Что такое программирование: доступное объяснение для абсолютных новичков

PHP

На этом языке делают серверную часть в вебе. Он абсолютный чемпион — 80% сайтов написано с помощью PHP. На нем сделаны популярные CMS: Битрикс, WordPress, Joomla.

Когда отправляете фото в «Инстаграм» или другие данные на любой сайт, сервер должен их принять, обработать и вернуть обратно результат. Именно этим и занимается PHP.

Для Junior зарплаты начинаются от 35 тысяч рублей. Middle может рассчитывать на ценник от 80 тысяч рублей. Для Senior предлагают зарплату от 95 тысяч. Средняя зарплата — 88 тысяч рублей.

Особенности:

  • неявная типизация — легко писать код, но снижается надежность;
  • практически не нужны сторонние библиотеки — с помощью встроенных функций легко реализовать почти все возможные задачи.

Недостатки:

  • по мнению многих разработчиков, библиотека функций организована неудобно и нелогично, легко запутаться в синтаксисе;
  • очень много некачественного кода, доступного в интернете, — легко наткнуться на ошибки в советах и готовых решениях.

Стек:

  • текстовый редактор или IDE: PhpStorm, Notepad++, Sublime Text;
  • базы данных: MySQL, PostgreSQL;
  • No-SQL хранилища: Memcached, Redis, MongoDB;
  • отладчик: XDebug;
  • профайлер: XHProf — подскажет, какая функция сколько времени исполняется;
  • фреймворки: Symphony, Yii, Laravel;
  • менеджер пакетов: Composer.

Прогресс будет быстрее, если вы найдете ментора или курсы. Как и в любом языке, в PHP есть сложные для освоения тонкости, которые лучше постигать с поддержкой.


Пример синтаксиса на PHP — страница с демонстрацией новостей из базы данных

Синтаксис этого языка легко освоить, есть подробная документация с описаниями решений популярных задач, поэтому его часто выбирают в качестве первого языка. Новичку будет проще с поиском работы: на фрилансе и сайтах с вакансиями много предложений для соискателей с минимальным опытом.

Библиотеки[править]

Импорт библиотеки — это способ добавить внешние (возможно откомпилированные) процедуры, программы или пакеты. Импорты классифицируют по уровню (модуль, пакет, класс, процедура,…) и по синтаксису (директивы, атрибуты,…)

Импорт файлов
  • ASP:
  • AutoHotkey, AutoIt, Си, Си++: ,
  • Кобол:
  • Falcon:
  • Фортран:
  • Lua:
  • Mathematica и Wolfram:
  • MATLAB:
  • Objective-C: ,
  • Perl:
  • PHP: ,
  • Pick Basic: ,
  • R:
  • Rust:
Импорт пакетов
  • Ада:
  • Си, Си++:
  • Cobra:
  • D: ,
  • Falcon: ,
  • +: ,
  • Go:
  • Haskell: ,
  • Java, MATLAB, Kotlin:
  • JavaScript: ,
  • Lua:
  • Mathematica и Wolfram:
  • Оберон (Oberon):
  • Objective-C:
  • Паскаль:
  • Perl: ,
  • Python: ,
  • Rust: , , ,
  • R:
  • Scala: ,
  • Swift:
Импорт классов
  • Falcon:
  • Java, MATLAB, Kotlin:
  • JavaScript: , ,
  • PHP: ,
  • Python:
  • Scala: , ,
Импорт процедур/функций
  • D: ,
  • Haskell:
  • JavaScript: , ,
  • MATLAB:
  • Perl:
  • PHP: ,
  • Python:
  • Rust: , ,
  • Scala: ,
Импорт констант

PHP: use const Namespace\CONST_NAME;

Вышеуказанные операторы также могут быть разделены на 2 группы — являются ли они синтаксическим удобством (просто добавляют элементам краткое название, при этом элементы всё равно доступны по своему полному названию), либо нужны для доступа к коду (без этого оператора доступ к элементам невозможен даже при наличии полного имени).

Синтаксическое удобство
  • Java: ,
  • OCaml:
Необходимы для доступа к коду
  • Go:
  • JavaScript:
  • Python:

Онлайн-курcы программирования с нуля: лучшие школы

После того как вы определились с направлением и языком программирования, время заняться учебой и пройти онлайн-курcы программирования с нуля. В нашем случае — найти онлайн-курсы программирования с нуля. Давайте посмотрим, за какие сроки, за сколько и что именно предлагают самые популярные на сегодня онлайн-школы программирования. 

Для примера возьмем один из самых популярных языков — Python.

Школа Skillbox Geekbains Нетология Skillfactory
Название курса Профессия Python-разработчик Факультет
Python-разработки
Python-разработчик с нуля Fullstack-разработчик на Python
Сколько учиться 12 месяцев 12 месяцев 8 месяцев 15 месяцев
Цена 99 900 ₽
Кредит / Оплата частями / Рассрочка 4 500 ₽
в месяц, первый платеж через 3 месяца
4 990 ₽
в месяц, первый платеж через 6 месяцев
от
5 550 ₽
в месяц
7 500 ₽
в месяц
Трудоустройство Сопровождение, вакансии Гарантированное Сопровождение, вакансии Сопровождение, вакансии
УТП 5 проектов в портфолио, доступ к PyCharm, 2 месяца английского языка в подарок 17 освоенных инструментов, реализованные проекты, 438 часов практики 5 проектов в портфолио, 12 освоенных инструментов JavaScript
50 написанных программ, 7 сквозных проектов, 40+ мини-проектов, финальный проект

Развиваться вне рабочих задач

Если вы получили заветную должность, не стоит думать, будто этого достаточно для развития. Нужно постоянно читать техническую литературу, статьи на профильных ресурсах и перенимать опыт коллег.

Программирование — это область, которая движется очень быстро. Если не читать литературу, вы отстанете от прогресса и не будете знать о новых решениях, которыми сейчас пользуется весь мир. А значит, через некоторое время просто станете никому не нужны как специалист.

Изучайте блоги разработчиков — отечественные и англоязычные, — читайте статьи на «Хабре» и других ресурсах, следите за новостями фреймворка, с которым работаете.

Шаг 4. Выбор инструментов

Как правило, в книгах указан перечень инструментов со ссылками на их загрузку.

Обычно это IDE – оболочка – среда разработчика, включающая в состав:

  • редактор кода – продвинутый текстовый редактор;
  • отладчик – позволяет искать и исправлять ошибки;
  • интерпретатор – выполняет код в реальном времени после вызова соответствующей команды;
  • компилятор – инструмент, который соберёт программу в исполняемый файл для выполнения без дополнительных средств.

В состав IDE могут входить не все перечисленные модули или добавляться иные, например, графические элементы для оформления окон будущего приложения.

В Python, например, программный код исполняется интерпретатором прямо в консоли, куда вводится. Компилятор для запуска приложения не требуется, но конечный пользователь должен запустить соответствующею среду. https://www.python.org/downloads/

Для написания кода подойдёт любой текстовый редактор. Многие из продвинутых инструментов поддерживают синтаксис языков программирования и упрощают кодинг.

Готовое тело программы через буфер обмена или путём открытия текстового файла передается в IDE для дальнейшей отладки, выполнения и компиляции.

Рис. 7 – IDE редактор

При работе с небольшими проектами есть смысл прибегнуть к помощи онлайн-редакторов кода, которые также поддерживают подсветку синтаксиса, автоматический (интеллектуальный) ввод и даже выполнение кода.

Среды и компиляторы для программирования на C

Если вы пользуетесь одним из дистрибутивов GNU/Linux, вам подойдет любой текстовый редактор с подсветкой синтаксиса, также понадобятся GCC и терминал.

Существуют редакторы для программистов, включающие различные дополнения, в том числе терминал, просмотр каталогов и др. Например, Geany или Atom.

C – компилируемый язык программирования. В GNU/Linux для получения исполняемых файлов используется GCC – набор компиляторов, включающий в том числе компилятор для C. Чтобы из исходного файла (обычно таким файлам дают расширение *.с) получить исполняемый, надо выполнить в терминале команду примерно следующего вида:

gcc -o hello hello.c

, где gcc — команда, запускающая программу, выполняющую компиляцию и иные действия; -o – ключ, сообщающий, что мы вручную указываем имя исполняемого файла; hello – имя получаемого исполняемого файла; hello.c – имя файла с исходным кодом. Имя исполняемого файла можно не указывать:

gcc hello.c

В этом случае исполняемый файл будет иметь имя по умолчанию a.out.

Для Windows существует свой набор компиляторов – MinGW. Его можно использовать самостоятельно, однако он входит в состав простой среды разработки Dev-C++, которая может оказаться хорошим выбором для обучения программированию на языках C и С++.

При сохранении выбирайте тип файла «C source files (*.c)». Компиляция и запуск программы выполняется при нажатии клавиши F9. После исполнения программа сразу закрывается и результат невозможно увидеть. Чтобы этого не происходило, прописывают две дополнительные строки: #include <conio.h> и getch(). (Возможно это не актуально для более новой версии Dev-C++.)

«Hello World» в GNU/Linux:

#include <stdio.h>
 
int main () {
    printf ("Hello World\n");
}

«Hello World» в Windows:

#include <stdio.h>
#include <conio.h>
 
int main () {
    printf ("Hello World\n");
 
    getch();
}

С другой стороны, существует большое количество кроссплатформенных сред разработки. Например, Eclipse + модуль CDT, KDevelop, CLion.

«Hello World» на C

На примере простейшей программы сразу отметим некоторые особенности языка программирования C.

В языке C роль основной ветки программы берет на себя функция main(). Она является точкой входа в программу. Эта функция всегда должна присутствовать в законченной программе на языке C, и исполнение программы начинается именно с нее. Однако объявленные внутри нее переменные не являются глобальными, их область видимости простирается только на main(). Тем не менее в языке программирования C почти весь программный код заключается в функции, и функция main() является главной и обязательной.

По умолчанию функция main() возвращает тип данных int, поэтому можно не указывать тип возвращаемых данных. Однако компилятор в этом случае выносит предупреждение.

Функция printf() предназначена для вывода данных. Ее назначение аналогично функции print() в Python. Однако функция printf() после вывода не выполняет переход на новую строку. Поэтому для перехода используется специальный символ, который обозначается комбинацией \n.

Выражения на языке C разделяются точкой с запятой.

В языке C функции ввода-вывода не являются частью языка. Например, в Python нам не надо импортировать никакой модуль, чтобы пользоваться функциями print() и input(). В C мы не можем просто вызвать функцию printf(), т. к. в самом C ее просто нет. Эту функцию, а также ряд других, можно подключить с помощью заголовочного файла stdio.h. Именно для этого в начале программы прописана строка . Include с английского переводится как «включить», а stdio есть сокращение от «стандартный ввод-вывод (input-output)».

В заголовочных файлах (они оканчиваются на *.h) обычно содержаться объявления тех или иных функций. Объявление — это просто описание функции: какие параметры она принимает и что возвращает. Сам код функции (определение) находится не в заголовочном файле, а в библиотеках (других файлах), которые могут быть уже скомпилированы и расположены в системных каталогах. Перед компиляцией программы запускается препроцессор языка C. Помимо прочего он включает в начало файла программы содержимое указанных в ней заголовочных файлов.

Закомментируйте1 первую строчку кода программы HelloWorld. Попробуйте скомпилировать программу. Удалось ли получить исполняемый файл? Какое предупреждение выдал компилятор?

1 // — однострочный комментарий на языке C; /* … */ — многострочный комментарий на языке C.

Советы новичкам

Учитывая поэтапность процесса, нужно создать план обучения.

  1. В каждом пункте его должно быть прописано, что именно на этом этапе необходимо выучить и какие средства использовать.
  2. Обучение не должно быть растянутым на всю жизнь, ведь информационные технологии очень быстро развиваются и меняются. Пока Вы будете тщательно изучать какой-то инструмент программирования, к концу обучения он может уже устареть, и в тренде окажется что-то другое, более современное.
  3. В процессе обучения обязательно используйте наработки других людей, все сервисы и материалы, которые доступны. Тут ничем нельзя пренебрегать. Ищите и налаживайте связи с практикующими программистами, общайтесь с ними как можно больше. Может быть, таким способом Вы найдете себе куратора, который будет находить ваши ошибки и подбрасывать интересные задачки для саморазвития. Это особенно полезно, если начинающий программист занимается самообучением.
  4. Изучите архитектуру компьютера и английский, потому что большинство самых ценных учебных программ написаны на этом языке. Хороших русскоязычных ресурсов пока еще гораздо меньше. К тому же, самая высокооплачиваемая работа – у англоязычных работодателей, да и на любом языке программирования коды пишутся на латинице с использованием английских слов.

Это совершенно другая, особенная жизнь, в которой люди работают везде – в офисе, в собственном доме. Даже на отдыхе не получается расслабиться, потому что у айтишника все мысли заняты багами и тасками. К тому же, всё что потребуется знать программисту, на курсах не получить, всю жизнь придётся доучиваться.

По факту Вас ждет обучение нон-стоп, и это совершенно особая философия жизни. Начинайте с малого, но действуйте быстро, пока технологический поезд не оставил Вас далеко позади.

Шаг 1. Думаем как программист

Программа – это алгоритм – последовательность (порядок) инструкций, которые описывают правила получения, обработки и вывода или хранения данных.

Программист обязан научиться думать как программист – научиться «алгоритмизации» — процесс создания алгоритма для решения задачи.

Сюда входит:

  • Построение цепочек обработки программой данных, начиная от их получения до вывода готового результата в файл, на экран или его передача.
  • Умение учитывать все возможные варианты развития событий и реакции программы на них.
  • Добиваться результата оптимальным (наименее ресурсоёмким и быстрым) путём.
  • Навык записывать алгоритмы в любой форме (графически или словесно).

Попробуйте поставить себе простую задачу: найдите несложное задание на соответствующем форуме или бирже фриланса и потренируйтесь составлять алгоритмы решения проблемы.

Перед этим обязательно освойте теоретическую часть алгоритмизации: книги, курсы, Youtube.

Без знания таких понятий как цикл, ветвление, условия, умения разбивать действия на шаги, предугадывать и учитывать все сценарии развития событий в программировании делать нечего.

Алгоритм – это также правила обработки цифровой информации. И вся она заключается в математических и логических операциях.

Математические: сложение, вычитание, умножение, сравнение и т.д. Логические: логическое ИЛИ, И, НЕ и другие.

На этих основных действиях и строится весь процесс обработки информации. А значит, знание логики и математики (чем глубже, тем лучше для будущего специалиста) обязательны.

Рис. 2 – Пример алгоритма решения задачи

11. Code Conquest

Code_Conquest

Если вы хотите начать карьеру разработчика без опыта программирования, Code Conquest подскажет вам правильный путь.

Это бесплатное онлайн-руководство предлагает различные ресурсы для того, чтобы стать профессиональным программистом. Все, начиная с того, как освоить новый язык программирования, начать проект и заканчивая поиском ментора по кодингу.

Кроме того, здесь есть базовые руководства по программированию для таких языков, как HTML, CSS, JavaScript, PHP, Python, Ruby on Rails, SQL, Swift и jQuery. Обязательно попробуйте их викторины по программированию, чтобы проверить свои знания.

Так же Code Conquest также публикует обзоры и рекомендации по обучению программированию.

Учиться на основе последних тенденций

Старайтесь получать опыт, работая с самыми современными технологиями. Например, в случае с PHP нужно практиковаться на фреймворках, а не на LAMP — наборе программного обеспечения из Linux, Apache, MySQL и PHP. Первые сейчас популярны и быстро развиваются, а второе — пережиток прошлого.

Важно посещать IT-конференции — они дают представление о последних тенденциях. Многие ошибочно полагают, что на профильных мероприятиях учат, как нужно работать

Ничего подобного: здесь рассказывают, на какой этап сейчас переходят технологии, а разработчик уже сам должен найти литературу по этой теме и прочитать, чтобы быть в курсе.

Например, на событии выступает спикер из «Яндекса», рассказывая, что они стали хранить файлы иначе, чем раньше. Он не объяснит в деталях, что нужно делать, — лишь обозначит тезисы. Слушателям самостоятельно нужно вникнуть в тему и узнать, как реализовывать это.

Вот несколько широко известных профильных конференций для разработчиков:

  • IT-Arena;
  • HighLoad++;
  • BackendConf;
  • Heisenbug;
  • Data Fest;
  • Mobius.

Компании EPAM, «Яндекс», Google и другие, а также столичные вузы часто проводят бесплатные митапы для всех желающих.

Мероприятия полезны разработчикам, на них можно не только научиться новому, но и просто пообщаться, считает ведущий курса по Python в Skillbox Вадим Шандринов:

— Во-первых, можно отдохнуть и поесть пиццы. Без комментариев. Во-вторых, поговорить с другими программистами, расспросить, как они работают, поудивляться. И иногда возникает “вау”-эффект: а что, так можно было? По-новому смотришь на свои решения, переосмысливаешь их. В-третьих, на конференциях выступают спикеры, рассказывают о новинках и своих подходах к решению задач. Это очень помогает, когда хотел бы изучить новую библиотеку, но нет времени. А тут тебе всё рассказали, к тому же можно задать вопросы.

Шаг 5. Первый код и повышение квалификации

После пишите первые программы и проводите эксперименты: видоизменяйте код, приведённый в примерах, экспериментируйте, старайтесь набирать его самостоятельно, а не копировать и вставлять.

Заведите конспект, от руки записывайте все известные операторы, типы данных и прочие сведения, касающиеся синтаксиса языка, особенностей использования той или иной его возможности.

После написания первых программ и проведения экспериментов с ними и освоения книги по ЯП для новичков можно делать следующие шаги, такие как:

  • переход к иным книгам;
  • изучение официального руководства по языку программирования на сайте его поддержки (Python изучать рекомендуется именно из него);
  • прохождение онлайн-курсов;
  • использование открытых источников для повышения квалификации (бесплатные курсы, уроки, примеры);
  • решение простых реальных задач – ищем задания (заказы, работу) для новичков на тематических форумах, их ветках или в соответствующих разделах бирж фриланса и пытаемся выполнить их. Первые задачи можно решать для себя, даже не беря заказ в работу и не связываясь с заказчиком;
  • прохождение дальнейшего обучения на таких сервисах, как CodAcademy https://www.codecademy.com/tv https://reddit-marketing.pro/ и десятки им подобных;
  • поиск платных курсов или наставника;
  • изучение чужого кода, находящегося в открытом доступе его анализ и переписывание.

Документация, примеры, книги и прочие материалы по многим ЯП написаны на английском языке, а потому обязательно владение им на базовом уровне, достаточном для понимания технической документации хотя бы с переводчиком.

Разбираем «на пальцах»

Вот Алексей. Он обычный парень, который любит играть в футбол. Нам необходимо прописать программу, симулирующую игру Лёши. Для этого мы прописываем конкретную инструкцию, которая состоит из таких команд:

  1. Надеть спортивную одежду.

  2. Взять мяч.

  3. Выйти на улицу.

  4. Поставить мяч на землю.

  5. Ударить по мячу.

Запускаем игру и понимаем, что что-то идёт не так. Причина в том, что Алексей вышел играть в туфлях, а не в спортивной обуви, так как мы не учли в инструкции этот нюанс. 

Возвращаемся назад и дополняем:

  1. Надеть спортивную одежду.

  2. Надеть спортивную обувь.

  3. Взять мяч.

  4. Выйти на улицу.

  5. Поставить мяч на землю.

  6. Ударить по мячу.

Теперь игра идёт так, как мы задумали. 

Этот вариант примитивный. В настоящей программе инструкций будет гораздо больше. Каждое действие Алексея придётся прописывать подробно. Например, выход из дома: 

  1. Открыть дверь.

  2. Выйти.

  3. Закрыть дверь.

  4. Подойти к лифту.

  5. Нажать на кнопку.

  6. Зайти в лифт.

  7. Нажать кнопку первого этажа.

  8. Выйти из лифта и т. д.

Чем подробнее прописаны стейтменты, тем более качественно работает программа. 

Представьте количество команд, инструкций и сложность алгоритма в искусственном интеллекте или роботе. Сколько подробных инструкций предусматривает и прописывает программист, чтобы искусственный интеллект самостоятельно принимал решения, а робот ходил, разговаривал, отвечал и реагировал на действия.

В случае с Алексеем, дополнительно понадобилось бы прописать и то, что он идёт на выбранную спортивную площадку или стадион, зовёт с собой друзей и т. д.

Учитывайте тот факт, что ваша программа обязательно будет изменяться и дополняться. Тот, кто после вас займётся её поддержкой и развитием, должен понять вашу логику. Не слишком стремитесь к упрощению и минималистичности.

Выбор языка программирования в 2021 году

Когда начинающий программист оказывается перед выбором конкретного языка, в первую очередь ему нужно изучить востребованность на рынке труда выбранного им направления – много ли есть вакансий, как оплачивается труд этих it-специалистов. В большинстве опубликованных вакансий работодатель указывает, каким конкретно языком должен владеть человек, которого он готов принять на работу.

Если говорить о направлениях, то в каждом из них используется свой небольшой перечень языков. Например:

  • веб-разработчики обычно пользуются такими языками, как С++, Python, PHP, Java;
  • системные программисты пишут на С, С++, Ассемблере, Phyton;
  • администраторы баз данных оперируют языком запросов SQL.

Школьные азы, основы программирования изучались на Pascal ABC, но на практике его уже не используют. Хотя он устарел, все еще широко используется для обучения не только в школе, на нем начинают изучать языки программирования и студенты в ВУЗах.

  • Phyton во всем мире используют для работы с большими данными и при разработке различного прикладного ПО.
  • Javascrypt в основном используют при разработке игр, робототехники и на интерактивных сайтах.
  • Одним из самых простых для понимания и работы считается язык Java, в основном на нем пишут веб-приложения. Обучиться ему можно самостоятельно, в домашних условиях.
  • PHP повсеместно используется для разработки веб-проектов. В отличие от javascrypt (клиентского кода), написанные на php коды работают на стороне веб-сервера.
  • Swift создан фирмой Apple специально для того, чтобы на нем разрабатывали мобильные приложения под MacOs и iOs.

После этого можно начинать писать программы, используя сложные конструкции.

Какой язык программирования учить первым

Совет ведущих специалистов для новичков одинаков: начинать лучше свой путь с изучения программирования универсального языка С (си).

Учить С изначально помогает формированию правильного мышление у программиста, которое сложно достичь, если учиться, к примеру, программированию на Pascal.

Почему стоит выбрать Python

Что нужно знать, чтобы стать программистом Python? Выучиться программировать на этом языке не сложно, возможен даже самостоятельный формат обучения. Язык отличается простым синтаксисом, большим объемом понятной подробной документации, которая облегчает обучение программированию с нуля, множеством библиотек функций.

Из недостатков отмечают недостаточно высокую скорость работы и отсутствие удобных фреймворков.

С чего начинают обучение Python? С изучения принципов ООП (объектно-ориентированного программирования) и самого синтаксиса языка. Это базовый набор знаний.

Дополнительно на Python пишут десктопные приложения, мобильное ПО и некоторые игры.

Javascript для начинающих

Знание JavaScript необходимо для фронтенд-разработчика, этот язык обеспечивает функциональность сайта и его интерактивность. Он оживляет кнопки, позволяет прослушивать события, заполнять и отправлять формы. Но чтобы стать программистом с нуля самостоятельно, начинать учить язык нужно с чистого кода. Одна из причин – у этого языка слабая типизация. Поэтому, чтобы наработать свой уровень профессионала JavaScript, на первом этапе не нужно его изучать с фреймворками, сначала лучше досконально разобраться с кодом.

После исчезновения тяжелой технологии Flash, спрос на услуги JavaScript-разработчиков увеличился, потому что любая браузерная программа сегодня прекрасно воспринимает JavaScript код. На этом языке разрабатываются 2-мерные игры и с ним вполне возможно стать востребованным айтишником с нуля.

Если Вы хотите продвигаться во фронтенде, то для создания красивых шаблонов для сайтов придется дополнительно изучить HTML и CSS.  Фронтенд-разработка стоит на трех неразрывно связанных китах:

  • JavaScript;
  • HTML;
  • CSS.

Читайте подробнее: Кто такой backend-разработчик

Функциональное программирование

По распространённости функциональная парадигма программирования занимает второе место после ООП. Это развитие идей декларативного программирования: программа создаётся как инструмент, который решает определённую задачу и в итоге даёт нужный результат. 

Между последователями разных парадигм, оказавшимися в одной ветке комментариев, всегда разгорается бесконечный холивар с обвинениями в «ООП/ФП головного мозга». Но бывают и программисты, готовые применить любой из подходов в зависимости от проекта.

Наиболее характерный для функционального программирования язык — Haskell. В реальных проектах он применяется редко, но будто создан для красивых решений в духе ФП — поэтому Haskell стал культовым среди профессиональных программистов, предпочитающих эту парадигму.

В ФП код программы состоит из функций, для которых подробно прописано, что должно быть на входе, а что — на выходе. Причём одну функцию вполне можно подать на вход другой в качестве аргумента. Так программа выполняется, запуская нужные функции.

Преимущества функционального подхода — в том, что код легко читать, а тестирование упрощается. Всё потому, что действия, производимые функцией, не зависят от внешнего состояния. Выполнение кода становится более предсказуемым, а неожиданные побочные эффекты — менее вероятными.

Помимо объектно-ориентированного и функционального программирования, есть и другие парадигмы. Некоторые из них уже вытеснены более современными подходами. Но есть и специфические парадигмы, которые нужны для конкретных ситуаций. Расскажем про несколько самых распространённых.

Выберите правильный язык программирования

Не существует лучшего языка программирования, и как только вы выучите один, вам будет нетрудно освоить и второй. Так что не стоит зацикливаться на выборе первого языка. Тем не менее, считается, что некоторые языки даются новичкам легче, чем другие.

Язык, с которого стоит начать, зависит от причины изучения. (К примеру, если вы хотите создать приложение под iOS, вам  Swift). Если вы со всей серьёзностью отнеслись к намерению программировать, можно начать с языка C. Хотя выбрав Python, вам будет проще влиться в струю программирования. 

Сколько стоят курсы Coursera и можно ли учиться бесплатно? Рассказываем
По теме
Сколько стоят курсы Coursera и можно ли учиться бесплатно? Рассказываем

Логическое программирование

Логическое программирование — это подвид декларативного. Основан на выводе информации из заданных фактов и логических правил, которые к ним можно применить. При выполнении программ используются правила формальной логики.

Возможность применить эту парадигму заложена в языке Prolog — он позволяет вводить предложения в виде фактов и набора правил. Разработку Prolog начали ещё в 1970 году, и целью было понять естественный язык. Логика используется как средство формализовать его семантику. Если располагать фактической информацией о предметной области, можно автоматизировать выдачу информации по схеме «вопрос — ответ».

Хотя подавляющее большинство разработчиков используют объектно-ориентированное или функциональное программирование, эти парадигмы не стали абсолютными монополистами. Не исключено, что с развитием технологий — например, при переносе части вычислительных задач на квантовые компьютеры — актуальной станет какая-то новая, ещё не созданная парадигма.

Если вы хотите ближе познакомиться с разными языками, приглашаем вас на бесплатный вебинар «Основы программирования». На нём вы погрузитесь в основы профессии и определитесь, по какому пути хотите развиваться в мире разработки.

Самоизоляция заканчивается — самое время освоить новую профессию, чтобы начать карьеру мечты и уверенно смотреть в будущее! Мы хотим помочь вам и с 1 по 10 июля 2020 г. дарим скидку 40% почти на все программы обучения GeekBrains. Будьте здоровы и успешны! 🙂

6. Code.org

Codeorg

Code.org — это некоммерческая компания, цель которой — сделать программирование частью основной образовательной программы.

Хотя каталог курсов рассчитан в основном на школьников, мы считаем их подходящими для новичков любого возраста. Метод обучения в основном использует систему блоков, где пользователи могут перетаскивать код в интерфейс редактирования, что может быть менее сложным для новичков.

Мы рекомендуем начать с категории 6-12 классов, поскольку они включают в себя вводные уроки по программированию.

Как и Khan Academy, Code.org также имеет «Час кода» — быстрые туториалы по программированию для создания веб-сайтов, приложений и игр.

Блоки[править]

Блок представляет собой способ группировки двух или более отдельных операторов, выражений или иных элементов кода, которые должны представлять собой целое..

Скобки (фигурные скобки) …

Си, Си++, Objective-C, Go, Java, JavaScript/ECMAScript, C#, D, Perl, PHP (циклы for и loop , передача блоков как аргументов), Rust, Scala, S-Lang, Swift, Windows PowerShell, Haskell (в do-нотации), AutoHotkey

см. также Curly bracket programming language

Круглые скобки …

OCaml, Standard ML

Квадратные скобки …

Smalltalk (блоки — объекты первого класса, т. н. замыкания)

Ада, Алгол, Паскаль, Ruby (циклы for, do/while и do/until), OCaml, Simula, Erlang.

ПЛ/1 (PL/I), REXX

Bash (циклы for и while), Visual Basic, Фортран, TUTOR (тело блока обязано быть с отступом), Visual Prolog

Lua, Ruby (блоки передаются как аргументы, цикл for), Seed7 (тело цикла заключено между do и end)

X … (напр. … ):

Ruby (операторы if, while, until, def, class, module), OCaml (циклы for и while), MATLAB (операторы if и switch, циклы for и while, предложение try , блоки package, classdef, properties, methods, events и function), Lua (then / else и function)

( …)

Scheme

(progn …)

Лисп

( …)

Clojure

Отступы
  • Значимые (см. ): Cobra, CoffeeScript, F#, Haskell (в do-нотации без скобок), Occam, Python
  • Не имеют значения (см. Free-form languages): потомки Алгола (включая Си, Паскаль и Perl); языки семейства Лисп
Другое
  • Ада, Visual Basic, Seed7: …
  • Bash, sh, and ksh: … , … , … ;
  • Алгол 68: … , … , … , …
  • Lua, Паскаль (язык программирования), Модула-2, Seed7: …
  • Кобол: … , … и т. д. для операторов; … для предложений.
  • Visual Basic .NET: … , … , …
  • Small Basic: … , … , …

Машинный язык

Процессор компьютера не способен понимать напрямую языки программирования, такие как C++, Java, Python и т.д. Очень ограниченный набор инструкций, которые изначально понимает процессор, называется машинным кодом (или «машинным языком»). То, как эти инструкции организованы, выходит за рамки данного введения, но стоит отметить две вещи.

Во-первых, каждая команда (инструкция) состоит только из определенной последовательности (набора) цифр: и . Эти числа называются битами (сокр. от «binary digit») или двоичным кодом.

Например, одна команда машинного кода архитектуры ×86 выглядит следующим образом:

Во-вторых, каждый набор бит переводится процессором в инструкции для выполнения определенного задания (например, сравнить два числа или переместить число в определенную ячейку памяти). Разные типы процессоров обычно имеют разные наборы инструкций, поэтому инструкции, которые будут работать на процессорах Intel (используются в персональных компьютерах), с большей долей вероятности, не будут работать на процессорах Xenon (используются в игровых приставках Xbox). Раньше, когда компьютеры только начинали массово распространяться, программисты должны были писать программы непосредственно на машинном языке, что было очень неудобно, сложно и занимало намного больше времени, чем сейчас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector