10 упражнений на улучшение артикуляции при выступлениях на публике

Содержание:

Что это такое гипертонус?

Под этим термином понимают нарушения мышечного тонуса, которые выражаются в перенапряжении мышц. Подобная проблема указывает на наличие определенных нарушений нервной системы. Стоит заметить, что повышенный тонус мышц у ребенка – распространенное отклонение, которое наблюдается практически у всех новорожденных, а все из-за продолжительного нахождения ребенка в позе эмбриона в утробе матери. Гипертонус может быть полным, охватывать и руки, и ноги или же распространяться только на верхние или нижние конечности.

Есть определенные тесты, которые помогают врачу диагностировать проблему. Их можно использовать для домашнего контроля:

  1. Рефлекс ходьбы. Во время нахождения малыша в вертикальном положении он стремится делать шаги. Если гипертонус у ребенка отсутствует, то эта способность пропадает после достижения возраста в 2 мес.
  2. Симметрия рефлексов. Положите чадо на спину и прижмите ему подбородок к груди. После этого нужно наблюдать за конечностями: верхние должны сгибаться, а нижние – разгибаться. Если голову наклонить вправо, конечности, находящие с этого бока должна выпрямляться, а с другого – стать напряженными. При наклоне влево происходит все наоборот. Когда все в норме, такой рефлекс исчезает через три месяца.
  3. Способность к тонусу. Положите малыша на живот, и он должен при этом поджать конечности. При нахождении на спине наблюдается расслабление рук и ног. Эта способность исчезает после трех месяцев.
  4. Ребенок располагается на руке лицом вниз. Во время нахождения в этой позе должно быть сокращение рук и расслабление ног. При нормальном состоянии голова и спина будут вытянуты в одну линию.

Презентация на тему: » По книге И.А Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»» — Транскрипт:

1

По книге И.А Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»

2

Артикуляционная гимнастика это ряд упражнений для мышц лица, губ, язычка, помогающих подготовить артикуляционный аппарат к произношению того или звука, выработать силу, ловкость и точность движений. Гимнастику для язычка рекомендуется выполнять перед зеркалом. Логопед показывает образец выполнения упражнения, а ребёнок повторяет за ним. Каждое упражнение необходимо выполнять 5- 7 раз. Продолжительность гимнастики для детей 6-7 лет – 10 минут. Артикуляционная гимнастика это ряд упражнений для мышц лица, губ, язычка, помогающих подготовить артикуляционный аппарат к произношению того или звука, выработать силу, ловкость и точность движений. Гимнастику для язычка рекомендуется выполнять перед зеркалом. Логопед показывает образец выполнения упражнения, а ребёнок повторяет за ним. Каждое упражнение необходимо выполнять 5- 7 раз. Продолжительность гимнастики для детей 6-7 лет – 10 минут.

3

Для того чтобы повысить интерес мальчиков к выполнению сложных и рутинных упражнений, превратить каждодневные тренировки в весёлое увлекательное путешествие, мы предлагаем игру с машинкой. Губы в этой игре становятся и гаражом и мотором. Язычок превращается то в машинку, то в мостик, то в дорогу. В пути нас ждут и поломка, и починка, встречи с лошадкой и экскаватором и ещё много всего интересного.

4

Спокойно открыть рот, подержать его отрытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот.

5

Растянуть губы в улыбку, показать все зубки. Челюсти сомкнуты.

6

Вытянуть губы вперед в виде трубы.

7

Надуть щечки, удерживать внутри полости рта воздух в течение секунд.

8

Втянуть щечки между зубами в полость рта, Губы сомкнуты.Удерживать щечки внутри полости рта в течение 3 – 6 секунд.

9

Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язычок так, чтобы он лежал на нижней губе. Удерживать язычок на нижней губе 3 – 5 секунд.

10

Открыть рот, высунуть узкий напряженный язычок. Удерживать напряжение 3 – 5 секунд.

11

Рот открыт. Поднять язычок к верхним бугорочкам (альвеолам). Постучать язычком по нёбу: «д–д -д-д-д-д-д». Упражнение выполнять на выдохе. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

12

Рот открыть, улыбнуться, Касаясь губ, провести по кругу кончиком язычка в одну, потом в другую сторону. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

13

Рот раскрыть, губы сомкнуты. Проводить кончиком язычка по внутренней стороне щеки слева, справа, за губами.

14

Рот открыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Двигать язычком вправо – влево, касаясь уголков рта. Следить за тем, чтобы язычок двигался по воздуху, не касаясь нижней губы.

15

Рот раскрыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Поднимать широкий язычок на верхнюю губу, опускать на нижнюю. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

16

Рот открыть, улыбнуться. Зацепиться кончиком язычка за нижние зубы, спинку язычка выгнуть. Удерживать данное положение 3 – 5 секунд.

17

Рот открыть, щелкать язычком, присасывая его к верхнему нёбу. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

18

Открыть рот. Высунуть язычок и приподнять его края, чтобы он стал похож на ковш. Удерживать язычок в течение 3 – 5 секунд.

19

Рот открыть. Широким язычком быстро проводить вперед-назад по верхней губе. Произносить « бл-бл-бл-бл»

20

Рот открыть. Улыбнуться. Упереться кончиком язычка в верхние зубы, ритмично их толкать 5 – 7 раз.

21

Рот открыть. Широкий расслабленный язычок положить на нижнюю губу. Ритмично закрывать и открывать рот, произнося «па-па-па» Следить, чтобы язычок лежал на нижней губе, не уходил в ротовую полость.

22

Рот открыть, присосать широкий язычок к верхнему нёбу так, чтобы хорошо натянулась уздечка. Удерживать данное положение язычка в течение 5 – 10 секунд.

23

Рот открыть, присосать широкий язычок к верхнему нёбу так, чтобы хорошо натянулась уздечка. Ритмично закрывать и открывать рот, не отрывая язычок от нёба.

24

Рот открыть, улыбнуться. Кончиком язычка проводить влево – вправо по внутренней стороне верхних, а затем нижних зубов. Выполнить движение 5 – 10 раз.

25

Рот открыть, Провести кончиком язычка вперед – назад по нёбу Выполнить движение 5 – 7 раз.

26

Рот приоткрыть, улыбнуться. Кончик язычка поставить на верхние зубки с внутренней стороны, Гудеть горлышком: «ы-ы-ы» Выполнять 3 – 5 секунд.

27

Подуть на сомкнутые расслабленные губы: «бр-бр-бр-бр»

28

Рот открыт, язычок спокойно лежит внутри полости рта. Медленно закрыть рот.

Артикуляционная гимнастика для звука [ц] в стихах

Неправильное произношение ребенком трудных звуков не является большой проблемой, ведь множество малышей проходят через это. Постановкой произношения звуков можно заниматься дома перед зеркалом, но прежде следует подготовить речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это простой способ улучшить подвижность и силу органов артикуляции. Она отлично помогает тем малышам, у которых будто «каша во рту» из-за слабых мышц и языка. Каждое упражнение содержит небольшой стишок, благодаря которому гимнастика будет восприниматься ребенком как интересная игра.

Для начала занятий вам потребуется совсем немного:

  • свободное время – 5-10 минут ежедневно;
  • зеркало, напротив которого можно поставить стулья для вас и вашего ребенка;
  • тетрадь или блокнот для записи всех упражнений со стишками;
  • хорошее настроение и терпение.

Каждое из упражнений желательно повторять 2-3 раза подряд, смотря в зеркало. Перед началом каждого нового упражнения покажите малышу правильное выполнение. Читая стихотворения, заменяйте приведенные в них имена на имя вашего ребенка.

Упражнение №1. «Бегемотик».

Исходная позиция – широкая улыбка, сомкнутые зубы оголены. Ребенку читаются строчки:

Рот скорее открывай,

В бегемотика играй!

Рот широко открывается. Такое положение удерживается в течение пяти секунд. Рекомендуется считать до пяти вслух или загибать пальцы.

А теперь рот закрывай.

Бегемотик, отдыхай!

Рекомендуемое время отдыха между повторами – 10 секунд.

Упражнение №2. «Лягушка».

Исходное положение – расслабленные губы сомкнуты.

А давай-ка, как лягушка,

Улыбнешься ты до ушек!

Сомкнутые губы расходятся в широкой улыбке.

Растяни в улыбке губки,

Покажи мне свои зубки!

Улыбка оголяет зубы. Положение удерживается пять секунд.

Упражнение №3. «Слоник».

Исходное положение – губы растянуты в улыбке.

Вытягиваем губки,

И громко скажем «У»!

Покажем длинный хобот

Катюшеньки слону!

Произносится звук , губы вытягиваются в трубочку. Положение удерживается пять секунд.

Упражнение №4. «Футбол».

Исходное положение – рот широко открыт.

Я в смешной футбол играю,

Мяч в ворота забиваю!

Кончик языка дотрагивается поочередно до правой и левой щеки. Можно считать до десяти, дотрагиваясь до каждой щеки на один счет.

Упражнение №5. «Качели».

Исходное положение – рот широко открыт.

На качелях покатайся,

Выше неба поднимайся!

Полетишь ты вверх и вниз,

Ну-ка, Саша, не ленись!

Кончик языка дотрагивается поочередно до верхнего и нижнего ряда зубов на десять счетов.

Выполняя такую нехитрую и веселую гимнастику ежедневно, вы сможете заметить позитивные изменения в речи вашего ребенка уже через несколько занятий. Речевой аппарат малыша станет сильнее, что позволит ему легко произносить такие сложные буквы, как Ц.

Артикуляция гласных в норме

В категорию гласных входят 6 фонем: А, И, У, О, Э, Ы. При их произношении воздух выдыхается со звуком, в надставной трубе или резонаторной камере он обретает определенный тембр, который зависит от очертаний полости рта и глотки, направленности воздушного потока.

Помимо вышеуказанных, вот какие бывают гласные звуки в русском языке: Ё, Е, Я, Ю. Это йотированные фонемы, то есть образовавшиеся от О, Э, А, У с добавлением звука Й. Каждая из перечисленных фонем нуждается в четкой наружной и глоточной артикуляции, иначе речь будет невыразительной, некрасивой.

Артикуляция гласных имеет общую особенность: поднятое мягкое нёбо прижимается к задней поверхности глотки, воздушный ток через полость носа перекрывается, в результате воздух идет через ротовое отверстие. Голосовые складки напрягаются, формируя звучание.

Вот какая артикуляция конкретных гласных:

А – челюсти раскрыты, расстояние между зубными рядами около 1,5 см, губы не полностью закрывают резцы и клыки, язык расслабленно лежит, передним краем касаясь нижних зубов;

О – губы округлены и незначительно вытянуты, закрывают зубы, язык сдвинут вглубь ротовой полости, напряжен, в задней части приподнят к мягкому нёбу;

У – губы сжаты и вытянуты дудочкой, верхние зубы не касаются нижних, язык поднят к нёбу, а его основание задвинуто вглубь полости рта;

И – губы слегка улыбаются, чуть обнажив зубы, язык сдвинут вперед, приподнят;

Э – губы улыбаются, рот раскрыт так, что видны зубы, кончик расслабленного языка касается резцов нижнего ряда, а боковины – верхних моляров;

Ы – рот приоткрыт, губы растянуты, между резцами есть небольшое расстояние, напряженный язык отодвинут назад, в задней части приподнят, но не прикасается к нёбу.

Артикуляционная гимнастика по возрастам

Артикуляционная гимнастика в 2 года

В этом возрасте можно делать самые простые
артикуляционные упражнения, не дольше 5-7 минут.

Малышам будет особенно интересно заниматься, если
взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку,
при этом задорно выполняя упражнение.

Можно попробовать такие задания.

  • «Прятки». Надо показать язык
    (высунуть как можно дальше), затем спрятать. Повторить несколько раз.
  • «Маятник».
  • «Буря».
  • «Варенье».
  • «Заборчик».
  • «Лошадка».
  • «Воздушный шарик».
  • «Сытый хомячок».
  • «Дом». Ротик малыша — это «дом».
    Взрослый стучит по щеке ребенка («Тук-тук»), малыш открывает рот. Взрослый
    говорит «Пока-пока», и ротик закрывается.
  • «Воображули». Взрослый и малыш
    перед зеркалом начинают гримасничать — широко улыбаться, хмуриться, вытягивать
    губы, показывать язык и т.д.

Артикуляционная гимнастика в 3-4 года

В этом возрасте комплекс упражнений можно немного
усложнить. Но он должен оставаться коротким по времени, и в нем нужно
чередовать статические и динамические упражнения.

  • «Змейка». Вытянуть напряженный и
    узкий язык как можно дальше, как будто змейка выползает из норки.
  • «Блинчик».
  • «Маятник».
  • «Чистим зубы».
  • «Качели».
  • «Сытый хомячок».
  • «Голодный хомячок».
  • «Бегемотик». Надо широко раскрыть
    рот и держать в таком положении 10-15 счетов.
  • «Улыбка».
  • «Трубочка»

Артикуляционная гимнастика в 5-7
лет

К
этому возрасту артикуляционный аппарат ребенка достаточно развит, поэтому
упражнения могут занимать большее время, чем раньше. Можно оставить предыдущий
комплекс упражнений и дополнить его следующими, усложненными, заданиями.

  • «Заборчик»;
  • «Чашечка»;
  • «Парус»;
  • «Маляр»;
  • «Индюк».

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка

Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Подготовка к упражнениям

У человека три основных органа, участвующих в артикуляции: язык, губы и нижняя челюсть. Мы планомерно будем заниматься с каждым из них. Также при произнесении некоторых звуков могут быть задействованы щеки, небо, мышцы шеи.

Прежде чем начать тренировки, вы должны усвоить несколько правил:

  1. Выполнять упражнения нужно ежедневно. Или в крайнем случае заниматься через день.
  2. Артикуляционную разминку для речевого аппарата лучше всего проводить перед зеркалом.
  3. Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз.
  4. Не стоит браться сразу за все. На начальном этапе, когда вы будете обучаться правильному выполнению гимнастики, составьте комплекс из 4-5 упражнений для каждого артикуляционного органа. Затем постепенно добавляйте новые.

Массаж при гипертонусе мышц у ребенка

Существуют разные виды массажей, главная цель которых – расслабить мышечное напряжение и снять спазм

Важно выбирать щадящие методики, учитывающие возраст и анатомические особенности ребенка. Массаж от гипертонуса у ребенка лучше доверить профессионалу, но если нет такой возможности, тогда можно делать его самостоятельно, но после консультации с врачом

Курс должен включать 10-15 сеансов и при необходимости его повторяют спустя месяц. Самостоятельно можно выполнять такие движения:

Поглаживание пальцев на руке и ноге. Движения будут похожи на те, как при надевании перчаток.
Поглаживания, двигаясь от плечевого сустава до ладони

Важно во время этого пропускать зону локтевого сгиба.
Поглаживания бедер, голеней и стоп, но при этом аккуратно воздействовать нужно на зону коленных суставов, паха и внутренней части бедер.
Растирания круговыми движениями нижних и верхних конечностей, спины и живота. Важно делать это после поглаживаний.
Что касается стоп, то движения следует совершать от пятки к пальцам

Еще одно движение – рисование восьмерки на стопе, начиная с основания пальцев, перекрещивание в центре и заканчивая на пятке.

Что такое артикуляционная гимнастика, какие проблемы помогает решать

Зачастую малыши не в состоянии произносить некоторые звуки из-за слабости мышц губ и щек, но положение можно исправить, натренировав их. Основная мышца речи — язык, его тренировка в дошкольном возрасте обеспечит своевременное и правильное произнесение звуков.

Артикуляционная гимнастика для детей представляет собой специально подобранные упражнения, способствующие укреплению артикуляционных органов, развитию их ловкости.

Польза занятий:

  1. Улучшается нервная проводимость, подвижность и кровообращение артикуляционных органов.
  2. Укрепляется мышечная ткань губ, щек, языка.
  3. Приобретаются навыки удерживания в правильном положении органов артикуляции.
  4. Увеличивается амплитуда движений при произнесении звуков.
  5. Артикуляционные органы становятся менее напряженными.
  6. Происходит постановка верного произношения звуков.

Своевременно проведенные упражнения способствуют развитию речевого слуха, благодаря чему малыши начинают говорить правильно, необходимость в занятиях с логопедом отпадает.

В сложных случаях нарушения произношения речевая гимнастика помогает быстрее устранить дефекты и подготовить мышечную систему к занятиям со специалистом.

Упражнения, предназначенные для развития органов речи, бывают:

  1. Статические — во время их выполнения малыш делает определенный уклад языка, губ, щек, и правильная поза удерживается на протяжении 7—10 секунд. Это упражнения «Заборчик», «Грибочек», «Чашечка», «Дудочка».
  2. Динамические предполагают верное движение язычка, губ и щечек малыша. Упражнения также выполняются под счет, но при этом положение артикуляционных органов меняется вместе с каждым счетом. Примеры динамических упражнений: «Лошадка», «Чистим зубки», «Меси тесто», «Маляр», «Окошко».

Двух-, четырехлетним детям артикуляционная гимнастика помогает быстро сделать звукопроизношение верным. Пяти-, шестилетки с помощью речевой гимнастики преодолевают сформировавшиеся дефекты произношения.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

С нижней челюстью нужно работать очень аккуратно, чтобы не повредить сустав. Никаких резких движений!

Медленно и плавно выполняйте следующие упражнения:

  1. Кривляка. Опустите нижнюю челюсть к груди, язык высуньте к подбородку.
  2. Препятствие. Давите кулаком на челюсть снизу, одновременно стараясь открыть ее, преодолевая сопротивление.
  3. Силач. Откройте рот и опустите нижнюю челюсть. Представьте, что к ней привязан груз и вам нужно поднять его. Напрягите мышцы и медленно закрывайте рот.
  4. Обед. Имитируйте жевательные движения с открытым и закрытым ртом.
  5. Акула. Двигайте челюстью поочередно в разные стороны: вниз, влево, вправо, вперед.
  6. Пение. Произносите гласные звуки “а”, “о”, “у”, “э”, “ы”, концентрируясь при этом на движениях челюсти.

Артикуляционная гимнастика в стихах

Существуют
стихотворения для занятий артикуляционной гимнастикой

Они помогают
разнообразить артикуляционные комплексы и привлекают внимание ребенка.
Например:. К упражнению «Маятник»:

К упражнению «Маятник»:

Тик-так, тик-так. Ходят часики – вот так! Влево тик, вправо так. Ходят часики – вот так!

К упражнению «Варенье»:

Нашей Маше очень смелоНа губу варенье село.Нужно ей язык поднять,Чтобы капельку слизать.

К упражнению «Чистим зубки»:

Рот откройте, улыбнитесь,Свои зубки покажите,Чистим верхние и нижние,Ведь они у нас не лишние.

 К упражнению «Пароход»:

Вывожу язык вперед.Закушу его — и вот:«Ы» — так гудит пароход.

Также
стоит найти историю о Язычке, с которым происходят приключения. Например, один
из вариантов есть в книге Анищенковой
Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для
родителей и педагогов». Малышам будет интересно «помогать» Язычку скакать
на лошадке или стучать молоточком по заборчику.

Расстелил половичок На крылечке Язычок. Взял он клещи, Взял топор И пошел чинить забор. Д – д – д – д – д – д – стучит
молоточек Т – т – т – т – т – т – вот забит
гвоздочек.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

«Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.

  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Когда по возрасту необходимо заниматься постановкой звуков

Упражнения для развития артикуляционного аппарата у малышей следует начинать как можно раньше, это позволит избежать проблем со звукопроизношением в будущем.

Не нужно дожидаться определенного возраста, чтобы приступить к занятиям. С трех-четырех месяцев мама должна общаться с ребенком. Рассказывая сказки или стихи, произносить звуки четко и не искажать их.

С пяти-шести месяцев можно поиграть, имитируя гудение парохода или игру на дудочке.

Приблизительное время усвоения звуков детьми:

  • у самых маленьких в возрасте 1—2 года — А, Э, О, М, Б, П;
  • в 2—3 — У, Ы, И, Х, К, Г, Н, Д, Т, Й, Ф, В;
  • в 4 — Щ, Ж, Ш, Ч, Ц, З, С;
  • в 5 лет — Р, Л.

После того, как малышу исполнится год, в норме он должен говорить от одного до десяти слов и понимать от тридцати до шестидесяти. Произношение звуков у дошкольников полностью формируется к пяти годам. Если имеются дефекты произношения, то некоторые специалисты рекомендуют подождать, пока малышу исполнится пять лет, и лишь потом приниматься за их исправление. Но тянуть с коррекцией речи нельзя, так как патологии бывают разные, и их не всегда удается устранить до школы, поэтому первую консультацию логопеда следует запланировать в три года.

Допускается подождать с исправлением дефектов речи до пяти лет в следующих случаях:

  1. Малыш не выговаривает какие-то звуки, пропускает их. К примеру, «Л» и «Р» пропускаются или дошкольник выговаривает их как подобие «Ы».
  2. Произнесение одного и того же звука каждый раз по-разному.
  3. «Л» и «Р» звучат как «Й».
  4. Нечеткое произношение, и сложно определить, на какой звук оно похоже.
  5. Замена на губные аналоги. Например, шипящие и свистящие больше походят на нечеткие «В» и «Ф».

Нельзя откладывать коррекцию произношения, если:

  1. «Р» произносится на «французский» манер.
  2. Звук все время заменяется другим, к примеру, «С» на «Ш». Это служит свидетельством недостаточности фонематического слуха.
  3. Свистящие, шипящие, «Л» и «Р» малыш выговаривает с «Х» либо заменяет их на «Х». Подобное говорит о том, что у ребенка речевой выдох нарушен.
  4. Если во время произношения свистящих дошкольник помещает язычок между зубками, то это говорит об имеющейся патологии подвижности органов артикуляции.

Примеры конспектов занятий

Конспект занятия включает в себя:

  • Предлагаемую тему занятия («Отработка звука «С»).
  • Группу и возраст детей («Подготовительная группа, 6-7 лет).
  • Форму проведения (Групповое/ Подгрупповое / Индивидуальное занятие).
  • Цели и задачи комплекса.
  • Ход занятия с таймингом:

Организационный момент – 30 секунд;

Упражнение «улыбка» – 30с;

«Хоботок» – 30с;

Чередование «улыбка-хоботок» – 45с;

Упражнение «шарик» – 20с;

«Шарик сдулся» – 20с;

Чередование «шарик – шарик сдулся» – 30с;

Упражнение «лопатка» – 1 мин

«Наказать непослушный язычок» — 30с;

«Маляр» — 1 мин

«Чашечка» — 30с

Подведение итогов – 1 мин

  • Используемый наглядный материал и техническое оснащение (презентация, ПК, альбом по развитию речи).
  • Используемая при составлении плана методическая литература.

Важно! Лучше всего проводить занятия под тематическую песенку или стишок. Вслушиваясь в слова педагога, дети не обращают внимания на сложность упражнений и проявляют меньше негативных эмоций в случае неудачного выполнения

https://youtube.com/watch?v=rb8b7eXPvSY

Например, история про кота Рыжика:

  • Упражнения на зевок – «Котик рыжик заскучал, ни с кем дома не играл»
  • Улыбка – «Чтоб друзей он нашел, в детский садик кот пошел»
  • Маятник – «Потянулся влево, вправо»
  • Варенье – «Съел варенье из кармана»
  • Хлопки в ладоши – «Замурчал: Малыши! Веселитесь от души!»

Обратите внимание! Из специальных дидактических пособий логопеды часто применяют альбомы Ирины Волошиной. Особенность их — наглядное оформление материала

Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы

Особенность их — наглядное оформление материала

Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы

Вторая книга – для девочки – здесь господствуют феи, принцы и принцессы. Помимо развития речевого аппарата красочные дидактические материалы позволяют пополнять как активный, так и пассивный словарь ребенка. Хватает данного материала, как правило, на месяц активных занятий. Стоимость пособия – от 255р до 300р*.

Важно! Прекрасно знакомят дошкольников с правильной постановкой звуков и «Сказки о Веселом Язычке». В них артикуляторный орган как живой – кушает, спит в кровати, дружит с котенком и делает еще множество интересных вещей

Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка.

Пример занятия ребенка

Если занятия по развитию артикуляторного аппарата будут проводиться регулярно, начиная с младшего дошкольного возраста, то существенно сократится количество неправильно сформированных сложных звуков (свистящих, сонорных, шипящих). И это значит, что малыш будет радовать родителей правильно поставленной, красивой речью без особого логопедического вмешательства.

*Цены актуальны на 3.05.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector