического мышления:

  • наблюдательность, детализация;
  • способность к интерпретации, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, выведению заключений, оцениванию;
  • логика;
  • метазнание, высокий интеллект, широкий кругозор;
  • точность, ясность и глубина мыслей и суждений;
  • творческое воображение, креативность, ценностные установки, эмоциональность;
  • рефлексия;
  • коммуникативность;
  • самостоятельность;
  • мобильность;
  • толерантность.

На что способен человек, обладающий критическим мышлением:

устанавливать причинно-следственные связи;
определять важность информации, отсеивать второстепенные детали;
признавать и уважать другие мнения;
оценивать;
аргументировать;
брать ответственность за свой выбор;
выявлять несоответствия и ошибки, открыто, но деликатно указывать на них;
последовательно и планомерно решать проблемы.

Неудивительно, что современные работодатели стремятся заполучить себе таких сотрудников. Ведь они умеют работать с информацией, быстро генерируют идеи и способны разрешить самую проблемную ситуацию. Однако нужно иметь в виду, что они могут совершенно объективно оценивать и действия начальства (с точки зрения закона, профессионализма, гуманности). Так что с ними не всегда будет легко, придётся держать ухо востро и соответствовать занимаемому посту.

Вывод

Необходимость разработки теории обусловлена ​​тремя основными факторами:
  1. происходит интеллектуализация труда, поэтому основное требование рынка труда к человеку — это умение ставить и решать неординарные задачи;
  2. учебно-воспитательный процесс должен соответствовать потребностям ребенка и отталкиваться от них, поскольку в противном случае воспитывать невротиков;
  3. организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать основным психолого-педагогическим закономерностям, а также закономерностям нефизиологического деятельности мозга, лежащих в основе психического развития.

Из этих трех факторов ключевое место занимает первый, потому что будущее зависит от деятельности людей, а именно: от интеллектуальной деятельности. Будущее человечества и планеты в целом будет зависеть от уровня развития умственного потенциала человечества. Интеллектуальная деятельность человека обеспечивает технический и общественный прогресс, развитие отдельных стран и всего мира. Поэтому главная задача для школ и высших учебных заведений — это научить учеников находить и решать неординарные творческие и сложные задачи, научить их самостоятельно мыслить, а не воспитать будущих манипуляторов, безосновательно подчиняться требованиям других.

Методика развития критического мышления должна опираться на положения теории, а именно:
  • создавать проблемные ситуации в процессе обучения; предлагать проблемные задачи;
  • знакомить учащихся с принципами, стратегиями и процедурами критического мышления;
  • регулярно создавать ситуации выбора;
  • организовывать диалог в процессе решения проблемных задач (интерактивные формы обучения);
  • предусматривать письменное изложение размышлений учащихся с последующей рефлексией;
  • предоставлять ученикам право на ошибку и моделировать ситуации исправления ошибок.

При таких условиях обучения мышление учащихся приобретать осознанности, самостоятельности, рефлексивности, обоснованности, контролируемости и самоорганизованности, то есть развиваться мышления второго порядка (или высокого порядка), которое называют критическим мышлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector