Как развить креативность: 18 способов, методик и упражнений
Содержание:
- Виды мышления
- Творчество и креативность
- План обучения
- Как развивать креативное мышление
- Используйте часы пик
- Развитие креативного мышления у школьников
- «Рисовый штурм». Майкл Микалко
- Что такое творческое мышление
- ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления
- Продвинутый призыв от О. Семенова
- Развитие креативности
- Упражнения на развитие креативного мышления
- Тест Торренса
- Рекомендации по развитию креативного мышления
- «Поток». Михай Чиксентмихайи
- Что еще почитать о дизайн-мышлении
- Необходимость развития разных видов мышления
Виды мышления
Чтобы понимать, о чем пойдет речь, я немного введу вас в курс “Общей психологии” и объясню, что такое мышление, и какие разновидности этого процесса существуют.
Мышлением называют психический процесс, который помогает человеку по-своему воспринимать и отражать действительность. Оно способствует тому, что это отражение происходит обобщенно и опосредованно.
Простыми словами человек, когда видит картинку, он не рассказывает все оттенки, мелкие детали на рисунке, он ее описывает обобщая. Опосредованность – описание за счет других психических процессов: памяти (он запомнил картинку), внимания (он сконцентрировался) и так далее.
Видов мышления выделяют несколько:
- Наглядно-действенное – это первая ступень развития, отмечается у детей и животных. Ситуация изменяется только при физическом воздействии. Например, ребенку подарили машинку, но ему нужно ее разломать, чтобы понять, есть ли в ней сидение для водителя. Он оперирует только тем, что видит, додумывать он не может.
- Наглядно-образное – человек может представлять ситуацию, мысленно “прокручивать” разные варианты ее изменения. Оно связано с воображением, так как в мышлении устанавливаются новые сочетания свойств и предметов. Например, подушка используется не только для сна, но и для кидания, сидения на ней. Ребенок уже додумывает, где ее можно использовать.
- Словесно-логическое. Это высшая психическая функция, так как человек умеет использовать словесные понятия, логику, использует логические конструкции для решения разных задач. Человек может анализировать, обобщать, структурировать и делать выводы.
Это основные выделенные наукой виды, но есть еще разновидности, которые определяют индивидуальный характер мышления.
- Теоретическое. Человек может проанализировать явление, его характеристики, в процессе анализа изменять их и находить новые способы действия, и это помогает решать множество задач. Используется в основном в науке, когда ученые изобретают что-то новое.
- Практическое. Очень похоже на предыдущее – те же процессы: анализ, постановка целей, планы. Но из-за дефицита времени (что часто бывает) решение задач происходит быстрее, что усложняет этот вид.
- Творческое. Человек в мышлении создает свой, новый продукт, у него условно созревают новые нейронные связи, что приводит к развитию личности: появляется мотивация к деятельности, постановка целей, оценок и смыслов. Человек не мыслит шаблонно, у него продуктивное мышление.
- Пралогическое. Осознание разных явлений с точки зрения веры в незримые силы. Это обычные суеверия, ревность и т. д.
- Репродуктивное. Человек действует и мыслит по заданным шаблонам, ничего своего в процесс мышления не приносит.
- Критическое мышление. Человек строит логические связи и узнает новое на основе собственных умозаключений. Он не принимает все “на веру”, а проверяет убеждения самостоятельно.
Творчество и креативность
Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же. Для лучшего понимания процессов имеет смысл уточнить формулировки: творчество – это всегда создание нового путём озарения: получение какого-то продукта мыслительной деятельности, при котором проявляются эмоционально-личностные качества творца. Многие исследователи называют творческое действие неподвластным контролю, бессознательным актом, или ничем не стимулированной активностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из «зоны комфорта» (Богоявленский Д. Б.). Для акта творчества характерна внезапность, спонтанность, которая. Вязана с внешними обстоятельствами и личными переживаниями.
Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости. Креативное мышление опирается на изобретательское искусство и открытия в разных областях знаний. Оно ломает стереотипы, смело сочетает несочетаемое, опирается на алгоритмы и создаёт на этой основе нечто совершенно новое или решает нерешаемые, казалось бы, задачи. Вне творчества креативность невозможна. Креативность можно назвать технологией организации процесса творчества. Креатив может опережать творческий процесс, задавая ему направление, но сопутствует ему не всегда.
Таким образом, креативность – одна из черт творческого мышления. Творчество всегда первично, но креативность позволяет достичь конкретной цели. В процессе креативного мышления главным компонентом является некоторый прагматизм. Имеется в виду понимание уже на начальном этапе конкретной цели (зачем нужно это создавать), назначения (для кого это нужно), путь решения (как это сделать), и, собственно, предмета (что для этого нужно).
Если креативность играет решающую роль в процессе генерации творческих идей, то их восприятие и воплощение зависят от когнитивных способностей
Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать свои познавательные способности, тренировать мышление, память, внимание и восприятие. В этом могут оказать хорошую помощь регулярные занятия на тренажерах для мозга онлайн
Искренне желаем Вам творческих находок и удач и, конечно же, успехов в саморазвитии.
План обучения
Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.
Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.
Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.
Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.
Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.
После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.
На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления
Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре
Этих характеристик всего четыре.
Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.
Как развивать креативное мышление
Креативное мышление поддается развитию и улучшению. Считается, что творческий потенциал человека зависит от функционирования правого полушария головного мозга. Тогда, как левое отвечает за логику и аналитическое мышление. Также, правое полушарие задействовано в работе левой части тела. То есть, у левши должно быть лучше развито умение креативно мыслить.
В живой природе действует принцип обратной взаимосвязи. То есть, если от правого полушария зависит левая рука, соответственно, выполняя работу этой рукой, мы стимулируем развитие правого полушария. Никто не говорит, что нужно становиться левшой, но если дополнить ежедневную деятельность акцентом на левые части тела, то это позитивно скажется на творческом полушарии мозга.
Помимо данной хитрости, есть конкретные упражнения, направленные на развитие креативного мышления. О них мы поговорим дальше.
Нестандартный подход
Креативное мышление – это оригинальность во всем. Например, если мы начнем читать текст задом наперед, это заставит наш мозг действовать в непривычном ему направлении. Соответственно, разум выйдет из «зоны комфорта», начнет приспосабливаться к новым условиям. Дальше, еще сложнее – начинаем «переворачивать» понятия. Это как в новогодней игре для детей, когда необходимо их запутать. Говорим «елочка широкая» и расставляем руки, «узкая» – сближаем, «высокая» – встаем на носки, «низкая» – присаживаемся. Дети повторяют за ведущим. Дальше, он произносит слово, но делает наоборот. Например, «елочка» высокая, а сам присаживается. У детей начинается легкий ступор, но потом они приспосабливаются к неожиданным условиям и вновь начинают делать все правильно.
Игра «Белогривые лошадки»
Как и в мультике, необходимо пытаться увидеть какие-то образы вокруг. На что похожи облака? Какие фигуры формируют звезды? Еще интересно в вечернее время рассматривать на расстоянии многоэтажные дома. Ведь свет в их окнах горит не равномерно, также формируя определенные узоры. В общем, где бы человек ни был, он может рассмотреть какие-то очертания или контуры, которые покажутся похожими на что-то. Этот поиск помогает развить креативное мышление и содержательно провести время.
Онлайн тренажеры мозга
Не стоит думать, что Интернет или мобильные приложения только отвлекают человека от важных дел. Разработано много приложений, помогающих в улучшении умственной активности, в том числе развитии креативного мышления. Что особенно хорошо, так это возможность выполнения ежедневных заданий, позволяющих отслеживать динамику прогресса. Каждое упражнение делиться на определенное количество уровней, от самого легкого до наиболее сложного. Игрок способен сам ощутить позитивный эффект от выбранного приложения, поскольку ему постепенно начнут покоряться те уровни, которые до этого казались очень сложными.
Креативное мышление – неотъемлемый компонент интеллектуальной деятельности. У одних оно развито лучше, у других – хуже, но все-равно присутствует, поскольку является частью человеческой природы. Благодаря креативному мышлению мы смогли выделиться среди других живых существ. Зачастую это умение помогает нам обходить конкурентов по работе. Соответственно, развитие креативного мышления – первоочередная задача формирования личности, которая в совокупности с высокими моральными качествами позволяет стать человеком с большой буквы.
Используйте часы пик
Некоторые люди более креативны и продуктивны в определенные часы дня, в то время как другие более креативны в разгар своих эмоций. Занимайтесь своими проектами (или просто тренируйте воображение) в это определенное время, и пусть ваши «творческие соки» текут свободно. Творчество также можно улучшить, если вы поместите себя в определенное место в комнате или если вы окружите себя определенной музыкой. Этот выпуск творчества работает от человека к человеку. Существует жесткое и независимое от вас правило, связанное с тем, в какое время суток, в каком эмоциональном состоянии или при каком окружении вы можете добиваться «пиковой креативности». Просто делайте то, что работает именно у вас.
Развитие креативного мышления у школьников
Нешаблонное
мышление — основной фактор открытий в юношеские годы и средство самовыражения.
Чаще всего в школе не уделяют этому аспекту должного внимания или оно
подавляется в угоду развития «практических» навыков, т.е. чаще нестандартное
мышление и вовсе не приветствуется.
Ученики
должны вести себя хорошо, а выход за рамки правил строго карается. Таких
нарушителей часто называют «бунтарями», считая, что в дальнейшем из таких
молодых людей ничего хорошего не выйдет. Удобно, когда дети слушаются, не
проявляют инициативу, т.е. прислушиваются к мнению взрослых, не имея своей
точки зрения.
Современный мир очень быстро меняется, именно поэтому для лучшего будущего всего человечества необходимо изменять устоявшиеся парадигмы и условия воспитания. Нужно учить решать задачи нестандартными подходами и методами, выходить за рамки обыденности, создавая нечто новое.
Большинство
научных работ, посвященных развитию нестандартного мышления, говорят о том, что
креативное мышление возможно развить. Особенно хорошие результаты можно
получить при развитии «свободного» мышления в дошкольные и школьные годы.
Главная
задача любого учителя — развить интерес к изучаемому предмету. Активизировать
при помощи «волшебной кнопки» (творчества) заложенные в ребенке изначально
познавательные процессы.
Существуют известные стереотипы, что креативные способности невозможно развить. «Что дано одному, недоступно другому». На самом деле это далеко не так. В каждом человеке можно развить стремление к творческому решению проблемы.
Особенно
если учитывать, сколько сегодня рынок предоставляет интересных методических
пособий, задачников на развитие различных когнитивных функций (памяти,
внимания, мышления). Проблемой становится вопрос, как это применить на школьных
уроках.
У дошкольников и детей младшего школьного возраста легко идет обучение в форме игры. Игра — один из самых эффективных способов рассказать основные принципы, методы, приемы развития нестандартных способов решения проблем.
«Рисовый штурм». Майкл Микалко
Книга на Ozon.ru
Можете ли вы вообразить Винсента ван Гога, жалующегося на невозможность продать свои картины как на свидетельство отсутствия у него таланта? Томаса Эдисона, разочаровавшегося в своей идее создания лампочки, когда он потерпел неудачу пять тысяч раз? Леонардо да Винчи, слишком стесняющегося претендовать на многое из-за отсутствия образования?
Автор книги, эксперт по креативности, учит мыслить нестандартно и находить неординарные решения проблем. Новые идеи скрыты повсюду, но их сложно заметить сразу.
Чтобы приучить мозг генерировать идеи, Майкл Микалко советует сыграть с друзьями в игру: за пять минут придумать как можно больше предложений с конкретным набором слов: я, не, радоваться, абрикосы, раздраженный, собаки, с готовностью, гнев.
Замечать хорошие идеи — это всего лишь навык, который можно развивать. В этом помогут методики и упражнения, собранные в книге.
Что такое творческое мышление
Творческое мышление — это разновидность мышления, позволяющая создавать качественно новый продукт или принимать оригинальные решения. Творческое мышление связано со способностью человека видеть мир немного по другому, различать возможности и перспективы там, где другие бы ничего не заметили.
Важным компонентом творческого мышления является воображение — умение фантазировать, придумывать. Также значительную роль играет и образное мышление – умение визуализировать свои мысли, чувства, эмоции.
Психология творческого мышления несколько отличается от привычного восприятия реальности. Там, где обычные люди видят облака, кто-то обнаружит «белогривых лошадок». Но именно благодаря этим «чудакам» в нашем мире появляются очередные Мона Лиза и Евгений Онегин, на смену пирамидам приходит Эйфелева башня, а космические корабли начинают бороздить просторы Вселенной.
Природа творческого мышления досконально не изучена. Возможно, эти способности закладываются еще на генетическом уровне и передаются от предков. Нельзя отрицать и влияния информационного поля нашей планеты. Вполне вероятно мозг человека построен по принципу радиоприемника, улавливая определенную частоту сигналов из космоса. В данном случае психология творческого мышления плавно перетекает в эзотерику, открывая духовную сферу человека.
Как бы там ни было, творческое мышление можно развивать и усиливать. Об этом и поговорим далее.
ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления
Т ÃÂàâ úþüÿûõúàüõÃÂþôøú ø ÃÂÿþÃÂþñþò ÃÂõÃÂõýøà÷ðôðÃÂ, þÃÂýþòðýýÃÂù ýð úÃÂõðÃÂøòýþü ÿþôÃÂþôõ. âðúøü þñÃÂð÷þü, ÃÂÃÂþ õôøýÃÂÃÂòõýýðàÃÂõþÃÂøÃÂ, úþÃÂþÃÂðàþñÃÂÃÂøàÃÂòþÃÂÃÂõÃÂÃÂòÃÂ. ÃÂÃÂøüõÃÂðÃÂõûÃÂýþ, ÃÂÃÂþ ôðýýðàÃÂøÃÂÃÂõüð ýõ ÿÃÂõôÿþûðóðõàõôøýÃÂÃÂòõýýþóþ òõÃÂýþóþ ÃÂõÃÂõýøÃÂ. àÃÂõ÷ÃÂûÃÂÃÂðÃÂõ àÃÂõûþòõúð ÃÂð÷òøòðõÃÂÃÂàóøñúþÃÂÃÂàüÃÂÃÂûõýøÃÂ, ÃÂðýÃÂð÷øÃÂ, ð ôûàÃÂõÃÂõýøà÷ðôðàÿþôñøÃÂðÃÂÃÂÃÂàø÷ÃÂÃÂýÃÂõ, þÃÂøóøýðûÃÂýÃÂõ ÃÂÿþÃÂþñÃÂ.
âõþÃÂøàâàÃÂàÿÃÂøüõýÃÂõÃÂÃÂàôûàÃÂõÃÂõýøàø÷þñÃÂõÃÂðÃÂõûÃÂÃÂúøà÷ðôðÃÂ, úþóôð ýÃÂöýþ ÃÂñÃÂðÃÂàûøÃÂýõõ, þÿðÃÂýþõ úðÃÂõÃÂÃÂòþ øûø ôþñðòøÃÂàÿþûõ÷ýþõ ÃÂòþùÃÂÃÂòþ, ð ÃÂðúöõ ÃÂÃÂÃÂÃÂðýøÃÂàÿÃÂþÃÂøòþÃÂõÃÂøõ.
áøÃÂÃÂõüþù âàÃÂàÿÃÂõôÃÂÃÂüþÃÂÃÂõýþ ÃÂÃÂø òøôð ÿÃÂþÃÂøòþÃÂõÃÂøù:
- ðôüøýøÃÂÃÂÃÂðÃÂøòýÃÂõ;
- ÃÂõÃÂýøÃÂõÃÂúøõ;
- ÃÂø÷øÃÂõÃÂúøõ.
àõ÷ÃÂûÃÂÃÂðàÃÂÃÂÃÂÃÂðýõýøàÿÃÂþÃÂøòþÃÂõÃÂøù â øôõðûÃÂýÃÂù úþýõÃÂýÃÂù ÃÂõ÷ÃÂûÃÂÃÂðÃÂ. àÃÂþþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòøø àÃÂøÃÂÃÂõüþù âàÃÂàøôõðûÃÂýÃÂù úþýõÃÂýÃÂù ÃÂõ÷ÃÂûÃÂÃÂðàÿÃÂõôÿþûðóðõàÃÂþòõÃÂÃÂõýøõ ôõùÃÂÃÂòøàñõ÷ ÷ðÃÂÃÂðÃÂ, øÃÂÿþûÃÂ÷þòðýøàÃÂõÃÂÃÂÃÂÃÂþò, ÿþñþÃÂýÃÂàÃÂÃÂÃÂõúÃÂþò. ÃÂÃÂø ÃÂþÃÂüÃÂûøÃÂþòúõ øôõðûÃÂýþóþ ÃÂõ÷ÃÂûÃÂÃÂðÃÂð ÃÂõúþüõýôÃÂõÃÂÃÂàøÃÂÿþûÃÂ÷þòðÃÂàÃÂðúøõ ÿþýÃÂÃÂøÃÂ, úðú ÃÂðüþÃÂÃÂþÃÂÃÂõûÃÂýþ, ñõÃÂÿûðÃÂýþ.
Продвинутый призыв от О. Семенова
Также вы можете заранее написать призыв к ангелу-хранителю, дарующему вдохновение. Здесь будет дан шаблон призыва, который вы сможете перекроить на свой лад, если захотите.
«Я приглашаю к себе дружественного духа, который:
- может обучить меня повелевать людьми;
- может помочь мне разбогатеть и прославиться;
- может помочь мне обрести великую власть над людскими умами, телами и душами;
- может помочь мне создать то, что навеки впишет мое имя в историю;
- может помочь мне достичь успеха в магии и любом деле, за которое я возьмусь;
- может помочь мне расправиться с моими врагами;
- будет иметь опыт в политике или любой сфере, связанной с властью;
- будет мудр и лоялен;
- будет меня уважать и ценить;
- будет интересным собеседником;
- мне хотелось бы, чтобы наши взаимоотношения с наставником были полностью честными;
- мне хотелось бы, чтобы наши взаимоотношения с наставником строились на взаимоуважении;
- мне хотелось бы, чтобы мой наставник делился со мной своей сокровенной мудростью и помогал мне в достижении моих жизненных целей».
После того как вы выполните это упражнение, вы почувствуете невероятную легкость и расслабленность. В вашем уме будут фонтанировать новые идеи, и в целом появится ощущение, будто вас пронзила духовная «молния» (как Заратустру в известном труде Фридриха Ницше). Вы внезапно поймете, как именно нужно действовать в вашей ситуации, чтобы все шло в точности по плану, а все цели и мечты сбывались. Идеи, которые возникнут у вас в голове, придут как будто не из этого мира. Однако для того чтобы эффект был максимально сильным, нужно делать это упражнение каждый день в течение часа на протяжении недели. Тогда вы внезапно почувствуете, что сущность, которая в ритуале называется наставником, или ангелом-хранителем, как будто является частью вас самих, причем лучшей частью. Вы сможете даже вести с ней нечто вроде внутренних диалогов, посвященных насущным проблемам вашей жизни. И конечно же, вы можете просить ее помогать вам в выполнении различных творческих задач — собственно, для чего вы, по всей видимости, и собираетесь сделать это упражнение. Оно подойдет людям любых возрастов, в том числе и детям, а потому является отличным ответом на вопрос, как развивать творческое мышление у младших школьников.
Не важно, с чем именно вы взаимодействуете в ходе данного упражнения — действительно ли с этой некой невидимой ангельской сущностью, или лишь частью вашего подсознания, или даже отдельной субличностью. Главное — это эффективность
А с эффективностью у этого упражнения, развивающего творческое мышление, уж поверьте, все очень и очень хорошо.
Развитие креативности
Под понятием «креативность» подразумевается способность человека к вырабатыванию принципиально новых идей, а также к принятию их. Обычно они не совпадают с традиционными или общепринятыми схемами. Развитие креативного мышления дополняет творческое воображение. Отличают следующие характеристики данного свойства.
1. Продуктивность — понятие, с помощью которого оценивают творческий потенциал.
2. Развитие гибкости мышления помогает объективно мыслить и адекватно воспринимать реальность. Творческие люди постоянно находят новые идеи благодаря данному качеству, которое также повышает эффективность обучения, научной и предпринимательской деятельности. Развитие гибкости мышления при наличии дипломатичности способствует успешному разрешению споров, уходу от конфронтаций.
3. Оригинальность — особенность творческих личностей, способность выдвигать неожиданные идеи, отличные от уже имеющихся. Создание интересных проектов, разработка существующих обеспечивает развитие нестандартного мышления, что весьма ценно в любом виде деятельности. Хотя надо сказать, что окружающие критически относятся к оригинальности всего нового.
4. Способность к решению усложненных задач — это навык, включающий аналитическую и практическую составляющие. Развитие аналитического мышления формирует умение разрешать сложные проблемы. С навыком преодоления все больших трудностей повышается творческий потенциал.
Эти качества можно и нужно развивать, согласно теории Д. П. Гилфорда, американского психолога 60-х годов 20 века. Важен всесторонний подход. Так развитие позитивного мышления помогает заменить негативное восприятие более оптимистичным. Этот путь состоит из множества аспектов, приводящих в конечном итоге к более здоровому отношению к жизни. Развитие системного мышления дает целостное мировоззрение, возможность учитывать связи между предметами.
Упражнения на развитие креативного мышления
Чтобы
развить креативное мышление, задание должно иметь несколько вариантов решения,
а также предполагать элементы творчества (свободы в выборе и принятии решений).
Приведем несколько заданий:
«Цепочки из ассоциаций» — одно из
самых интересных упражнений для развития креативности. Его используют на
актерских факультетах театральных училищ.
Суть этого задания сводиться к следующему: выбираются два случайных слова (лучше, если это будет существительное). Ребенку необходимо составить историю, в начале которого было бы первое слово в цепочке, а заканчивалась бы она предложенным последним словом. Для более чистого упражнения слова выбираются у других учеников.
В цепочке
может быть использовано столько «слов-связок», сколько необходимо. Начинать
лучше с двух-трех.
Например, будем использовать следующие открытые слова-связки: «собака», «деревня», «кресло».
«Семья
часто уезжала в деревню. Собаку брали с собой. Она любила бегать по деревенским
лугам, но скучала по городу. Вернувшись в городскую квартиру, собака часами
лежала в своем любимом кресле.»
Программа развития творческих способностей может включить и это упражнение «Создай загадку». Суть его проста. Необходимо при помощи вопросов найти одинаковые предметы, а затем составить из них загадку. Вот предположительный перечень вопросов:
Какие
предметы или живые существа действуют одинаково?
У
предметов есть похожие признаки?
Пытаться
угадать, что это за объект? Определить его в нескольких сравнениях (зеленый,
круглый, мягкий и т.д.).
Упражнение
«Новое свойство старого предмета»
— одно из самых любимых студентами театральных вузов (на развитие воображения и
креативности).
Ведущий называет какое-нибудь слово, а другим игрокам по очереди необходимо придумать разное применение одному и тому же предмету. Кто назвал больше всего применений (пусть и не совсем правдоподобных), тот и самый креативный.
В качестве примера возьмем «стакан»:
- слушать, что твориться за стеной;
- играть. как на музыкальном инструменте;
- раскатывать тесто;
- использовать при рисовании(обводить стакан);
- применение в качестве формы(делать круг из теста под пельмени);
- использовать, как подставку, чтобы что-нибудь достать и т.д.
Таким образом развивается фантазия, образное мышление, нестандартный подход к решению различных задач.
Тест Торренса
Один из самых популярных инструментов диагностики для определения уровня творческого мышления — тест Торренса. Настоятельно не рекомендуется проводить его самостоятельно. Это специфический инструмент психодиагностики, требующий профессионального подхода, особенно — при интерпретации результатов. Поэтому лучше обратиться за помощью к профильному специалисту. Представленная ниже разработка дана исключительно для ознакомительных целей.
Полное название: «Тест творческого мышления П. Торренса».
Диагностируемый возраст: дошкольный, 6-7 лет. Есть более усложнённые варианты теста, который можно проводить в период 8-20 лет.
Основная задача: определить уровень креативности.
Условия проведения теста:
- Нельзя изменять в тесте ни одного слова, дополнять или убирать какие-либо картинки.
- В точности соблюдать лимит времени, отведённый на выполнение заданий, — не более 45 минут, включая объяснения и чтение инструкций.
- Перед проведением теста нужно создать спокойную, благоприятную атмосферу.
- Среди дошкольников тест проводится в индивидуальном порядке.
- Взрослые должны подробно разъяснить детям все непонятные моменты.
Картинки к тесту:
Вербальное мышление
Изобразительное творческое мышление
Словесно-звуковое творческое мышление
Интерпретация результатов
Каждое задание оценивается по следующим критериям:
Результаты теста обрабатываются исключительно профессиональным психологом, прошедшим специальную подготовку. На их основе делается вывод об общем уровне развития творческого мышления у ребёнка, а также о степени сформированности вербального, изобразительного и словесно-звукового его подвидов.
Рекомендации по развитию креативного мышления
Один
музыкант сидел со своим другом в баре, и они разговаривали. Второй был озабочен
вопросом, кем ему стать в жизни… На что друг ему ответил, «Тебе необходимо
стать музыкальным агентом (охотником за талантами), они ничего не делают».
Музыкант
пошутил, а друг воспринял его слова всерьез. Устроился в фирму в отдел
корреспонденции, где работали агенты. Благодаря своему уму и креативности он
получил работу агента. Позже стал заключать контракты не со звездами, с которыми
контракт хотели заключить все, а заключал с молодыми музыкантами, подающими
надежды.
За
короткий срок он стал самым популярным агентом (смог организовать свою студию
звукозаписи). Он пошел неизведанной дорогой, сделал то, чего другие не делают —
это и есть проявление истинной креативности!
Джон
Лассетер мечтал делать 3D-мультипликацию. Он планомерно двигался к своей
мечте. Джон хотел быть частью команды самой известной кинокомпании Disney. Сначала, он устроился оператором
аттракциона в одном из парков. Позже добился того, что ему предложили работу в
студии.
Он сделал
предложение о создании инновационного для того времени мультфильма в 3D-графике. Но Дисней на протяжении
огромного количества лет снимал лишь 2D-фильмы. Ему отказали и уволили.
Он не
опустил руки и позже, когда одна из мультипликационных компаний стала
принадлежать Стиву Джобсу, пришел к нему с этим предложением. Стив не
отвернулся от него, поверив в этого «чудака». Он выписал свой личный чек на 500
тыс. долларов, сказав следующее: «Только одна просьба Джон. Просто сделай его
выдающимся».
Это фильм
взял «Оскара», компания Pixar стала самой успешной. А фильм
назывался «История игрушек» — один из самых популярных и «смотрибельных»
фильмов для взрослых и детей.
Креативность
проявляется в любой сфере нашей жизни. Она важна в развитии каждого человека.
Без нее невозможно создать новый продукт, сделать уникальную карьеру и
превратить свои мечты в реальность.
«Поток». Михай Чиксентмихайи
Книга на Ozon.ru
Всегда поступай так, как будто будущее Вселенной зависит от того, что ты сделал, и смейся над собой, если ты думаешь, что твои дела что-то меняют.
Профессор психологии Михай Чиксентмихайи считает, что любой человек способен создавать новые идеи. Для этого нужно только начать, почувствовать вдохновение и оказаться в состоянии «потока». В нем человек настолько поглощен своим делом, что выполняет все задачи без затруднения.
В таком состоянии эмоционального подъема музыканты создают свои лучшие хиты, а художники пишут непревзойденные картины. Но такое состояние свойственно для каждого человека, и автор объясняет, как его достигнуть.
Что еще почитать о дизайн-мышлении
Автор — CEO компании IDEO — объясняет, как сделать дизайн частью бизнес-стратегии и максимально использовать его возможности на всех этапах создания продуктов и услуг в разных сферах.
«Дизайн привычных вещей», Дон Норман.
Книга о дизайне для недизайнеров, технических специалистов и простых людей. Автор рассказывает, как из привычных вещей создавать приятные, понятные и удобные продукты.
«Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров», Жанна Лидтка, Тим Огилви.
Авторы рассказывают, как объединить дизайнерский и традиционный деловой подход, чтобы творчески решать бизнес-задачи.
«Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге», Оливер Кемпкенс.
Практическое пособие по созданию продуктов с помощью дизайн-мышления. В нем собраны инструменты и методики, проверенные на практике крупными корпорациями.
«Придумай. Сделай. Сломай. Повтори», Мартин Томич, Кара Ригли.
Сборник приемов и инструментов дизайн-мышления. Эксперты сопровождают все техники простыми и понятными практическими упражнениями, которые помогут усвоить материал.
Необходимость развития разных видов мышления
Важно иметь представление о том, какой именно из видов творческого мышления нужно развивать для ситуаций и повседневности. Современные технологии позволяют выбирать оптимальный вариант из разнообразия
Способы развития мышления применяются для улучшения познавательного процесса. При этом творчество на начальном этапе отражает действительность с таким результатом, которого еще не существует. Развитие стратегического мышления либо пространственной, системной, позитивной его формы предпринимается для возможности изменять окружающие условия.
Примером всестороннего подхода может служить развитие математического мышления. Это сфера цифр и вычислений. Когда дело касается геометрии, становится понятно, что подобный склад ума — следствие интуитивного понимания пространства. Требуется воображение, умение представлять объекты в трехмерном отображении и их детали. Чтобы освоить эту функцию, понадобится развитие пространственного мышления. В результате можно анализировать свойства структур, трансформировать их, создавать. Установлено, что лишь части людей присуще пространственное мышление. Но и его можно успешно развивать.