Мышление: виды и процессы

Примеры из жизни некоторых видов мышления

Пример. Хирург говорит медсестре шить. Одно слово, но она уже знает, какой инструмент подать, как обрабатывать, даже подсказать может, если что-то увидела опасное. В таком тандеме вырабатывается профессиональное мышление – она без высшего образования, но есть опыт, знания, интуиция, логика.

Здесь включаются сразу несколько видов: помимо профессионального, словесно-логическое, практическое, аналитическое, логическое или интуитивное, произвольное.

Пример. Парень хочет познакомиться с девушкой, но прямо перед ее носом официант нечаянно пачкает его кофе. Парень опешил и ничего не смог другого сделать, как только промямлить: “Не надо было…”

Но знакомство не состоялось не по причине пятен кофе на рубашке. А по причине вступившего в бой иррационального мышления: “Она подумает, что я тюфяк”, “Она точно подумала, что со мной что-то не так…”, “Она не захочет общаться с таким, как я”. Человек с головой погрязает в логически необоснованных убеждениях, погружается в волнение и панику. В следующий раз ему сложнее будет подойти и первым заговорить.

Типы мышления в глобальной перспективе

В современном мире все больше ученых, философов и писателей пытаются задать новые рамки обществу – как развиваться в период глобализации, воспринимать всевозможные потоки информации и успевать за прогрессом. Профессор когнитивной психологии Говард Гарднер, известный благодаря своей теории множественного интеллекта и новых форм обучения, уверен: наше время требует новых и позитивных типов мышления, которые будут важны не только для личности, но и для общества.

Первые три типа мышления Гартнер относит к формам познания, а два последние – к области человеческих взаимоотношений:

  1. Дисциплинарный тип мышления. Освоив это мышление, любой из нас может назвать себя экспертом в любой дисциплине, ремесле или профессии. Говард Гарднер утверждает, что в современном мире многие пренебрегают качеством своего профессионализма, не осознают масштабов избранной профессии или призвания. Кроме того, что на обучение любому ремеслу уходит в среднем до 10 лет, процесс совершенствования навыков должен длиться всю жизнь, а мы должны следить за технологическими и инновационными изменениями. Таким образом, люди, которые не овладели хотя бы одной дисциплиной, не смогут в будущем быть успешными.
  2. Синтезирующий тип мышления. Помогает не утонуть в потоках информации, умело ее систематизировать, выделять особенности и видеть тенденции. Такой навык мышления очень полезен не только для руководителей, менеджеров и аналитиков, но и для творческих людей, которые стремятся изменять мир вокруг. А если не освоить синтезирующий тип мышления, человек будет тонуть под нескончаемым потоком информации и ему будет очень тяжело принимать важные решения как карьерного, так и личностного плана.
  3. Креативный тип мышления. По мнению Говарда Гарднера, он органически дополняет предыдущие. Человек, у которого хорошо развито креативное мышление, имея хорошие знания в нескольких областях и сферах жизни, может развить оригинальные идеи, которые будут менять общество. Креативность особенно важна в современном мире, ибо компьютеры во всю заменяют человеческий труд во многих областях обслуживания и делопроизводстве.
  4. Респектологический тип мышления. Помогает разумно формировать собственные границы с окружающим миром, уважать и ценить различия между людьми и группами. Обучаясь этому типу мышления, человек перестает слепо верить стереотипам и другим когнитивным искажениям, которые часто перенимаются неосознанно. Человек, обладающий хорошим респектологическим мышлением, способен принимать людей такими, какие они есть, уважать их, не осуждать и не недооценивать из-за культурных, расовых и других отличий. Именно уважая других людей, мы сознаем положительный климат вокруг себя и содействуем хорошему рабочему процессу. Гарднер уверен, что истинное уважение человека к другим проявляется в обыденных жизненных ситуациях, когда никто за человеком не наблюдает. Человек, у которого развито респектологическое мышление, пытается позитивно оценивать каждого, не учитывая социальных характеристик и предвзятостей, а также он всегда готов признать свою вину и изменить решение если получит новую информацию.
  5. Этический тип мышления. Относится к более высокому мировоззрению, освоив который, человек может не только размышлять о желаниях, потребностях и тенденциях в обществе, но и аргументированно и авторитетно влиять на ход событий. Концепция этого типа рассуждений намного шире, чем респектологического мышления, в основании которого лежит идея толерантности и уважения. Этический тип мышления – это взгляд сверху, который помогает оценить поступки каждого человека с точки зрения полезности для общества. Таким образом, развивая этическое мышление, мы развиваем гражданское общество. Но Говард Гарднер напоминает, что важный аспект этического типа мышления в том, что универсальной этики не существует – всегда нужно отталкиваться от контекста, истории и культурной памяти каждого общества.

Все предложенные Гарднером типы мышления не являются отдельными мыслительными способностями, а представляют собой скорее комплекс всесторонне развитого человека, который ощущает свою значимость и общественный долг. Именно поэтому Гарднер предлагает развивать все типы мышления с как можно более раннего возраста, хотя и не отбрасывает возможности учить этим способностям и взрослых .

Способы развития

У детей абстрактное мышление начинает развиваться с 4–5 лет. Оно составляет основу обучающего процесса. В этот период формируется умение устанавливать связи между явлениями. Школьники наиболее восприимчивы к освоению логических навыков.

Ребёнку надо помогать в овладевании навыками абстракции. Развить их у детей дошкольного возраста можно специальными упражнениями. К процессу подключают родителей, которые дома организуют разные игры.

  • Подбирают синоним или антоним во время кидания мяча друг другу. Родитель бросает мяч со словом «бить», ребёнок ищет синоним: «лупить». Можно использовать любые близкие по значению слова: маленький – крошечный, бордовый – вишнёвый, тьма – мрак. Затем идёт подбор антонимов: счастье – горе, малыш – великан, свет – темнота.
  • Следующее задание предполагает завершение предложения. Ребёнку кидают мяч с началом фразы: «ворона каркает». Возвращается предмет с концовкой: «курица кудахчет».
  • Составление ассоциативного ряда хорошо развивает детское абстрактное мышление. К предложенному слову дети подбирают любые ассоциации. Цепочка может выглядеть так: ёлка – зелёный – Новый год – крокодил – укроп – листик – попугай – лес.
  • Предлагают 10 цепочек слов, состоящих из 4 словоформ, среди которых нужно найти лишнее слово. Например, предлагается 3 вида ягоды и овощ: клубника, клюква, огурец, черника.
  • Организуют театр теней. Ребёнок включает воображение при виде тени, произведённой с помощью движений рук или вырезанных картонных фигурок. Он должен представить какой-то образ и обыграть его.

Нарушение чёткости абстрактно-логического мыслительного процесса может возникать из-за сильной сжатости и фрагментарности внутренней речи. Её тренируют и упорядочивают с помощью внутреннего проговаривания. При решении трудных задач необходимо добиваться точных умственных формулировок.

Выполнение заданий на выявление закономерностей и объединение единиц речи на основе общего признака, игры в шашки, шахматы развивают способности мозговой деятельности, улучшают её и помогают сохранить абстрактно-логическое мышление и память до глубокой старости.

Существуют упражнения и для взрослых.

  • Нужно выбрать непротиворечивое утверждение и затем подобрать к нему опровержения. Аргументы, доказывающие обратную позицию, следует выписать столбиком. Рядом с каждым из этих суждений надо написать опровержение к нему. Таким образом доказывается истинность первой фразы. Например, первоначальное утверждение: «Осень – чудесная пора». Дальше следует запись: «Льют затяжные холодные дожди». И рядом: «Красные и жёлтые листья украшают деревья». Чем больше найдено опровержений, тем лучше.
  • Полезное для совершенствования мыслительного процесса упражнение связано с расшифровкой аббревиатур, придуманных на ходу. Лучше всего их составлять из 3 или 4 букв, а потом пытаться расшифровать. Чем смешнее и оригинальнее полученные варианты, тем лучше. Например, ОЧР – организация чумазых работников, СКСД – союз кривых старых дев.
  • Нужно подобрать к абстрактным понятиям синонимы и постараться доступным языком объяснить их смысл. Можно придумать конкретный символ, выраженный в словах или графическом образе. Сначала работают над простыми категориями, потом переходят к более сложным понятиям: «забота», «веселье», «финансирование», «инспирирование» «индифферентность», «инкриминирование».

Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы

Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность

В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.

Мышление — процесс активного отражения усвоенных знаний об окружающем мире путём преобразования их в гипотезы, теории, суждения и т. д.

ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ

Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.

  • Формулировка вопроса
  • Ответ на поставленный вопрос получение нового знания
  • Решение определённых задач для его ответа

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Главными отличительными чертами мышления являются:

  • опора на чувственное восприятие в соединении с ранее известными теоретическими данными;
  • личностный характер — включение эмоционально-волевых сторон личности;
  • обобщение познания — человек связывает воедино различные свойства изучаемых объектов;
  • опосредованность — косвенное получение знаний (человек сравнивает некоторые известные свойства и приходит к выводу о неизвестном);
  • социальная природа — использование отдельным индивидом информации, добытой человечеством ранее;
  • словесное обозначение — язык позволяет выражать мысли человека, обобщать словами различные понятия.

ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ

Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.

  • Понятие — отражение общих закономерных связей в определении. Способ выражения: слова и словосочетания. (Личность, искусство, мораль).
  • Суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи. Способ выражения: повествовательное предложение. (Луна — естественный спутник Земли).
  • Умозаключение — выведение нового суждения на основе других. Способ выражения: рассуждение. (Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен).

В мышлении выделяются три группы.

Группы мышления Особенности Воплощение
Практическое мышление. Конкретно-действенное Решение конкретно поставленных задач. Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование)
Художественное мышление. Конкретно-образное Использование отвлечённых мыслей и обобщения. Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка)
Абстрактное мышление. Словесно-логическое Поиск закономерностей природы и общества. Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система).

МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ

В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся:

  • индукция — от частного к общему;
  • дедукция — от общего к частному;
  • анализ — разложение целого на составные части;
  • синтез — сбор составных частей в общую картину;
  • сравнение — сопоставление различных предметов и явлений.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае.

Выделяют три вида мышления:

  • Образное. Практическое решение наглядной и конкретно поставленной задачи (первобытные люди)
  • Теоретическое. Абстрактное решение теоретической задачи (современные люди)
  • Знаковое. Символическое выражение результатов деятельности (наука)

Вы смотрели конспект «Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Формы (критерии) мышления

Мышление оперирует несколькими основными категориями, которые характерны в основном для абстрактно-логического типа.

  • Понятие — простейший акт мыслительной деятельности. Он отражает сам факт понимания предметов или явлений. Внешнее проявление понятия – способность назвать объект, используя его основные черты (чёрная кошка, холодный дождь, плохое настроение и т.д.).
  • Суждение — способность устанавливать взаимосвязь между понятиями, объединять их в группы. Внешнее выражение – способность описать одно понятие с помощью других в предложении. Примеры суждений – кошка и собака – это животные; дождь – осадки в виде воды.
  • Умозаключение — позволяет выводить новые суждения из имеющихся, взаимосвязанных между собой. Пример умозаключения: дождь – это осадки в виде воды, зимой вода замерзает, значит, дождь возможен только летом. Умозаключения могут быть верными или неверными. Пример неверного умозаключения – кошка – животное, кошка мяукает, значит, все животные мяукают.

Отдельный вид умозаключений – гипотеза. Она частично или полностью основана на предположениях и требует проверки и доказательств. В повседневной жизни человек производит несколько сотен умозаключений в день. Например, из показаний термометра за окном делает вывод, какую одежду надеть.

↑ Понятие «мышление»

Мышление — это процесс восприятия окружающей действительности, анализ происходящего на основе личного приобретенного опыта, выстраивание логических связей между предметами и явлениями.

Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. 

Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс.

Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые являются продуктами развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Средство мышления

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объекта.

Мышление обладает личностным характером

Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности. Чувства человека включаются в процесс его мышления в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу, в форме реакций на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т.д.), в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Процесс мышления проходит ряд этапов:

  • Наличие: потребности или необходимости что-то понять, узнать, объяснить; интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности; умения отделить новое, необычное от известного; стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.
  • Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.
  • Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс), используя методы анализа и синтеза, различные умственные операции: сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию.
  • Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

Особенности мышления человека — определение процесса

Определение

Человеческое мышление — это высший познавательный процесс психического порядка, который осуществляется сознанием, и формирует новое знание.

Особенности мышления:

  • определяет познавательную деятельность человека, давая ему возможность осмыслять окружающих мир в образах, понятиях, представлениях;
  • не является отдельным психическим процессом, а вовлекается во все познавательные процессы;
  • всегда имеет цель и направлено на рассмотрение и/или решение задач, вопросов, ситуаций или проблем;
  • является способом взаимодействия человека с реальностью.

Оно обладает рядом качеств:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • широтой (способность ко всеобщему рассмотрению предмета с комплексным анализом отдельных его элементов);
  • глубиной (способность к рассмотрению самой сущности вопроса или предмета);
  • критичностью (объективность в оценивании собственных и чужих результатов мышления, сомнение и тщательный анализ мыслей);
  • самостоятельностью (опора на собственные суждения и умозаключения, варианты решений проблем, предложение личных идей);
  • торопливостью (мышление стремится к быстрому обрабатыванию информации без всестороннего анализа сущности вопроса);
  • быстротой ума (оперативное реагирование на проблему и поиск решения задач);
  • мыслительной гибкостью (мышление подстраивается под условия ситуации или окружающей среды).

Мышление происходит в несколько этапов (фаз):

  1. Воспринимая поток информации в течение определенного времени, человек осознает наличие определенной проблемы.
  2. Человек рассматривает проблему с разных сторон, формирует гипотезы и выделяет возможные пути решения.
  3. Идеи и гипотезы проверяются человеком в контексте разных измерений, в том числе возможности их практической реализации (в деятельности).
  4. Человек формирует выводы — ответы на волнующие вопросы или решение проблемы, фиксируя полученную информацию в сознании.

Примечание

Мышление непосредственно связанно с языком и речью как способами выражения собственных идей, умозаключений, впечатлений и выводов. Также мышление невозможно без опоры на память, которая содержит обобщенный опыт, умозаключения, фрагменты знания и т.п.

Мысль всегда можно выразить вербальными средствами (как высказывания) в форме:

  1. Понятий — языковых выражений, фиксирующих посредством мышления эмпирический или абстрактный объект в его ключевых особенностях, свойствах, связях или отношениях. Понятие отображает предмет как объект мышления.
  2. Суждений — утверждений или отрицаний, которые отображают связи или отношения между избранными предметами мышления, их действительного положения.
  3. Умозаключений — логических выводов, основой которых становятся разнообразные суждения.

Также способами мышления можно назвать:

  1. Индукцию — мышление от частного (конкретных фактов) к общему.
  2. Дедукцию — мышление от общего к частному (отдельным фактам).

Основными мыслительными операциями называются:

  1. Анализ — это рассмотрение частей определенного предмета (вопроса, задачи, проблемы) путем его разделения и выделения и осмысление важных черт.
  2. Синтез — это соединение разных аспектов проблемы в единую мыслительную конструкцию (в единстве связей).
  3. Абстракция — это мыслительный процесс выделения ключевых элементов, свойств, качеств отдельно взятого предмета (в т.ч. умозрительного) с помощью отвлечения его существенных признаков или особенностей. Может выступать в форме отвлеченных понятий как обобщений опыта.
  4. Обобщение — это разновидность абстракции, посредством которой общие свойства для нескольких определенных предметов формулируются в целостные концепции, утверждения, выводы или понятия.
  5. Конкретизация — это исследование предметов во всей их разносторонности на основе фактов их реального существования. Рассматривается состояние предметов в их связи с условиями собственного существования и развития. Противоположна абстракции.
  6. Сравнение — процесс, при котором происходит уподобление двух или больше предметов по общему признаку, свойству, особенности, функции и т.п.

Пример

Человек как понятие является абстракцией, при этом мы можем навести примеры человека, то есть конкретизировать понятие.

Особенности

  • Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
  • Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
  • Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
  • Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.

Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.

Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.

Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.

Наглядно-образный тип

Эта форма мышления проявляет себя тем, что ребёнок способен представить конечный результат своих действий. При наглядно-действенном способе малыш не догадывается о результате своих действий, но запоминает взаимосвязи в результате повторения. При наглядно-образном дошкольник догадывается о том, что станет результатом.

Как и когда развивается, какие бывают нарушения развития

Наглядно-образное мышление формируется на базе наглядно-действенного. Формирование начинается в возрасте около 3 лет. Это основной вид умственной активности дошкольников. Достигает пика в 5-6 лет.

Признаки того, что у малыша появились зачатки образного мышления:

  1. он способен узнавать предметы, не трогая их,
  2. способен выделять несколько похожих объектов,
  3. разбивать простые задачи на несколько связанных между собой составляющих.

Инструменты для развития образного способа думать – сборные игрушки (пирамидки, кубики, пазлы — ), в дальнейшем – наблюдение за природой, пересказы услышанного, рисование по памяти. Критерий того, что образное мышление активно развивается – малыш может описать свои действия перед тем, как начать их.

Расстройства наглядно-образного мышления в детстве – это отсутствие характерных для данного этапа навыков, потеря интереса к сложным игрушкам. У взрослых подобные нарушения выглядят следующим образом:

  • Бесцельные манипуляции с предметами. Пример – больной может долго и бесцельно чиркать зажигалкой;
  • Нелепые действия с предметами, которые создают ощущение детской игры;
  • Подражательные действия;
  • Мимо-действия – похожие на правильные, но нарочито неэффективные (зажигание спички другим концом);
  • Разрушительные действия – агрессивные или аутоагрессивные.

Подобное поведение характерно для пациентов с психозами, кататоническими расстройствами, шизофренией.

Как помогают образы в мыслительной деятельности

Образ – это целостное представление о результате своей деятельности. Он становится основой для формирования более сложного абстрактного мышления, поддерживает способность к целостному восприятию. У взрослых основная функция образов – постановка целей для своих действий, эмоциональная вовлечённость в деятельность, формирование творческого подхода.

Важно

Образное мышление может работать только с теми явлениями, с которыми уже сталкивалось, поэтому на данной стадии развития крайне важно наблюдение. В восприятие образа всегда включены эмоции – это важно и для детей, и для взрослых, занятых творческой работой

В то же время для подобного типа мозговой работы не характерно особенное внимание к деталям – оно подмечает важные и существенные качества объекта, а остальные могут быть искажены или отброшены

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector