Тренировка концентрации внимания

Улучшение организации внимания

Как уже было сказано, внимание является избирательной направленностью нашего восприятия. Внимание бывает произвольным (или управляемым) и непроизвольным (или неуправляемым)

Наличие произвольного внимания у человека помогает человеку осуществлять сознательную деятельность, в том числе и целенаправленное запоминание.

Чтобы научиться активизировать и контролировать произвольное внимание, вы можете воспользоваться специальными упражнениями и техниками, которые помогут вам сконцентрироваться. Многие из этих приемов вы встретите и в других тренингах

Здесь же описаны именно те приемы, которые полезны для концентрации внимания в процессе запоминания.

Мотивация. Для улучшения внимания попытайтесь мотивировать себя тем, что изучаемый материал может быть полезен вам. Постарайтесь осознать все возможные преимущества овладения информацией, которую нужно выучить. Пусть они будут незначительны, главное найти их.

Внешние раздражители

Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха

Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и заниматься работой, не обращая ни на что внимание. Сложные условия делают человека «непробиваемым», помогают человеку научиться организовывать свое внимание и отключаться от внешних раздражителей

Попробуйте искусственно создавать себе сложные условия, пытайтесь концентрироваться на чтении в тот момент, когда вы слушаете музыку, когда вокруг ходят люди. Пойдите на улицу, в парк в выходной день и читайте на скамейке, стараясь не обращать внимания на окружающих и прохожих.

Состояние транса, по наблюдениям специалиста по гипнозу М

Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Тренинг, связанный с обучением вхождению в состояние транса, только создается нашими авторами, как только он будет готов, здесь появится ссылка

Также хотелось бы отметить, что часто в интернете можно встретить рекламу различных препаратов и витаминов для улучшения памяти и внимания

Однако важно понимать, что истинная причина невнимательности и забывчивости лежит не в химических и биологических процессах человеческого организма, а в психологическом состоянии и мотивации. Поэтому прибегайте к применению данных препаратов только в крайнем случае, когда ничего больше не помогает и только по назначению врача

Конечно, хорошей концентрации нельзя достичь мгновенно, необходимо планомерно работать над ее улучшением. Вот несколько советов относительно проблемы концентрации и способов организации внимания:

Не останавливайтесь и не отказывайтесь. Очень часто выполняя какое-либо задание, мы останавливаемся на полпути и поддаемся соблазну ускользнуть от работы, так и не завершив ее. Старайтесь бороться с этим желанием, например, применив правило пяти. Если Вы читаете книгу, прочитайте еще пять страниц или потратьте ещё 5 минут, и вы увидите, что вам может захотеться прочитать еще больше. Есть такая пословица: «Глаза боятся, а руки делают».

Делайте одно дело. Все лишние проблемы и вопросы отложите в сторону и занимайтесь одним делом. Помните о правиле Миллера, и о том, что объем нашего внимания ограничен.

Получайте эмоциональную отдачу

При запоминании важно не только наличие внимания, но и эмоциональная отдача. Концентрация на выполнении любимого и полезного дела всегда выше, чем при выполнении скучной и ненужной работы

А как сделать процесс запоминания увлекательным, написано дальше.

Cтатистика На весь экран

Что такое внимание? Каким бывает внимание?

Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности

Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным, причем особый интерес представляют первые два

Непроизвольное внимание

Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение

А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.

Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания

Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.

Произвольное внимание

Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься

Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.

Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи

Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд

Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.

Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека

Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на когнитивные способности и их развитие и т.д

3 простых теста-упражнения на концентрацию внимания

Задача Струпа помогает не только развить концентрацию внимания, но еще и определяет, насколько в данный период времени ваше внимание сконцентрировано. Разработчики игр для сервиса BrainApps – это команда специалистов в таких научных сферах, как психология, гейм-дизайн

Каждая игра помогает развивать какую-либо сторону личности. При этом имеется удобный личный кабинет, в котором можно наблюдать степень развития интеллекта, внимания и памяти.
Наша команда также приготовила усовершенствованную версию игры на решение задачи Струпа. Попробуйте сыграть в «Задачу Струпа Революция». Преимущество онлайн тренировок внимания состоит в том, что ими можно заниматься где угодно – на работе, дома, в дороге.
Игра «Зоркий глаз» — это отличный тренажер для концентрации внимания. Вам необходимо сосредоточится на одном предмете – птице, которая возникает на экранах на доли секунды. Нужно безошибочно определить ее местоположение, указав на него курсором. Со временем игра усложняется, появляется все больше отвлекающих предметов.

И конечно же, игра «Концентрация», направленная на улучшение памяти и концентрации внимания. Играющему нужно будет запомнить геометрические фигуры, а затем найти пары. Игра усложняется тем, что количество полей с каждым раундом все больше, следовательно, и запоминать расположение фигур становится сложнее.

Профилактика

  • Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
  • Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
  • Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
  • У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
  • Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.

Развитие внимательности у взрослых

Чтобы родители могли научить своего ребенка внимательности, они сами должны обладать этим навыком. Развить свою внимательность взрослые могут с помощью ежедневной практики или специальных тренингов, которые становятся все более и более популярными.

Курсы развития внимательности обычно длятся несколько месяцев и включают два типа внимательности: формальную (медитация) и неформальную (осознание момента). Однако следует помнить, что внимательности нельзя научиться за одну, даже интенсивную тренировку. Её нужно постоянно развивать и закреплять в повседневной жизни.

Сегодня о внимательности всё чаще говорят в контексте борьбы со стрессом, хронической усталостью, бессонницей, депрессией и другими состояниями. Цель использования техник внимательности – развить у человека ​​способность замечать все разнообразие раздражителей, как внутренних, так и внешних. Состояние внимательности представляет собой форму колебания внимания между внутренними ощущениями и внешними проявлениями. Развитию внимательности способствуют тренажеры Викиум.

Гимнастика для мозга Ольга Троицкая

Гимнастика для мозга — Ольга Троицкая

Программа систем упражнений была разработана еще в 70-х годах. Ученые того времени проводили исследования со своими учениками, каждый из которых выполнял гимнастику каждый день. С того времени система распространяется по всему миру и приносит отличные результаты.

Ольга Троицкая — это успешный психолог. Она большое значение уделяет развитию мозга, ведь благодаря ясному уму человек может быть счастливым и успешным.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «КРОСС КРОЛЫ»:

Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать, когда вялость и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно

УПРАЖНЕНИЕ №2:

  • Встаньте ровно, ноги на ширине плеч
  • Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке
  • Голова немного поворачивается по ходу действий
  • Рот не зажимается, губы свободны. Зажаты только все мышцы и нижняя часть лица

УПРАЖНЕНИЕ №3 «КНОПКИ МОЗГА»:

  • Два пальца поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Вторая рука расположена на пупке
  • Слегка массируйте ямки
  • Поменяйте руки
  • Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами. Это мощная нейро-лимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца

Синхронизация мозга и крупные сосуды сердца

УПРАЖНЕНИЕ №4 «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ»:

  • Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха
  • Поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела — прекратите выполнять упражнение
  • Поверните голову вправо и снова повторите все действия, как с поворотом головы влево

УПРАЖНЕНИЕ №5 «СОВА»:

  • Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине
  • Немного поверните голову влево
  • Начинайте разминать — на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова
  • Голову немного поворачиваете из стороны в сторону
  • Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ №6 «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ»:

  • Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени ровно и слегка согнуты. Тело расслаблено
  • Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела.
  • Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку
  • Поменяйте руки и повторите упражнение
  • Потом выполните его двумя руками вместе — влево и вверх

Восьмерки в воздухе для синхронизации мозга

УПРАЖНЕНИЕ №7 «КРЮКИ ДЭНИСОНА»:

1 часть упражнения:

  • Ноги переплетите
  • Руки вытяните вперед ладонями наружу
  • Сложите ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди
  • Язык поднимите и прижмите к небу
  • Глаза поднимите вверх. Нужно выполнять упражнение столько времени, сколько вам будет комфортно

2 часть упражнения:

  • Ноги расставьте на ширине плеч
  • Руки опустите вниз и сцепите лодочкой на уровне низа живота
  • Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу

Ниже представлено видео с гимнастикой для мозга Ольги Троицкой. В нем представлены только сами упражнения.

Развитие внимательности: с чего начать

Как и любое качество, внимание нуждается в развитии. Чтобы прохождение курса развития дало ожидаемый результат, необходимо к вопросу подойти со всей серьезностью

Мотивация: как приблизить себя к цели

Для того чтобы освоение нового проходило качественно, необходимо настроить себя на развитие внимания. Мотивация должна быть достаточно сильной и стабильной. Развитие навыка может быть полезно для успешности человека — соискания более высокой должности, поднятия успеваемости в учебном заведении и т.д.

Рацион: пить или не пить

Одним из факторов, способствующих развитию внимания, является сбалансированный рацион. При этом должно потребляться достаточное количество воды, чтобы функционирование мозга, и восприятие были полными.

Есть ли у вас план?

Планировать изучение нового материала – первый шаг на пути к достижению цели. Специалисты, занимающиеся разработкой психологических курсов, настоятельно рекомендуют, проходить уроки развития внимания подряд, не пропуская, и не прерываясь на длительное время.

Курс по развитию, к примеру, рассчитан на 15 дней. В течение этого времени занятиям желательно уделять достаточно времени, выполняя все упражнения, и не игнорируя теорию.

Кроме того, умение планировать, поможет лучше справляться с поставленными задачами в обычной жизни и научит обязательности:

  • своевременная оплата квитанций;
  • вовремя сделанные телефонные звонки;
  • в сроки сданные отчеты и т.д.

Как не мешать самому себе

Приступая к изучению курса по развитию внимательности, необходимо осознавать, что многие помехи человек создает себе сам, даже когда этому не способствуют внешние факторы. К таким вариантам можно отнести:

  • привычка курить;
  • частые чаепития;
  • проверка почты чаще, чем это необходимо на самом деле;
  • длительные разговоры по телефону;
  • «зависание» в соцсетях и т.д.

Доля таких отвлечений может составлять до половины. Следует проанализировать свой распорядок, и сделать выводы.

Чтобы не нарушать процесс усвоения и обработки поступающей информации, необходимо понимать, какие факторы реально мешают, и установить для себя ограничения, а также правила. Если им не следовать, движение к цели будет медленным, и тренировки могут оказаться вообще малоэффективными.

Может ли внимание быть чрезмерным?

Нарушение внимания у школьников, и у взрослых часто связано, как ни парадоксально, именно с чрезмерным влиянием. В ряде ситуаций следует наоборот абстрагироваться от лишней на данный момент информации, и не проявлять к ней интереса.

К таким событиям, которые требуют полной концентрации внимания, относятся:

  • управление сложными механизмами;
  • составление важных документов (например, финансовых отчетов);
  • управление автомобилем;
  • прохождение экзаменационных испытаний и т.д.

Во время важных и ответственных мероприятий должно быть осознанное восприятие входящей информации. Отвлекаться при этом можно только на то, что напрямую влияет на качество выполнения поставленной задачи.

Перерывы: нужны они или не нужны

В процессе выполнения ответственных заданий (например, школьные уроки, проведение сложных подсчетов и т.д.), практически каждый делает перерывы. Такие паузы позволяют переключиться на что-то другое, чтобы потом приступить к решению задачи с новыми силами, взглянуть на проблему под новым углом и избежать «замыливания» взгляда. При отсутствии перерывов в течение длительного времени производительность работы будет снижена.

Примером такого перерыва может быть гимнастика для глаз после скрупулезной сверки большого количества цифр. Другой пример – прогулка на улице после вычитки текста или легкая разминка.

Быть внимательным наполовину: есть ли в этом смысл?

Внимательность на половину – недопустимо для того, кто стремится развить свое внимание и укрепить имеющиеся навыки. Достичь этого возможно в том случае, когда не происходит отвлечения на второстепенные факторы, а сама информация воспринимается в полном объеме

Слушать разговор или рассматривать, к примеру, объект, необходимо внимательно, с концентрацией на поступающей информации.

Отвлекающими факторами может быть дискомфорт, вызванный каким-либо фактором:

  • голод;
  • неудобная поза;
  • боль и т.д.

Бывают ситуации и обстоятельства, при которых внимание не получается сконцентрировать на важных вещах. Если нельзя устранить факторы, мешающие сосредоточиться (например, плохое самочувствие), то лучше будет по возможности отложить выполнение ответственного дела на более позднее время

Развиваем внимание: 3 совета, как добиться успеха, тренируя переключение внимания

Тренировку переключения внимания рекомендуется вести одновременно в трех направлениях:

1. Тренировка быстроты переключения внимания с одного процесса или объекта на другой; цель – сократить время, которое обычно требовалось, чтобы заняться чем-то другим и целиком на этом сосредоточиться.

Поставьте рядом с собой тикающие часы. Начните чтение чего-то не очень обязывающего

Переключайте свое внимание то на тиканье часов, то на чтение текста. Очень скоро вы «застрянете» в чем-то одном

Старайтесь добиться прогресса, удлиняя количество переключений и время выполнения этой задачи без сбоев.

Лягте на спину и начните вслушиваться в свои телесные ощущения

Начните с головы, затем переключите внимание на руки, потом на живот, спину и т.д. «Гуляйте» по своему телу, включая ощущения в разных местах

Постепенно наращивайте скорость переключений.

2. Развитие умения выделять наиболее важные и второстепенные объекты восприятия, а затем по необходимости менять их местами так, чтобы теперь важным стало то, что до этого было второстепенным; задача – научиться быстро находить нужные «маркеры» ситуации.

Лягте на спину и начните вслушиваться в свои телесные ощущения

Начните с головы, затем переключите внимание на руки, потом на живот, спину и т.д. «Гуляйте» по своему телу, включая ощущения в разных местах

Меняйте «рисунок» своих  переключений, задавая себе команды, какую часть вашего тела вы хотите сейчас почувствовать

3. Самостоятельное конструирование или освоение уже готового «маршрута восприятия» — использование специальных опорных сигналов, которые нужны, когда рабочие процессы следуют в определенно заданном порядке; цель – помочь сознанию следовать по привычному пути. В некоторых случаях даже применяют разные мнемонические схемы

Вот как, например, еще недавно учили водителей управлять своим вниманием:

Товарищ! Это не проформа‑с!

Запомни, отправляясь вдаль:

Сцепленье. Передача. Тормоз.

Знак поворота. Газ. Педаль.

Вычерчивайте и вы свои собственные маршрутные карты, следуя которым вы будете переключать внимание в заданном картой порядке. Можно рифмовать последовательность объектов, чтобы проще было запомнить

Как сделала это героиня старого фильма «Звуки музыки», составив карту нот: «До – нам дорог этот звук, ре – решительно вперед…»

Диагностика

Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.

  1. Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
  2. Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
  3. Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
  • нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
  • консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
  • педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
  • может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.

Рефлексивные упражнения на развитие концентрации внимания

Рефлексия – это осознанное управление своим вниманием. Осознав, что вам необходимо тренировать концентрацию внимания, вы можете начать упражнения сразу же

Старайтесь почаще задавать себе вопрос, куда направлено внимание? Нет ли рассеивателей внимания, тех объектов, которые «воруют» концентрацию?
Рефлексивное чтение. Читая, старайтесь не отвлекаться, а как только чувствуете рассеянность внимания, перечитывайте тот отрывок, на котором концентрация сбилась, заново.
Рефлексивное дыхание – то есть глубокое дыхание с концентрацией только на самом процессе поступления воздуха
Это помогает не только сконцентрировать внимание, но и насытить клетки мозга кислородом.
Упражнение «Гладь озера» подразумевает, что вы будете себе представлять абсолютно безмятежное озеро с зеркальной поверхностью. Рассматривайте его в своем воображении, концентрируясь на малейших деталях.
Упражнение с четками

Четки приводят мысли в порядок, поэтому многие используют этот предмет при переговорах, а также во время, когда необходимо принять важное решение.

Безусловно, эти упражнения дают результат, однако не забывайте, что ими необходимо заниматься каждый день, уделяя саморазвитию примерно 10-20 минут. И тогда концентрация внимания вырастет примерно за 2 месяца.

Упражнения на развитие внимания

Развитие внимания человека нуждается в контроле

Очень полезно практиковаться в наблюдении за собственным вниманием. Это позволяет осознанно избегать рассеянности внимания, помогает не «плыть по течению», следовать своим целям и планам

Для этого нужно время от времени задавать со мной себе вопросы. Например, такие:

  • Чем я сейчас занимаюсь?
  • Для чего я это делаю?
  • Это точно мне нужно и именно сейчас?
  • На что я сейчас трачу свое время?
  • Я точно хочу это продолжать?
  • Это точно то, что мне сейчас нужно?

Некоторые из подобных вопросов можно поместить перед глазами и периодически, взглянув на них, проверять и контролировать и свое внимание, и своё время. Формулировка может быть произвольной, но передающей суть

Процесс развития внимания лучше начинать с упражнений на концентрацию (умение зафиксировать внимание, не отвлекаясь на раздражители). Выберите какое-нибудь дело и займитесь им, постарайтесь ни на секунду не отвлекаться от мыслей о нём

Старайтесь выполнить это дело максимально сосредоточенно и эффективно.

Одно из полезных упражнений на развитие внимания – концентрация на дыхании. Почувствуйте, как воздух наполняет Ваши лёгкие, постарайтесь, чтобы дыхание было ритмичным и глубоким. Не торопитесь. Закройте глаза, сосредоточьтесь на дыхании и постарайтесь ни о чём, кроме него, не думать. Почувствуйте, как легкие наполняются воздухом, услышьте, как бьётся сердце. Выполните это упражнение несколько раз, например сделайте 3-5 глубоких вдохов и выдохов.

Следующее упражнение на развитие внимания тоже можно практиковать каждый день, когда и где Вам удобно. На несколько секунд закройте глаза и сделайте глубокий вдох. Выдохните, откройте глаза и в течение 10-15 секунд внимательно осмотритесь. Можете выбрать свой или чужой рабочий стол, если Вы на работе, или тематический стенд, если Вы в поликлинике, или что-то другое. Запишите или устно перечислите то, что запомнили, насколько возможно подробно. Проверьте себя. Постепенно Вы будете «схватывать» взглядом детали и предметы все точнее и осознаннее и замечать «мелочи», прежде ускользавшие от внимания.

Ещё одно упражнение, дающее возможность для развития внимания. Выберите любой предмет. Установите таймер на две минуты. В течение всего этого времени изучайте выбранный предмет, до сигнала таймера об окончании не позволяйте мыслям переключиться на что-либо другое

Попробуйте перечислить всё, что заметили, на что обратили внимание. Например, Вы рассматривали ручку

Что привлекло Ваше внимание? Из скольких частей она состоит? Какие цвета в ней использованы? Каковы особенности формы? Что Вы упустили? Так Вы научитесь «схватывать» за отведённое время больше деталей и подчинять внимание своей воле, контролировать его.

Заключение

Теперь вы знаете, как тренировать внимательность. В этой статье описано все, что необходимо для развития внимания: и теория, и реальные упражнения. Главное – все дисциплинированно выполнять. Способность к концентрации очень тесно связана с самодисциплиной, поэтому сам факт, что вы будете систематично тренироваться, уже будет развивать способность к концентрации.

А вообще, по жизни необходима осознанность – умение находиться здесь и сейчас. Этот навык лучше всего тренирует медитация. Поверьте, будет куча ситуаций в жизни, когда осознанность пригодится. Просто берите и практикуйтесь дважды в день по 20 минут. И внедряйте навыки в повседневную жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector