Что такое когнитивный и как развить когнитивные функции мозга?

Содержание:

Тест на профориентацию персонала – Викиум

Это бесплатный когнитивный тест онлайн, который состоит из 30 вопросов. После его прохождения каждый сотрудник получает рекомендации по профессиональному развитию. Автоматически вы увидите список подходящих профессий, и будут даны общие рекомендации по развитию когнитивных способностей.

Платформа “Викиум” предоставляет когнитивный тест в оценке персонала для того, чтобы подсказать, как реализовать творческий потенциал сотрудника. По результатам вы увидите, какие условия нужны каждому человеку для максимального развития своих когнитивных и профессиональных навыков. Результаты методики дают возможность ускорить отбор новых сотрудников.

Опросник решает 2 важных вопроса:

Какие когнитивные способности нужно развивать, чтобы достигать своей максимальной эффективности и успеха

На какие профили подготовки нужно обратить особенное внимание

Когнитивное мышление: варианты развития

Однако, чтобы развивать когнитивные способности и навыки, необходимо развивать и когнитивное мышление. Для этого стоит постоянно самосовершенствоваться и получать новые знания в разных областях. 

Психологи выделяют три вида когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное, характерное для малышей в возрасте до трех лет. Познание мира происходит через ручные манипуляции: нужно все потрогать, подержать, помять, поковырять. Только таким способом мозг способен воспринимать информацию.
  2. Наглядно-образное, проявляется в возрасте до семи лет и характеризуется восприятием мира через образы и зрительное восприятие. В этой стадии становится достаточно видеть некоторые предметы, чтобы определить их назначение.
  3. Отвлеченное, при нем человек мыслит сложными или несуществующими образами, которые невозможно воспроизвести в памяти. 

Улучшать когнитивные навыки можно в любое время, будучи ребенком или взрослым. Все известные советы по развитию когнитивных способностей основываются на рекомендациях по улучшению мозговой деятельности.

Рассмотрим, что может делать взрослый, если хочет развития когнитивных способностей?

  1. Держать ложку, зубную щетку, карандаш в левой руке (если вы правша и наоборот, если левша).
  2. Менять маршрут следования на работу, домой, в магазин, в спортзал.
  3. Выбрать другую программу спортивной тренировки, а не ту, к которой адаптировалась тело и мозг.
  4. Разгадывать сканворды и кроссворды.
  5. Изучать иностранные языки.
  6. Вести здоровый образ жизни, периодически отказываясь от вредных продуктов.
  7. Вставать раньше.
  8. Совершать некоторые привычные действия, закрыв или завязав глаза. 

В первую очередь, это использование развивающих игрушек и ролевых игр в общении с ребенком:

  • игра с пуговицами, бусинками, крупами (строго под наблюдением взрослых во избежание несчастных случаев),
  • пальчиковые игры с пословицами и песнями,
  • игры во время купания (переливание воды из одной емкости в другую, использование резиновых игрушек),
  • рисование красками, фломастерами на разных поверхностях, использование раскраски.

Игры на развитие мелкой моторики положительно влияют на умственное развитие ребенка. Поэтому применяйте:

  • пазлы,
  • мозаику,
  • собирайте конструкторы,
  • завязывайте шнурки, застегивайте замочки и пуговки,
  • одевайте кукол,
  • вырезайте картинки из бумаги и картона.

Практические упражнения, которые помогут развитию когнитивных способностей в любом возрасте:

  • Синхронное рисование двумя руками. Положите перед собой лист бумаги, в обе руки возьмите 2 ручки или карандаша. Начинайте рисовать одновременно правой и левой руками геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Сначала можно отрабатывать рисование одинаковых фигур, после усложнить задачу и рисовать одной рукой круг, другой – треугольник. Во время выполнения этого упражнения работают оба полушария головного мозга, что приводит к балансу мыслительной деятельности и развитию воображения.
  • Проговаривание слов наоборот. Услышав или вспомнив отдельные слова или короткие фразы, постарайтесь их произнести или мысленно воспроизвести наоборот, то есть с конца. Это упражнение развивает нестандартное мышление и помогает развитию памяти.
  • Считаем в уме. Попробуйте обходиться без калькулятора и в случае произведения математических расчетов, считайте в уме. Упражнение способствует развитию мышления и помогает четкой формулировке мыслей.
  • Автобиографическая практика. Вспоминайте свою жизнь двумя способами: от настоящего момента назад и с детства к настоящему моменту. Тренировка развивает память и аналитические способности, способствует образному мышлению и акцентированию деталей.

Ежедневные занятия обязательно принесут пользу, положительно повлияют на развитие когнитивных способностей и закрепление навыков.

Что такое компетенции?

Компетенция — это совокупность знаний, навыков и способностей, которые человек развивает, чтобы понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним.

Например: как я общаюсь с другими людьми? Как я планирую свой день? Как я понимаю, что чувствуют окружающие в различных ситуациях и как я реагирую на это на основе полученной информации?

Различают три типа компетенций:

Профессиональные компетенции:

Когда мы говорим о профессиональной компетенции, речь идёт о способности успешно применять свои знания, опыт и навыки для успешного решения профессиональных задач.

Важно отметить, что компетенции тесно связаны с новыми потребностями и рабочими ситуациями. Поэтому в наши дни недостаточно просто иметь профессиональные навыки, следует учитывать меняющуюся ситуацию и стремиться к сбалансированному развитию всех навыков

Что такое социальные и профессиональные компетенции?

Социальные компетенции или навыки:

К социальным компетенциям относят:

Самоуправление: то, как ведём свои дела, как ежедневно распоряжаемся своим временем, сколько часов посвящаем работе, друзьям, семье и т.д..

Социальное сознание: способность осознавать ситуации и проблемы, существующие вокруг вас

Почему это так важно? Потому что на этой основе мы реагируем на происходящее и управляем ситуацией. А также составляем собственное мнение о происходящем.

Управление отношениями: здесь речь идёт об эмпатии, ассертивности и т.д.

Эмоциональный самоконтроль: умение “взять паузу” и адекватно эмоционально отреагировать на ситуацию.

Адаптируемость: мы живём в постоянно меняющемся мире, поэтому для успешной адаптации необходимо обладать широким набором компетенций.

Оптимизм: что произойдёт, если каждую непредвиденную ситуацию мы будем рассматривать не как препятствие, которое нужно преодолеть, а как новую возможность? Ситуация сильно поменяется, поскольку мы начнём управлять ею в свою пользу и быстрее адаптируемся к происходящему.

Личные компетенции:

Это психологические компетенции и навыки, которые помогают человеку успешно справляться с различными задачами как в профессиональной, так и личной сферах. Среди них выделим:

  • Эмоциональное сознание, необходимое для ежедневного управления эмоциями. Мы действуем исходя из контекста.
  • Самоуважение: адекватная самооценка.
  • Доверие к себе: доверие — это концепция, которая передаётся другим людям. Поэтому если мы доверяем самому себя, окружающие увидят и оценят это.
  • Устойчивость: речь идёт о навыке или способности, охватывающей много других способностей. Она заключается в том, чтобы извлечь пользу из неприятного события, что в результате повышает наши знания, гибкость, способности.

Общие рекомендации для развития когнитивных способностей

Мы рассмотрели каждую когнитивную функцию в отдельности. Теперь давайте поговорим об универсальных способах их развития.

Прежде чем вы начнете активно заниматься умственной прокачкой, советую пройти тесты на оценку когнитивных способностей. Так вы сможете отслеживать прогресс.

Правильное питание

В основе всех когнитивных функций, несмотря на их нематериальную природу, лежат органические процессы. Для бесперебойной работы мозгу требуются все необходимые питательные вещества. Их недостаток может привести к сбоям, снижению работоспособности, повышению количества ошибок.

Позаботьтесь о том, чтобы ваш рацион был сбалансирован и богат витаминами и минералами. Следите за соотношением белков, жиров и углеводов. Не злоупотребляйте жирной, сладкой, мучной пищей.

Добавьте в рацион продукты, которые благотворно влияют на умственную деятельность:

  • красную рыбу и морепродукты;
  • грецкие орехи, семечки;
  • зелень: укроп, петрушку, листья салата, шпинат;
  • горький шоколад;
  • яйца.

Полноценный здоровый сон

Мозг страдает от недосыпа сильнее других органов и систем. Качество работы всех его функций ухудшается. Поэтому не стоит пренебрегать этим жизненно важным занятием.

Оказывается, спать тоже нужно уметь правильно. Вот вам несколько советов, которые помогут наладить режим и качество сна:

  1. Спите по 7–9 часов в сутки.
  2. Ложитесь спать не позже 22.00.
  3. За 2 часа до сна исключите физические нагрузки, обильную пищу, телевизор и компьютерные игры.
  4. Правильно организуйте пространство для сна. Комната должна быть хорошо проветренной, аккуратно убранной, без лишних отвлекающих стимулов.

Избавление от вредных привычек

Алкоголь, табак, различные психотропные вещества негативно влияют на весь организм, но мозг страдает в первую очередь. Драгоценные нейроны, на которых держится работа всех когнитивных функций, погибают от воздействия этих веществ. Чем раньше вы сможете отказаться от них, тем больше у вас шансов сохранить ясность ума.

Рекомендации по избавлению от вредных привычек вы можете найти на нашем блоге.

Снижение уровня стресса

От психоэмоционального напряжения страдает вся когнитивная сфера личности. Это обусловлено тем, что при стрессе в мозге формируется доминанта, которая гасит остальные очаги возбуждения

Все внимание забирает на себя стрессовая ситуация

На биохимическом уровне стресс характеризуется выбросом гормонов, отвечающих за мобилизацию организма для борьбы с опасностью. Это очень энергозатратное состояние, которое быстро истощает все резервы.

Вы должны тщательно следить за своей психической гигиеной и стремиться избегать сильных стрессов, если хотите поддерживать когнитивную активность на высоком уровне. В этом вам помогут регулярные медитации, занятия йогой, аутогенная тренировка, позитивное мышление.

О том, как эффективно бороться со стрессом, читайте на блоге iklife.ru.

Информационный детокс

Познавательные способности нашего мозга ограничены. Если вы нагружаете их ненужной информацией, то на нужную может просто не хватить ресурсов. Это настоящая проблема в век развития интернета.

Из смартфонов, планшетов, компьютеров на человека льется непрерывный поток информации, качество которой, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Нам сообщают, что ел на обед наш сосед, в какой больнице брат друга нашей сестры лечит зубы, с кем в очередной раз поругалась Ольга Бузова и т. п. А ведь на усвоение всех этих “знаний” мозг тоже тратит энергию!

Если хотите поддерживать качество своих когнитивных способностей на высоком уровне, придется отказаться от потребления низкосортной информации. Пользуйтесь интернетом только по делу, сведите к минимуму зависание в соцсетях, откажитесь от просмотра телевизора. Это, пожалуй, лучший подарок, который вы можете сделать своему мозгу.

Качественные и разнообразные стимулы

Когда вы расчистите эфир своего мозга от всякого шлака, нужно будет заполнить его полезной и качественной информацией. Порадуйте каждый свой чувственный анализатор. За визуальными стимулами отправляйтесь в картинную галерею, за слуховыми – на концерт классической музыки, за кинестетическими – на природу, за вкусовыми и обонятельными – на дегустацию экспериментальной кухни.

Читайте качественную литературу, приобщайтесь к театру, кинематографу, интересуйтесь наукой, общайтесь с умными и интересными людьми. Тогда у ваших когнитивных способностей всегда будет качественная пища для роста.

Что такое когнитивные или умственные процессы?

Каждый день наш мозг решает огромное количество задач посредством умственных процессов. Это процессы, отвечающие за обработку всей информации, которую мы получаем из окружающей среды. Когнитивность даёт нам возможность познать мир вокруг нас.

Представьте себе: вы спокойно лежите на диване и смотрите телевизор. Вдруг, несмотря на вашу увлечённость сюжетом, вы чувствуете запах гари

Что вы предпримете? К счастью, ваш мозг сосредоточит ваше внимание на опасности, которая вам угрожает

Вы вспомните о том, что забыли о пицце в духовке, как можно скорее побежите на кухню и осуществите ряд действий, чтобы вытащить из плиты ваш ужин. Далее вы примете решение о том, будете ли есть подгоревшую еду или нет, а затем вернётесь в салон. Всеми этими вашими действиями руководили когнитивные процессы.

Гармоничное взаимодействие умственных процессов необходимо для адекватной оценки действительности и нашей ответной реакции на неё. Благодаря этому мы можем гибко адаптироваться к различным ситуациям. Исполнительные функции нашего мозга координируют эти процессы.

Несмотря на то, что умственные процессы взаимодействуют между собой, они могут проходить и по отдельности. Например, мы можем увидеть, как люди с нарушениями речи или памяти могут прекрасно воспринимать сигналы или решать математические задачи.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Кто изучает когнитивные процессы?

Лингвистика, социология, неврология, антропология и философия — все эти науки изучают познавательные процессы. В психологии исследованием когнитивных процессов и способов их улучшения занимается когнитивная психология.

В шестидесятых годах прошлого столетия, благодаря исследователям из различных отраслей науки, произошла когнитивная революция, которая поспособствовала изучению этих процессов. В психологии умственные процессы очень глубоко изучаются. В настоящее время эти исследования находятся на подъеме: полученные знания применяются в психотерапии или маркетинге.

Например, техники нейрорисования очень помогают понять то, как мы обрабатываем информацию. В этой статье мы расскажем о том, как когнитивные процессы влияют на различные аспекты нашей жизни.

Тест визуальной памяти человека – TopGlobus

Состоит из 10 заданий. Тест не такой простой, как кажется на первый взгляд. От вас требуется полное сосредоточение.

Каждое следующее задание сложнее. Итак, сначала вам нужно запомнить одну картинку, затем найти ее среди множества разных. С каждым следующим заданием количество картинок, которые нужно запомнить, увеличивается. Сложность еще у меня вызывало то, что я пыталась запомнить по словам, например, “дом”. Но какое же мое удивление было, когда в перечне картинок я видела несколько “домов”.

Получается, нужно запоминать не только слова, но и “фотографировать” картинку. А с каждым заданием все сложнее это сделать. Тест можно пройти онлайн, здесь предлагается для запоминания сочинять рассказ. Но каждый ищет для себя приемлемый способ запоминания.

В конце мне было сложно запечатлеть в памяти все картинки, но я искала попарные ассоциации. И вуаля! У меня 89% визуальной памяти – идеальная память! Очень интересное тестирование. Кстати, это один из немногих интересных бесплатных тестов.

Когнитивные функции и процессы

Динамические процессы, протекающие в головном мозге, как сознательно, так и в фоновом режиме – все это когнитивные функции. Они позволяют человеку постоянно получать новую информацию, обрабатывать ее в соответствии со своими текущими целями и опытом и выдавать адекватные решения для каждой ситуации.

Мыслительные процессы протекают в совокупности: например, при написании стихотворения человек одновременно использует фантазию, внутреннюю речь, интерпретирует возникающие образы, вспоминает, как пишется то или иное слово. Однако при нарушении одного из таких видов деятельности другие могут поддерживаться в стабильном состоянии.

Исследователи когнитивных процессов описали множество случаев, когда нарушение речи или памяти у пациента не влияло на его способности к письму, логику или возможности усвоения новых знаний.

Анализировать информационную среду, приспосабливаться к условиям окружающего мира, планировать адекватные цели возможно лишь в том случае, если когнитивные функции развиты и находятся в рамках норм. Выявление нарушений позволяет в дальнейшем подвергнуть отдельные процессы коррекции и улучшить качество жизни человека.

Для скрининга функциональных нарушений мыслительно-познавательной сферы применяют специально разработанные методики. Одна из самых распространенных – монреальская шкала оценки когнитивных функций, она позволяет собрать и подвергнуть интерпретации данные по основному спектру психических процессов:

концептуальное мышление;
счет, речь;
внимание и память;
исполнительная деятельность;
концентрация;
ориентирование в пространстве.

Обследование длится всего 10 минут и дает достаточно материала, чтобы оценить уровень развития, скорость и адекватность реакции и другие показатели когнитивных процессов.

Чем являются когнитивные процессы

Ежедневно человеческому мозгу приходится обрабатывать огромное количество информации, в чём ему помогают умственные процессы.

Давайте рассмотрим на конкретном примере. Вы сидите и смотрите кино, с увлечением вникаете в суть происходящего, как вдруг слышите странный звук с улицы, похожий на взрыв. Продолжите ли вы смотреть телевизор, как ни в чём не бывало, или побежите к окну, чтобы взглянуть, что произошло? Естественно, второй вариант.

Ваш мозг моментально переключится на новую информацию с целью выяснить, не таит ли она в себе какой-то угрозы для вас. За это отвечают именно когнитивные процессы.

Благодаря гармоничным умственным процессам человек способен адекватно оценивать происходящее, правильно реагируя на него. Это позволяет верно адаптироваться к разным ситуациям.

Кто занимается изучением когнитивных процессов? Лингвисты, социологи, неврологи, антропологи и философы. Психология же располагает отдельной отраслью для изучения данных процессов, называемой когнитивной психологией.

5 игр для развития когнитивных навыков у детей

Игра «Назови слова»

Попросите малыша вспомнить и назвать предметы или понятия, которые соответствуют одной теме. Например, скажите: «Назови все виды спорта, которые знаешь». Это упражнение тренирует у детей гибкость ума, память, способность пользоваться известной информацией. Допустим и обратный вариант игры, когда родитель называет разные понятия, а ребенок должен объединить их одной темой.

Игра «Объясни слово»

Предложите малышу несколько простых слов (пуговица, ручка, велосипед и т. д.). Задача — дать объяснения этим словам, не используя их названия. Например, можно предложить ребенку объяснить эти понятия иностранцу или человеку из прошлого, который не знаком с этим предметом. Такая игра часто применяется на курсах для детей и помогает улучшить речевое развитие ребенка.

Игра «Что общего?»

Есть мнение, что в этим упражнением любил развлекать себя на досуге Леонардо да Винчи. Он брал два несвязанных друг с другом предмета и пытался найти между ними взаимосвязи. Предложите ребенку тоже сыграть в такую игру. Что общего между книгой и стулом? Какая взаимосвязь между лягушкой и ракетой? Это упражнение не только развивает скорость мышления и умение нестандартно мыслить, но и отлично поднимает настроение. Особенно, если играть в компании.

Игра «Дорисуй предмет»

Дайте ребенку лист с нарисованным на нем элементом — это может быть геометрическая фигура, пятно или закорючка. Задача ребенка — создать из этого элемента готовый образ. Такое упражнение развивает быстроту мышления, фантазию, воображение.

Игра «Запомни слова»

Ребенку предоставляется несколько слов. Его задача — запомнить слова и составить из них историю. Для запоминания разрешается использовать метод ассоциаций, обобщений, но нельзя записывать или зарисовывать слова.

Корректурная проба (тест Бурдона) – Психологический журнал

Содержит стимульный материал, который необходимо распечатать. Вам предоставляется бланк с буквами, где нужно вычеркивать определенную букву

Затем происходит подсчет и оценивается ваше внимание

Методика предназначена для определения степени концентрации внимания и его устойчивости. Подходит для людей разного возраста, но для детей будет отличаться: у них картинки, а взрослым дается бланк с буквами. Вариантов проведения несколько: вы можете подчеркивать одну или несколько букв, одну зачеркивать, другую подчеркивать и так далее. Выполняется на время.

Это валидная методика с доказанной эффективностью. Ее применяют при приеме на работу, приеме детей в школу, а также диагностике нарушения внимания и других когнитивных способностей.

От закрытого разума к открытому

Разум человека адаптивен и пластичен, поэтому способен не только учиться, но и преодолевать страхи, тревогу и сделать нас более эмоционально открытыми. Гибкие люди склонны развиваться и верят, что ошибки можно поставить себе на службу.

Однако есть и другой тип людей. Это вечные спорщики, которые упрямятся по пустякам. Люди, которые вечно беспокоятся и расстраиваются, когда что-то идёт не так, не умея подстраиваться под обстоятельства. Те, кто побаивается всего нового и отказывается от неизведанных задач. У всех этих персонажей есть общие черты: им трудно отпустить старые мысли и модели поведения. Они когнитивно ригидны, то есть «застревают» на определённых мыслях и образцах поведения.

Узнали в этих описаниях себя? Ничего страшного: с возрастом мы все склонны становиться более ригидными, реже идти на риск и принимать всё новое с некоторой долей скептицизма. Хорошая новость в том, что при желании это можно исправить. Уровень когнитивной гибкости — величина непостоянная, и при желании её можно натренировать.

1/ Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает людям изменить свои модели мышления и поведения. Например, человек с депрессией, с которым не контактировал друг в течение недели, может решить, что этот друг его больше не любит. Цель КПТ заключается в том, чтобы реконструировать мышление и рассмотреть другие варианты (друг занят, увлечён новым проектом или хочет побыть один). Такая терапия помогает избавиться от однобокости и ограниченности мышления, не держаться за одну версию и моделировать разные гипотезы.

2/ Практика остановки мыслей

Важная часть обретения контроля над повторяющимися мыслями — научиться замечать, когда они возникают, чтобы взять контроль над ними в свои руки. Это довольно простая техника: попробуйте представить себе красный знак с надписью «Стоп!» и используйте этот образ каждый раз, когда поймаете себя в петле негативных переживаний. Для большей наглядности можно использовать какой-нибудь простой ритуал — хлопок в ладоши или лёгкий щипок за запястье. Освоить эту технику будет намного проще, если у вас есть опыт в медитации.

3/ Документирование мыслей

Мысли можно перенести на бумагу — там им гораздо просторнее, чем в голове. Письмо — это относительно простой способ справиться с трудными эмоциями и избавиться от них. Бумага в этом плане — ваш лучший друг и соратник. Ведь на смартфоне заметки можно и подредактировать, а нам важна точность момента, чтобы конкретизировать мысли, рассмотреть их более рационально и покрутить под разными углами.

Попробуйте простую письменную практику. Разделите лист на три колонки. В первой запишите мысль, которая застряла в голове. Во второй — что вы можете сделать, чтобы развеять эту мысль (что находится в рамках вашего контроля). В третью вынесите вещи, которые вы в данной ситуации не можете контролировать. Это поможет увидеть реальность более объективно, не цепляясь за свои предубеждения.

Также можно завести привычку продумывать для одной ситуации несколько планов действий. Предусмотрительность тоже в некотором роде является проявлением гибкости: так вы сможете действовать свободно в самых разных обстоятельствах. Этот вариант будет особенно полезен тревожным или застенчивым личностям, которым нужно направить энергию своего сверхбдительного, склонного придумывать разные (как правило, негативные) варианты развития событий мозга в полезное русло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector