С чего начать саморазвитие?

Содержание:

Критическое мышление

Критическое мышление — способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Мы постоянно находимся в информационном потоке. В нем легко потеряться, потерять фокус внимания или стать жертвой манипуляций. Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы.

Как развить. Развивайте логику и наблюдение. Попробуйте определить ролевые модели поведения коллег на работе. Понаблюдайте, как они реагируют на входящую информацию. Учитесь задавать вопросы. Применяйте методики критического мышления на новостях. Например, начните с простых методик проверки информации «5W+H» или IMVAIN:

Экономика образования

Как использовать критическое мышление в информационном потоке

Что изучить о критическом мышлении:

Книги

  • Оскар Бренифье «Давай обсудим»
  • Дайана Халперн «Психология критического мышления»
  • Винсент Руджеро «По ту сторону эмоций и чувств». Руководство по критическому мышлению
  • Эрик Ванс «Внушаемый мозг: как мы себя обманываем и исцеляем»
  • Том Чатфилд «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение»

Курсы

  • 4brain бесплатный текстовый курс по критическому мышлению
  • Khan Academy курс на английском «Critical Thinking» от Wireless Philosophy
  • Coursera «Критическое мышление в информационный век»

Что такое эмоциональный интеллект

Откуда взялось понятие об эмоциональном интеллекте? Впервые эту концепцию в 1990 году предлагают Джон Майер вместе с Питером Сэловеем, которые опубликовали книгу, выпустили несколько статей и выступили на одной конференции. Однако лишь к 1995 году, в котором издана книга Дэниела Гоулмана, эта теория получила свое широкое признание.

Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею. Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта. Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального интеллекта, также его моделей и способов измерения. И доныне эта тема нова и привлекательна.

Измерение эмоционального интеллекта — существует три наиболее распространенных способа. Один – самостоятельная оценка. Однако более 80% людей видят себя умнее обычного среднего человека, поэтому этот вид оценки не очень качественный. Второй – так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. И третий – метод тестирования, например, используя известную методику MSCEIT. Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа.

Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает. Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам – определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале. Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта.

Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние. И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха

Да, умным быть важно, однако этого недостаточно. В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся – наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию

Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов.

Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект. Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше конфликтов, не проявляют вандализм и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению. А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным.

Дэвид Карузо поставил следующий опыт – предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников. Интересно, что эти выбранные 10 человек обладали наивысшим уровнем EQ из всех работников компании.

Уровни эмоционального интеллекта отчасти предсказывают будущие достижения менеджеров, но также гораздо точнее они предсказывает их способы действовать. Хождение по головам не свойственно руководителям с высоким EQ, напротив, они относятся к той категории лидеров, на которых подчиненные хотят равняться.

Эмоциональный интеллект также важен и в связи с тем, что у ярких харизматичных лидеров всегда есть способность заражать эмоциями окружение. Высокий EQ гарантирует также большую лояльность коллектива и большую вовлеченность сотрудников.

Как улучшать интеллектуальные способности

Интенсивнее всего развитие умственных способностей происходит в возрасте от 2 до 8 лет, когда происходит формирование мыслительной и эмоциональной сферы. В период дошкольного и младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является игра. Интеллект дошкольника развивают через:

  • чтение книг, соответствующих возрасту, в том числе сказок, которые хорошо развивают воображение и пополняют словарный запас;
  • логические и математические игры;
  • творческие задания (традиционные и нетрадиционные техники рисования, лепки и конструирования);
  • подвижные и спокойные, коллективные и индивидуальные игры;
  • компьютерные игры, подобранные по возрасту.

Важно! Для достижения полного эффекта занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными

На уроках в начальных классах тоже широко используются игровые методы, но в таком возрасте школьники уже способны произвольно удерживать внимание, сознательно учиться, проходить специальные развивающие тренинги с психологом, то есть знают, как себя развивать умственно. К 20-25 годам показатели интеллектуального развития достигают наивысших результатов. Это не значит, что дальнейшее совершенствование умственных навыков невозможно

Это не значит, что дальнейшее совершенствование умственных навыков невозможно.

Шахматы развивают интеллект

Для развития ума и интеллекта у взрослых хорошо подойдут:

  1. Игра в шахматы, которая прекрасно развивает память и логику.
  2. Карточная игра в покер.
  3. Решение головоломок, ребусов, кроссвордов.
  4. Периодическое отступление от привычного жизненного уклада (смена меню на завтрак, поход на работу по другому маршруту и другое).
  5. Физически активный образ жизни (танцы, фитнес, походы и так далее).
  6. Творчество и хобби (рисование, пение, декоративно-прикладное искусство, патриотические клубы или объединения по интересам).
  7. Учеба. С возрастом новая информация усваивается сложнее, но позволяет хорошо прокачать ум и эрудицию (многие после 40 лет кардинально меняют сферу деятельности и открывают для себя новые горизонты познания).
  8. Чтение. Оно улучшает интеллект, успокаивает, несет новую информацию.
  9. Печатание текстов (копирайтинг или рерайтинг не только развивает ум и мелкую моторику рук, но и позволяет заработать).
  10. Путешествия, знакомство и общение с новыми людьми в реальности или онлайн.

Как развить дивергентное мышление

Дивергентное мышление можно развить с помощью специальных упражнений. Вот четыре упражнения, с которых можно начать.

Тест Гилфорда. Тест альтернативных применений — неплохое упражнение. Если проводить его регулярно, есть шансы улучшить свои показатели и научиться генерировать больше идей.

Синектика. Это метод мышления, основанный на подборе аналогий и поиске схожих качеств в предметах, которые изначально между собой не связаны. Например, попробуйте придумать три общих черты Финского залива и реки Тибр.

Сам термин synectics ввели в использование психолог Уильям Гордон и писатель Джордж Принс. Они же разработали целую методологию коллективной креативной генерации идей с одноименным названием.

Десять новых идей. В течение недели каждый день придумывайте 10 идей на какую-либо тематику. В понедельник, например, можно придумать 10 идей для стартапа, а во вторник — 10 способов перепланировать вашу спальню. И так до воскресенья. Эта техника развития креативного мышления предложена писателем и предпринимателем Джеймсом Альтушером.

Сумасшедшая восьмерка. Техники дивергентного мышления можно сразу применять на практике. Например, во время рабочего брейншторма.

Максим Шпаковский, основатель направления дизайн-спринтов Focus агентства Aventica рассказывает, как это происходит в их команде:

«Чтобы переключиться в режим созидания, мы используем упражнение «сумасшедшая восьмерка», разработанное в рамках методологии дизайн-спринтов Джейка Кнаппа. Каждый участник команды берет лист бумаги и делит его на восемь равных частей — «экранов». И задача заключается в том, чтобы изобразить на каждом «экране» новое решение поставленной задачи. Например, если мы придумываем концепцию нового продукта, то каждый участник будет рисовать по восемь разных баннеров с вариантами ценностного предложения и визуала. Усложняется все тем, что на каждый вариант дается всего одна минута.

Обычно первые четыре варианта — это идеи, которые лежат на поверхности. А дальше людям приходится, не теряя темпа, генерировать новые решения за одну минуту. И зачастую это дает интересные результаты, помогает хорошо разогнать голову».

Запомнить

  1. Дивергентное мышление — это способность человека находить большое количество оригинальных идей для решения одной задачи.
  2. Структура интеллекта и тест альтернативных применений подробно описаны в работе Джоя Гилфорда «Природа человеческого интеллекта» — The Nature of Human Intelligence.
  3. Проверить, насколько у вас развито дивергентное мышление, можно с помощью теста альтернативных применений Джоя Гилфорда.
  4. Чтобы развить дивергентное мышление, нужно регулярно повторять тест Гилфорда и делать другие упражнения.

Как развить интеллект у ребенка?

Прежде всего надо общаться с ребёнком, даже когда он совсем маленький. Говорите с малышом, и вы заметите, как внимательно он вас слушает.

Не пресекайте его любознательность, но и следите за безопасностью. Играйте вместе, показывайте и объясняйте всё — от родителей дети узнают, как надо правильно действовать.

Только не торопитесь опередить нормы развития, даже если малыш очень талантлив. Многие из нас пытаются реализовать свои амбиции, «вылепливая» из ребёнка вундеркинда.

Наша задача — обеспечить детям нормальное счастливое детство. Не ограничивайте его узкими рамками.

Заложенная природой любознательность обязательно принесёт плоды, и ребёнок овладеет всеми интеллектуальными умениями — различать предметы по признакам, обобщать и выделять, видеть логические связи, пересказывать сказки, строить аналогии.

Для правильного развития ребенка очень важны отношения в семье

Интеллектуальные и логические игры

Универсальный способ развития интеллекта заключается в использовании различных игр. Среди наиболее популярных занятий можно отметить шахматы. Эта игра способствует развитию логического и абстрактного мышления

Она положительно влияет на память и внимание

Шахматы подразумевают анализ возможных ходов противника, что помогает развивать прогностические способности. Игра способствует формированию абстрактного мышления. К тому же, шахматы просто позволяют насладиться приятно проведенным временем, особенно в случае выигрыша очередной партии.

Логические игры могут представлять собой головоломки, шарады, разгадывание кроссвордов и многое другое. Эти занятия активизируют различные познавательные процессы. Не менее интересны такие игры, как нарды, преферанс, покер.

В настоящее время в интернете существуют различные ресурсы, предлагающие проходить задания для развития интеллектуальных способностей в режиме он-лайн. Большинство из них представляют собой упражнения на определение логических связей. Именно они составляют основу теста Айзенка на исследование уровня IQ.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет

Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.

Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.

Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.

Экономика образования

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Про понимание себя

Упражнение «Квадрат настроений»

Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.

Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской

Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?

Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.

Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.

Про общение со сверстниками

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут

Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.

Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской

Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.

Про общение с родителями

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.

1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».

2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».

3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».

Социальная экономика

Дорогая, я испортил детей: чему могут научить нас сериалы для подростков

Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.

И напоследок поговорим о том, какое влияние умственная деятельность оказывает на наше психологическое состояние

Только положительное. Она способна успокоить и сконцентрировать человека. Как правило, люди, которые заняты мыслительным процессом, меньше подвержены эмоциональным срывам. Голова не забита плохими мыслями, потому что она вся в работе.

Активная умственная деятельность позволяет повыситься уровень мышления. Человек много думает, что-то вычисляет, решает задачи. Это помогает уйти от депрессии, и просто избавиться от негативных мыслей.

Хорошо, когда голова загружена позитивными мыслями. Нужно уяснить, что любая умственная активность должна находить реализацию на практике, то есть проявляться в результате. Это напрямую влияет на психику, потому что мы должны получать подтверждение правильности наших мыслей. Нужно подумать и осуществить мечту.

Следует сказать только одно, что совершенству нет пределов. Повышать уровень IQ можно до глубокой старости, главное – не бездействовать. Необходимо развивать умственные способности, и тогда жизнь будет здоровее, интереснее и насыщеннее.

Как повысить интеллект? Избавиться от главных его врагов!

<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506, 38863, 38890, 38931) ) ) { ?><?php } ?>
Часто бывает так, что человек вроде бы и готов работать, и книги какие-то правильные читает, и словарь научных терминов штудирует, чтобы иметь возможность козырнуть при случае мудреным словечком, и очки солидные купил – а результат далек от ожидаемого.

Уже всеми умными советами из статей «Как повысить интеллект» несостоявшийся интеллектуал воспользовался, а все равно, что-то не то.

Люди часто не понимают, что прежде, чем приступать к работе, нужно исключить все, что мешает.

Это как, к примеру, регулярно посещать тренажерный зал в надежде похудеть, но, при этом, продолжать объедаться пирожками и конфетами на ночь.

С тренировками ума точно также.

Главными врагами интеллекта являются:

  1. Это вообще серьезный недруг всего хорошего: несколько нормальных каналов и небольшая частица полезных передач теряются в тоннах мусора.

    Вообще исключите его из своей жизни – фильм или передачу можно и в интернете посмотреть.

  2. Недосып.

    Наш мозг нуждается в 8 часах сна – эту истину еще никто из докторов не опроверг.

    Причем здоровым считается сон, когда человек рано ложиться и рано встает.

    Не тешьте себя иллюзиями, что я, мол, легко сплю по пару часов в сутки посреди недели, а затем доганяюсь на выходные.

    Вы медленно, но уверенно уничтожаете свое серое вещество, и стать интеллектуалом вам точно не грозит.

  3. Плохая пища.

    Да-да!

    Избытки животных жиров и сахара, мучное, десерты, копчености, я уж молчу, про гадости типа чипсов и ядовитых лимонадов в пластиковых бутылках, абсолютно бесполезны для ваших мозгов.

    Им нужна рыба жирных сортов, злаки, много овощей и фруктов, орешки, сухофрукты, зелень.

  4. Физическая пассивность.

    Во-первых, упражнения увеличивают мозговую продуктивность (это научно доказанный факт), а во-вторых, так уже надоели эти оплывшие мягкотелые интеллектуалы и блеклые бесформенные интеллектуалки.

    Пора менять традицию!

  5. Лень.

    Ну, с этим врагом, по-моему, все ясно.

    Те, кто хочет развить интеллект, должны забыть фразы: «Ой, не хочу сегодня, сделаю завтра», «Так неохота читать, лучше телик посмотрю», «Лень идти на курсы иностранного языка, лучше дома поваляюсь» и т.д.

Вторник – засеките время

Приготовьте для вторника какую-то умственную работу. Это вполне может быть одна из ваших профессиональных задач:

  • подготовка доклада или презентации,
  • написание статьи,
  • перевод текста с иностранного языка,
  • составление отчета или, напротив, рабочего плана и программы на год,
  • выполнение расчетов для проекта,
  • анализ проблемы, поиск решения и его обоснование
  • и т.д.

Прежде, чем приступить, продумайте и запишите, какой минимум времени вам понадобится на каждый этап этой умственной работы. Например, за сколько времени вы успеете:

  • внимательно прочесть все необходимые бумаги и документы,
  • добрать дополнительную необходимую информацию,
  • обдумать содержание,
  • сгенерировать варианты решений, сравнить их между собой и выбрать лучший из них,
  • все записать и оформить в надлежащем виде.

Установите себе минимально возможные интервалы времени. Так, чтобы вам пришлось бы работать в быстром и непривычном для вас темпе.

Засеките время начала работы и приступайте к ее выполнению. Старайтесь придерживаться установленного временного графика.

Такая интенсивная нагрузка на мозг в условиях небольшого стресса поможет поднять уровень интеллекта.

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Экономика образования

Что такое синдром самозванца и как от него избавиться

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны

Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов»

Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

Экономика образования

Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект

Увлекайтесь интеллектуальными играми

Играйте в шахматы, отгадывайте загадки, кроссворды, решайте судоку, играйте с детьми на запоминание. Интеллектуальные игры являются увлекательной головоломкой и полноценной зарядкой для ума. Ведь мозгу для его развития, так же как и мышцам, нужны конкретные упражнения.

Интеллектуальные игровые упражнения полезны тем, что они эффективно развивают логическое, нестандартное и творческое мышление, повышают эрудицию, расширяют кругозор, улучшают память, развивают интеллект. А также этот способ развития мозга отлично формирует навыки работы в команде и коммуникативные способности.

Клиентоориентированность

Клиентоориентированность — умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой. Например, если у вашего клиента нет времени идти в магазин, вы можете доставить товар ему домой. Клиент увидит заботу и сэкономит время, а вы получите лояльного покупателя. Навык помогает конкурировать на рынке труда, товаров и услуг. В стране с развивающейся рыночной экономикой это особенно ценно.

Как развить. Проанализируйте свою целевую аудиторию. Например, если устраиваетесь на работу — это будут HR, руководители отделов и директора. Подумайте, какие проблемы с соискателями у них бывают, как вы можете их решить. Изучайте аудитории разных сфер вашей жизни, помогайте удовлетворять запросы и закрывать проблемы этих людей.

Что изучить о клиентоориентированности:

Книги

  • Джек Митчелл «Обнимите своих клиентов»
  • Карл Сьюэл, Пол Браун «Клиенты на всю жизнь»
  • Кен Бланшар, Шелдон Боулз «Горячие поклонники. Революционный подход к обслуживанию клиентов»
  • Филип Грейвс «Клиентология: чего на самом деле хотят ваши покупатели»
  • Максим Недякин «Искренний сервис. Как мотивировать сотрудников сделать для клиента больше, чем достаточно. Даже когда шеф не смотрит»

Курсы

  • Креативная школа IKRA «Выясняем потребности аудитории»
  • Максим Ильяхов «Работа с клиентом для редакторов, дизайнеров, программистов»
  • «Нетология» курс «Работа со сложным клиентом»

Особенности эмоционального интеллекта детей

Особенности ЭИ младших школьников:

  • непосредственны и откровенны;
  • оптимистичны и позитивны;
  • легко эмоционально отзываются на события;
  • чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
  • резко меняют эмоциональный настрой;
  • незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.

Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.

Особенности ЭИ подростков:

  • нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
  • осознают собственную исключительность и неповторимость;
  • противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
  • не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.

Классификация Ж. Пиаже

Ж. Пиаже выделяет четыре стадии развития интеллекта.

Стадии Возраст, лет Определяющее поведение
Сенсомоторная стадия До 1,5-2 Малыши развиваются через хватание, жевание, рассматривание. Учатся распознавать символы, понимать язык, говорить. Уровень развития интеллекта носит такое название из-за его опоры на органы чувств.
Дооперациональная стадия 2-7 Дети обладают ограниченными «волшебными» представлениями о мире, затрудняются классифицировать события или объекты
Стадия конкретных операций 7-12 Появляется логическое мышление, навык классифицирования объектов. Уровень развития интеллекта характеризуется осознанием иерархии классов, приближая этим детское мышление к взрослому
Стадия формальных операций С 12 и далее Способность к анализу решения задач, тщательному обдумыванию и взвешиванию возможностей, построению планов, вспоминанию прошлого, метафорическому рассуждению. Уровень развития интеллекта определяется способностью представлять себя на месте людей, самоанализом.

В ускорении прохождении стадий развития интеллекта нет смысла – главное, тщательно подготовить ребенка в соответствующей возрастной стадии, предоставив достаточное количество материала.

Особенности интеллектуального развития школьников

Ведущим видом деятельности у младших школьников становится учёба. На основе этого вида деятельности у детей активно развивается мышление, сопутствующие особенности (анализ, планирование и прочие), потребность в обучении и мотивация к нему. От того, насколько интересно осуществляется учебная деятельность, насколько она успешна, зависит развитие личности ученика. В процессе учебной деятельности дети овладевают способностью учиться и использовать теоретические знания. Младший школьный возраст относится к периоду интенсификации интеллектуального развития. Умственное развитие стимулирует и другие качества ученика

Благодаря этому приходит осознание необходимости учебной деятельности, осуществляется запоминание произвольное и намеренное, развивается внимание и способность сосредотачиваться и т. д. Успешность интеллектуального развития в этом возрасте зависит от личности и деятельности учителя, его умения творчески подходить к обучению детей, использовать современные методы обучения, направленные на стимулирование всех познавательных процессов, учитывать индивидуальные особенности учеников

Успешность интеллектуального развития в этом возрасте зависит от личности и деятельности учителя, его умения творчески подходить к обучению детей, использовать современные методы обучения, направленные на стимулирование всех познавательных процессов, учитывать индивидуальные особенности учеников.

Интересно, что у детей школьного возраста формируется склад ума. У одних склад ума аналитический, у других учеников — наглядно-образный, а у третьи характеризуются наличием как образных, так и абстрактных элементов. Чтобы гармонично развивать умы школьников, учителю необходимо воздействовать как на логическую, так и на образную составляющую ума, преподнося учебный материал объёмно.

Успешной учёбе способствует наличие таких составляющих мышления школьников:

  • уметь мыслить: анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать информацию, формулировать суждения и умозаключения;
  • уметь критически мыслить, имея несколько вариантов решения проблемы;
  • уметь выделять главное, видеть цель.

Чтобы успешно развивать мышление в школьном возрасте, лучше всего использовать идеи развивающего обучения. Эта педагогическая технология предполагает, что задания имеют проблемный характер, что и стимулирует активное развитие интеллекта ученика.

Как развить воображение: шесть способов

Ищите новые хобби

Согласно исследованию Калифорнийского университета в Сан-Франциско, занятия творческими хобби в нерабочее время увеличивают работоспособность сотрудников. Самый надежный способ пробудить воображение — попробовать себя в деле, в котором у вас нет никакого опыта. Изучение нового требует, чтобы мозг думал (а нейроны соединялись) иначе. Это открывает новые перспективы и создает почву для творчества.

Мечтайте

Согласно отчету креативного агентства We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет каждый день проводит в Сети 6 часов 43 минуты — это 100 дней в год, более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени, чтобы помечтать. По данным исследования научного издания Behavioral Scientist, люди, которые погружаются в грезы в течение дня, чаще принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Постарайтесь помечтать, а не скроллить ленту соцсетей, пока ждете очереди в магазине, едете в автобусе или перекусываете на скамейке в парке.

Гуляйте

Ходьба погружает в креативное, вдохновленное состояние. Исследование Стэнфордского университета 2014 года показало, что при ходьбе креативность в среднем на 60% выше. Постарайтесь отправиться на прогулку без телефона и не по проторенному маршруту.

Окружайте себя креативными людьми

Согласно исследованию научного журнала Child Development, дети из творческих семей растут более креативными. Этот лайфхак работает и со взрослыми: творческое окружение вдохновляет думать нестандартно.

Играйте

Согласно исследованию психологического журнала Journal of Play, игры в детском возрасте влияют на развитие креативности в будущем. Позвольте себе отказаться от рациональных аспектов взрослой жизни и принять другую реальность: пусть коробка станет ракетой, а телефон — космическим бластером. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам, а еще лучше попросите детей принять вас в их игру и учитесь у мастеров.

Если поначалу задание покажется сложным, стоит попробовать дать волю воображению в медитации, установить контакт с внутренним ребенком, начать вести дневник и вспомнить свои детские фантазии.

Окружайте себя синим цветом

Исследование Университета Британской Колумбии в Ванкувере показало, что синий цвет повышает производительность при выполнении творческих задач, потому что ассоциируется с открытостью и умиротворением. Добавьте синие предметы в интерьер или просто создайте обстановку, которая вдохновляет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector